Финтех с человеческим лицом
Eqvanta – международная группа компаний в сфере альтернативных финансов и финансовых технологий. Объединяет бренды «Быстроденьги», «Турбозайм», Takomo и Scortech. Входит в топ-50 рейтинга работодателей HeadHunter в категории «крупные компании».
Объем выданных займов превысил 98 млрд рублей, 78% займов выдается онлайн. Услугами ГК пользуется 5,3 млн человек.
Цель компании – стать выбором №1 среди микрофинансовых организаций.
Андрей Клейменов, генеральный директор ГК Eqvanta
С отличием окончил Самарский государственный аэрокосмический университет. Более 20 лет в области продаж, из них 15 лет – на руководящих позициях.
К команде Eqvanta присоединился в 2012 году в качестве операционного директора и отвечал за продажи микрозаймов и дополнительных продуктов, контроль качества, взыскание, риск‑менеджмент. Управляет ГК с 2019 года.
– Миссия Eqvanta — делать финансы доступными. Это то, в чем сейчас особенно нуждаются жители нашей страны. Каким образом реализуется эта цель?
– Наша компания работает на рынке уже 14 лет, с 2008 года. С самого первого дня мыстремимся к тому, чтобы финансовые услуги было получать удобно, просто и доступно.
Мы делаем продукт таким, каким клиенты хотят его видеть. В 2013 году многие услуги трансформировались в онлайн-формат, и мы начали выдавать займы через интернет, сделав этот процесс более оперативным. 24 часа, 7 дней в неделю займы доступны в любой точке мира. В 2018 году клиентам стали интересны займы на большую сумму и длительный срок, и мы ввели этот продукт в свою линейку — сегодня он занимает 50% нашего портфеля.
– Многие до сих пор воспринимают МФО, мягко скажем, неоднозначно. Как боретесь с заблуждениями?
–Микрофинансовые организации — часть финансовой системы России. Легальные игроки рынка — более 1200 компаний —включены в реестр Центробанка. Они соблюдают все требования, ограничения, правила работы с просроченной задолженностью клиентов и не наносят урона имиджу финансового рынка.
А есть компании, которые по той или иной причине уходят в серую зону, не контролируемую регулятором. Их немного, но истории с нарушением ими законодательства часто попадают на страницы СМИ, что влияет на имидж всей отрасли.
Как мы боремся? В первую очередь, объединяемся с легальными игроками и входим в состав саморегулируемой организации «Микрофинансирование и развитие», которая ставит своей ключевой целью улучшение имиджа микрофинансового рынка. Мы участвуем во всех акциях, которые проводит саморегулируемая организация, в частности, связанных с повышением финансовой грамотности населения. Разъясняем, как пользоваться займами, какую сумму лучше брать исходя из своих возможностей, как распоряжаться деньгами, чтобы не уйти в закредитованность.
Второе: наша компания входит в экспертный совет Банка России по микрофинансированию и кредитной кооперации. Он призван наладить общение регулятора и рынка. Со стороны ЦБ звучит много предложений по изменению процесса кредитования, в прямом диалоге с участниками экспертного совета приходит понимание, как изменения могут повлиять на клиента. Бизнес здесь выступает в роли защитника заемщиков.
– В 2020 году во Вьетнаме появился бренд Takomo, и Eqvanta стала одной из немногих ульяновских организаций, которая превратилась в международную. Почему вы выбрали именно Вьетнам? Каких результатов уже удалось там достичь?
– При запуске нового проекта мы обязательно анализируем его экономическую составляющую. Мы рассматривали много стран — в Европе, Азии, Африке и Южной Америке. В итоге обратили свое внимание именно на Юго-Восточную Азию, потому что, по нашему мнению, это область мира, которая сейчас больше всего подвержена технологическим изменениям. Их технологии намного более передовые, чем российские.
Помимо этого, важными факторами при выборе страны для нас было население (во Вьетнаме живет 100 млн человек) и возможности для развития, которые дает государство.
Бренд Takomo запускался в пандемию, это было вызовом для компании. Все делали удаленно: настраивали системы, набирали сотрудников, искали офис и партнеров. И первый займ мы выдали там, ни разу не посетив страну.
– Какие у компании планы по дальнейшему развитию на мировой арене?
– Мы продолжим делать акцент на Юго-Восточную Азию. Правильность этого решения еще раз доказала текущая ситуация, когда Запад накладывает на Россию новые санкции.
В этом году нам предстоит проанализировать следующий пул стран, в которых будем открываться. Рассматриваем Индонезию, Индию, Шри-Ланку, Филиппины и др.
Ольга Филиппова, директор по управлению персоналом ГК Eqvanta
С отличием окончила Ульяновский государственный педагогический университет по специальности «психолог-консультант», имеет степень МВА, сертифицированный коуч, эксперт по оценке персонала. Более 20 лет в области управления персоналом и консалтинге.
В Eqvanta с 2011 года. Лучший HR-директор России по версии журнала «Директор по персоналу» в 2016 году, один из лауреатов в секции «HR-директор года» в рамках Гран-при «Хрустальная пирамида – 2017».
– Что помогает компании удерживать высокие позиции в рейтинге лучших работодателей России по версии hh.ru и побеждать в HR-премиях?
– Для нас самое главное — люди, это наш основной актив. Мы стремимся создавать, демократичную, открытую, дружелюбную корпоративную среду, в которой ребята могут не просто расти и развиваться профессионально, но и реализовывать себя личностно.
Мы внимательно отслеживаем тренды управления персоналом и внедряем лучшие практики. Принимая решения, всегда думаем о том, как это скажется на наших сотрудниках.
Психологический климат в компании анализируем через измерение вовлеченности. Это интегральная метрика, которая позволяет нам видеть сильные и слабые места, что сотрудникам нравится, а что не очень. Из года в года наблюдаем тренд на рост вовлеченности, и она у нас сейчас действительно на уровне лучших работодателей России — более 80%.
– С этого года в Eqvanta изменились корпоративные ценности. Почему? Что сегодня вы ставите на первый план?
– Мы всегда были сторонниками ценностного подхода. Наши ценности — то, что нас объединяет и сплачивает. В первый раз мы формулировали их еще в 2012 году. Это была большая кампания, в которой участвовали и сотрудники, и топ-менеджмент. Потом мы очень долго их внедряли, чтобы все в команде не просто знали их и могли перечислить, а действительно использовали в жизни и работе.
Но мир не стоит на месте, сейчас фокус на технологичность и цифровизацию. Eqvanta за это время сильно трансформировалась. Наши текущие ценности:«Забота о клиенте», «Экологичность», «Вклад каждого важен» и «Быстрая трансформация». Они логичным образом вытекают из предыдущих, являются их модификацией и показывают другие грани компании.
– В последнее время Eqvanta совершенствует свои офисы, трансформируя их в сторону коворкингов...
– С началом пандемии нам пришлось очень быстро, буквально за неделю, свернуть работу в офисах и перевести всех на дистанционный формат. Когда ослабили коронавирусные ограничения, мы сохранили гибридную модель, потому что поняли, что умеем работать в ней эффективно.
Сотрудникам частичная удаленка дает много плюсов: экономия расходов и времени, возможность решать домашние вопросы в обеденный перерыв и соблюсти баланс работы и личной жизни, в конце концов, простодольше спать.
Естественно, сегодня посещаемость офисов ниже, чем до пандемии (а у нас 1500 человек по всей России, включая 600 человек в Ульяновске).Поэтому мы переделали их в коворкинги, куда сотрудники могут приходить, чтобы пообщаться. Сегодня такие пространства у Eqvanta есть в Ульяновске, Казани, Москве и Санкт-Петербурге.
– Компания регулярно проводит масштабные мотивационные программы для сотрудников. Какие задачи удается решать с их помощью?
– Лет десять назад очень сложно было завлечь персонал — в силу специфики отрасли. Мы были «донором»: к нам приходили, получали опыт и уходили.
Мотивационные программы позволили удержатьлюдей внутри компании. Например, в 2013 году у нас стартовала программа, рассчитанная на 2,5 года. Участникам начислялись «звезды» за достижения, по их количеству формировались рейтинги. А на кону был 1 млн рублей! Промежуточные победители боролись за призы и корпоративные поездки за границу,а по итогам всей программы лидеры рейтинга получили денежное вознаграждение. Эта программа помогла нам снизить текучесть и повысить вовлеченность, а еще принесла награды экспертного HR-сообщества.
В этом году высокую оценку экспертов получила программа Eqvatoria. Главным призом в ней был автомобиль, за второе и третье место — современные девайсы.
Все мотивационные программы ориентированы на тренд Well-Being, чтобы ребята росли и развивались вместе с компанией, приносили новые идеи, заботились о своем здоровье, проводили благотворительные акции, участвовали в волонтерских проектах… Это делает жизнь Eqvanta более богатой и насыщенной.
– Повлияла ли текущая геополитическая и экономическая ситуация на наем и кадровую политику?
– Безусловно, подобные события влияют на психологическое состояние сотрудников и ведение бизнеса. Прямого влияния санкций мы не ощущаем, так как у нас нет международных контрактов и инвесторов с валютными расчетами. Поэтому наш бизнес продолжает работать в обычном режиме, мы сохраняем весь штат сотрудников, в апреле проводим запланированную ранее индексацию заработных плат. Мы также реализовали комплекс мер для моральной поддержки сотрудников: выплатили разовую премию коллегам с невысоким доходом, провели вебинар о том, как справляться с тревогой и стрессом, и прямую линию с руководством, чтобы сотрудники получили ответы на все интересующие их вопросы.
Игорь Быковский, IT-директор ГК Eqvanta
С отличием окончил Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана по специальности «ЭВМ, комплексы, системы и сети». Имеет 15-летний опыт руководства в области ИТ.
В ГК Eqvanta с 2013 года. Отвечает за разработку и сопровождение информационных систем и IT-инфраструктуры.
– У Eqvanta сильная IT-команда — расскажите, пожалуйста, о ней.
– В команде порядка 150 человек. Это разработчики, аналитики, тестировщики, техподдержка и сопровождение, специалисты по 1С, аналитики по работе с данными и отчетностью, инфраструктура, DevOps-инженеры. Используем практически все современные популярные языки разработки, например, .net, PHP, Python, TypeScript и некоторые специализированные — Ruby, Elexir.
За прошлый год мы выросли на 50%по численности и повысили экспертность: к нам пришли сильные специалисты уровня сеньоров, вокруг которых строим центры компетенций.
– IT-специалисты компании находятся в разных уголках страны. Сколько регионов на вашей «карте»? Ульяновск как-то выделяется на ней?
– Конечно. IT-подразделение Eqvanta, как и сама компания, зарождалось в Ульяновске. Здесь работает больше 50% штата. После Ульяновска на нашей «карте» появилась Москва, а затем, чтобы развивать экспертизу по программированию, Казань. Удаленка позволила расширить географию, и сейчас IT-подразделение Eqvanta — это свыше 20 городов.
– Как строится взаимодействие IT и бизнеса?
– В 2020 году стало очевидно, что есть недопонимание между бизнесом и IT. Бизнес хотел большей инициативности, вовлечения, скорости, а IT оставалось в некоем прошлом мире сервис-ориентированной модели. Нужны были кардинальные изменения.
На тот момент оргструктура IT была классическая иерархическая —директор и под ним отделы.Мы перешли к матричной структуре: сделали горизонтальные команды с IT-владельцем в каждой, а также со своими аналитиками, разработчиками, тестировщиками и т.д. Команды стабильны, перемещения в них происходят не чаще, чем раз в год. Это позволяет им сплачиваться, хорошо вникать в процессы и быть ориентированными на результат.
Через полгода бизнес увидел больше вовлечения и инициативы от IT, цель — развитие продуктов — стала единой для всех. В этом году мы даем командам еще больше самостоятельности.
– Какие IT-проекты вы реализуете, и как они помогают делать отрасль более инновационной и безопасной?
–Мы мультиканальная компания, выдаем займы и в мобильном приложении, и в личном кабинете на сайте, и через звонок в контакт-центр, и в офисах. Запустили проект выдач в мессенджерах.
Ключевыми для нас являются онлайн-проекты. Сегодня выдача займов в Eqvanta занимает 5–10 минут, это наше конкурентное преимущество. За это время мы идентифицируем клиента, изучаем кредитную историю, проводим скоринговую оценку, принимаем решение о выдаче займа и, если оно положительное, зачисляем деньги.
В 2021 году мы стали одной из первых компаний, которые напрямую подключились к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). В апреле 2022 года планируем подключиться к цифровому профилю гражданина. А еще в скором времени готовимся стать резидентом Сколково.
– Расскажите о самом большом и сложном проекте для IT-команды Eqvanta.
–Выделю два ключевых проекта, которые взаимосвязаны между собой: замена кредитного конвейера (нашей ERP-системы) и замена системы скоринга.
Проект замены конвейера стартовал в прошлом году, и сейчас мы уже тестируем систему в продакшене на небольшой выборке клиентов. Полноценный запуск произойдет в онлайн-сегменте в первом полугодии.
Наша скоринговая система была реализована на базе американского решения. Полтора года назад мы приняли решение писать собственную систему на Python. Запустили ее во Вьетнаме и кастомизируем для России. С учетом риска ухода американского поставщика наше решение оказалось буквально пророческим.
– Какие возможности для развития и карьерного роста в IT дает Eqvanta?
– Огромное количество возможностей! Расскажу на примерах ульяновских ребят.
Молодой человек с педобразованием работает в службе взыскания. В 2014 году переходит в департамент IT и начинает сопровождать систему, в которой ранее работал как пользователь. После этого его переводят в тестирование, где он поднимаетсяпо карьерной лестнице до начальника. Это Дмитрий Солодков.
Или: девушка работает специалистом по микрофинансовым операциям, выдает займы. Оттуда переходит в департамент контроля качества, затем в отдел сопровождения, а впоследствии в бизнес-аналитику. Сейчас она ведущий аналитик на одном из ключевых проектов. Это Эльвира Хамидуллина.
Таких примеров масса. В Eqvanta большие перспективы роста не только по карьерной лестнице, но и в части экспертизы. Джуны с помощью наставников становятся серьезными специалистами, которые востребованы на рынке. Главное —желание. Если оно есть, компания обеспечит всеми возможностями.