Время возможностей?
Фото: Татьяна Задорожняя
Звездопад
Всю первую половину марта сводки СМИ пестрели сообщениями о приостановке деятельности в России известных зарубежных компаний. Одной из первых подобное заявление сделала Coca-Cola. Позже, впрочем, стало известно, что бренд продолжит продавать в России питьевую воду некоторых марок, но существенно поднимет цены.
Одновременно с этим встал на паузу «Макдоналдс». А далее – по нарастающей. О приостановке инвестиций в Россию сообщила компания Yum! Brands, которой принадлежат сети ресторанов KFC и Pizza Hut. PepsiCo заявила, что прекратит продажу и рекламу напитков в нашей стране. Приостановили деятельность Starbucks, Mars, Heineken, Velkopopovicky Kozel. Инвестиции в России заморозили Carlsberg, Nestle, Danone, Pfizer, Bayer, Philip Morris.
Во второй половине марта количество зарубежных брендов, частично или полностью покинувших Россию, исчислялось несколькими сотнями. Больше всего «опустели» ретейл (продукты, одежда, косметика), авторынок, рынок гаджетов, компьютерных технологий, ПО и сервисов.
Как считает владелец службы проката гидроциклов и SMM-агентства Azza Николай Жиляков, потребителям, привыкшим к этим маркам, не стоит паниковать.
– Все крупные мировые компании, находящиеся в европейской или американской юрисдикции, должны высказаться на тему отношения к России. Сделать сильное заявление, что не поддерживают наши действия, и максимально серьезно – в форме краткосрочной блокировки деятельности. Большинство компаний, которые делают эти экстравагантные и обидные заявления относительно России, не будут покидать нашу страну. Это сейчас лишь следование модному тренду, – отмечает эксперт.
По его мнению, к началу лета ситуация может измениться: пройдет трехмесячный срок, о котором заявили многие иностранные компании, и большинство из них в итоге вернутся на российский рынок.
На горизонте
Очевидно, что, если гигантские компании, которые ушли, не вернутся обратно, трендом ближайших лет в российской бизнес-среде будут производство и активное развитие собственных брендов.
– С рынка текстиля ушли крупные зарубежные бренды Zara, Bershka, Pull & Bear, Stradivarius, Gucci, Saint Laurent, Balenciaga, Alexander McQueen, Mango, Swarovski, Pandora, Reserved, Victoria's Secret, Uniqlo и другие. И их место на рынке могут занять отечественные бренды, среди которых Lime, Zarina, Sela, Love Republic, Gloria Jeans, Incity, Savage, BeFree, Concept Club, Ostin, ТВОЁ, Mascotte, «Эконика», восходящие звезды Wildberries – 4teen, OPIUM, «Чудо Кроха», Kamolive, BeSelf и другие. Потенциально этим брендам сложившаяся в мире ситуация может сыграть на руку, если руководители этих компаний начнут инвестировать в дополнительные открытия точек в офлайн-бизнесе и увеличат поставки на маркетплейсы, – считает Денис Добряков, СЕО по управлению бизнесом на маркетплейсах EGGHEADS Solutions.
Мы часто слышим, что кризис – это возможности. А большой кризис, по утверждению многих экспертов, – это большие возможности.
– Россию покидают крупнейшие западные бренды, расчищая рынок для новых участников. Напрашивается аналогия с продукцией сельского хозяйства, пережившей бум после антисанкций 2014 года. Теперь по этому сценарию предстоит пойти товарам народного потребления, – говорит финансовый директор EMCD Станислав Акулинкин. – В ближайшей перспективе разумно инвестировать в развитие производства на территории Российской Федерации. Этому способствуют мощная сырьевая и энергетическая база, повышение конкурентоспособности российских производств за счет частичной девальвации национальной валюты. Будет задействован и экспортный потенциал таких производств.
Но в море возможностей есть и подводные камни.
– С одной стороны уход конкурентов – это плюс, с другой – большинство производств имеет зависимость от зарубежных поставок материалов и технологий. Простой пример: на «прикормленном» месте ушедшего Starbucks можно открыть свою кофейню. Но что делать предпринимателю, если он не может купить оборудование для своей новой кофейни (оно все зарубежное, резко подорожало или просто исчезло) и нарушена логистика поставок кофе из других стран? – задается вопросом Игорь Боев, генеральный директор компании «ПланФакт».
Станислав Акулинкин отмечает: современное оборудование для развития производства доступно по всему миру.
– В этой связи санкции не могут оказать критического влияния на перспективы развития. Инвестиционных возможностей Китая и прочих нейтральных стран более чем достаточно для выхода на траекторию масштабного устойчивого развития, – уверен эксперт.
Сделано в Ульяновске
На одни и те же сферы санкции против России действуют разнонаправленно: с одной стороны они освобождают место на рынке для отечественных производителей, а с другой – создают сложности с заказами и закупками. Пример – мебельная промышленность.
– Пока разговоры идут не об уходе брендов, а о приостановлении их деятельности в России. О явном выходе заявляют лишь единицы. Если IKEA все-таки уйдет, то освободится около 20% мебельного рынка страны. У тех, кто работал на эту компанию в качестве подрядчиков, появится «окно» для поднятия своей прибыльности, – замечает Сергей Ненастьев, основатель компании «ЛИГА СИМБИРСК».
Это предприятие является эксклюзивным дилером итальянской компании Renner Italia S.P.A., предлагает больше тысячи наименований лакокрасочных материалов для мебели. По словам Сергея Ненастьева, Renner продолжит работать в России.
– Завод в Италии открывался в 2004 году параллельно с российским дистрибьютором, без него он, возможно, и не существовал бы, – объясняет предприниматель. – Больше на нашу работу повлияла высокая волатильность валюты. Приходилось перевыставлять счета клиентам, но все отнеслись к этому с пониманием. На протяжении нескольких дней была сложность с переводом денег в Италию, так как банк наших московских партнеров, через которых мы привозим материалы, попал под санкции. С переводом счета в другой банк процесс наладился – деньги уходят, машины сюда идут.
Представители ульяновских производственных компаний, подстраиваясь под новые условия, отмечают: планировать деятельность дольше, чем на два-три месяца, сейчас не стоит. Эффективнее бросить все усилия на решение текущих проблем, недостатка которых, увы, нет.
– Есть две тенденции, осложняющие работу сейчас: возросшие цены на сырье и перебои с поставками. Решаем эти проблемы за счет увеличения складских запасов, изменения логистических схем и переориентацию на новых поставщиков, – рассказывает Татьяна Калашнова, руководитель отдела маркетинга компании «Белгравия». – Главная стратегическая цель сегодня – обеспечить наших потребителей товарами повседневного спроса и удержать цены на приемлемом уровне.
У «Белгравии» есть собственные торговые марки хозяйственных товаров – «Помощница» и «Твой день». В 2021 году компания запустила косметический бренд Organic Works. Сейчас предприятие делает ставку на модернизацию и расширение собственного производства.
– И хозяйственные товары, и косметика – сверхконкурентные отрасли, в которых за сердце покупателя идут ожесточенные битвы. На рынке хозяйственных товаров зарубежные бренды занимают верхний ценовой сегмент, поэтому на рядовом потребителе их уход практически не скажется. Что касается косметического рынка, на нем с 90-х годов сформировалась импортоориентированная модель. Парадокс в том, что за двадцать с лишним лет качество отечественных продуктов поднялось на очень высокий уровень, но при этом позиции игроков не поменялись. Думаю, это отличная возможность для российских производителей показать, на что они способны, – считает Татьяна Калашнова.
Сложности переживает отрасль производства сладостей.
– Рынку кондитерских изделий сегодня очень тяжело. Поставки масложировой продукции, разного вида глазури и другого сырья существенно зависят от зарубежных поставщиков, цены на местное сырье также возросли, а с ростом курса доллара сильно увеличились закупочные цены, тогда как продажи пока остаются на прежнем уровне. Деньги, которые планировались на развитие, сейчас идут на покрытие текущих расходов, все это, к сожалению, не могло не отразиться на стоимости готовых кондитерских изделий, – отмечает Александр Жарков, директор компании «СладИС».
Кондитерской фабрике «СладИС» 18 лет, в ассортимент входит более 200 наименований печенья, кексов, мармелада и восточных сладостей. По словам Александра Жаркова, предпочтения покупателей меняются в сторону более дешевой продукции: если раньше самыми ходовыми были заварные и глазированные десерты, то сейчас люди переходят на сладости попроще.
– Думаю, наши производители смогут найти выход из ситуации. Например, заменят масложировую продукцию на подсолнечное масло. Ясно, что на это потребуется время. Сейчас наш главный план – выжить, в том числе сохранив рабочие места. Полезной и нужной будет поддержка как государства, так и региона, – подчеркивает директор фабрики.
Стимулировать развитие
Поддержку сулят со всех уровней власти. На федеральном, к примеру, в марте заработал бесплатный онлайн-сервис «Биржа импортозамещения», который должен напрямую скооперировать производителей и заказчиков с минимальной бюрократией.
– Биржа сформирована на базе электронной коммерческой площадки Газпромбанка. Мы взяли готовую платформу, добавив туда сегмент, который направлен именно на коммуникацию предприятий, которые нуждаются в поставках компонентов и агрегатных комплектующих, для того чтобы в ускоренном режиме оптимизировать кооперационные связи. За первую неделю работы площадки объем сделок составил почти 300 млн рублей. Понятно, что это только начало, – прокомментировал министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
Как пояснили в Минпромторге, на «бирже» заказчики смогут публиковать запросы на закупку промышленной продукции, запчастей и комплектующих, а поставщики – направлять ценовые предложения и предлагать аналоги без дополнительных затрат, согласований и посредников. В будущем, по заявлениям ведомства, к сервису подключат иностранных поставщиков, готовых продолжать сотрудничество с Россией.
На региональном уровне также заявляют о новых мерах поддержки производителей. Так, губернатор Ульяновской области Алексей Русских поручил внести изменения в программу субсидирования 70% первого взноса по договорам лизинга на приобретение оборудования и спецтехники. В частности, планируется увеличить размер субсидии до 100% первоначального взноса по лизингу промышленного оборудования, продлить срок приема заявок до 1 мая и предусмотреть индивидуальные послабления условий участия в программе для предприятий, на которых работают люди с ограниченными возможностями здоровья.