Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Изменить Россию к лучшему

Креативная экономика – относительно молодой сектор отечественной экономики, который продолжает формироваться и вносить свой вклад в развитие страны. Как чувствуют себя креативные индустрии региона, читайте в материале «ДО».

Фото: Константин Салмин

На первого, второго рассчитайсь

По данным АСИ, по итогам 2020 года в Ульяновской области зарегистрировано около 5000 субъектов креативных бизнесов с выручкой более 20 млрд рублей и долей в ВРП 3,1%.

– Фонд креативных технологий «Ульяновск – культурная столица» ведет подготовку масштабного проекта, в рамках которого мы посчитаем абсолютно все креативные бизнесы региона, – рассказывает руководитель Дирекции социальных инноваций и креативных индустрий Фонда креативных технологий «Ульяновск – культурная столица» Кирилл Валов. – Мы уже переписали всех ремесленников региона (на нашей территории их свыше 1200) в рамках другого авторского проекта «Картирование НХП и ремесел Ульяновской области».

Сегодня безоговорочный «креативный» лидер в регионе – IT-сектор, с более чем 400 субъектами бизнеса. Высокоразвита и известна за пределами Ульяновска местная индустрия моды с более чем 300 субъектами.

– Наше направление развивается активно только благодаря самим предпринимателям, дизайнерам одежды, которые организуют тематические мероприятия, – комментирует креативный директор авторского ателье KUZINA Ирина Малова.

Руководитель бренда изделий из кожи Ergaster Алексей Шадлов рассказывает, что ульяновские сумки и портмоне покупают мужчины и дамы не только нашего региона. До недавних пор большая часть заказов отправлялась в Австрию, Германию, Прибалтику, Канаду и США, ульяновский производитель верит, что сможет вернуться на эти рынки.


– Объединяем в одно укрупненное направление event-индустрию: музыку, исполнительские искусства, фестивальную и концертную деятельность, гастрономию – это более 25% от всех креативных бизнесов, уступающих ИТ-индустрии только в общей выручке, – отмечает Кирилл Валов.

Есть в нашем регионе и доходная музыкальная индустрия.

По словам создателя промобюро ART-EKLEKTIKA, куратора музыкальной мастерской «Прометей» Павла Солдатова, в Ульяновске наряду с опытными звукозаписывающими студиями появляются новые.

– Музыкантам становится все сложнее монетизировать творчество: раньше это можно было делать с помощью стриминговых сервисов The Forty-Five, Apple, Sony, то сейчас они ушли с рынка, – комментирует Павел. – Живых концертов не много: в городе уже нет таких «поточных» мест, как Records Music Pub или Yankee Bar&Grill, где выступления шли каждую неделю. Остаются либо такие большие, как «Аляска» и «Пятое солнце», либо крошечные, где нет аппаратуры. Бывают камерные выступления в «Квартале», но они чаще всего со свободными входами или донатами, а значит, выступающие зарабатывают по минимуму.

Какие-то музыкальные группы уходят с рынка, какие-то появляются, но каких-то «взрывов» на всероссийском рынке, к сожалению, нет. Все остаются на локальном уровне, не гастролируя даже в соседние города.


В настоящее время все больший интерес сфера креативных индустрий проявляет к образованию, в региональном классификаторе оно занимает 4-ю позицию. До конца 2022 года по федеральной программе в Ульяновской области заработает первая Школа креативных индустрий.

– Я вижу, что креативные индустрии как направление и как бизнес развиваются в нашей стране, и наш город не исключение. В Ульяновске определенные направления достигли приличного уровня, например мода, ремесло или IT, – считает организатор регионального фестиваля произведений искусства «Киномеханика» Владимир Бучинский. – Последние годы направление кино, видеографии, анимации в нашем городе набирает обороты, появилась ассоциация региональных кинематографистов на базе кинолаборатории «УльяновскКинофонд», проходят лекции, мастер-классы, обучающие курсы. Киношники участвуют в грантах и питчингах, реализованы успешные проекты, получившие признание на всероссийских и зарубежных фестивалях.

Креативная помощь


В Ульяновской области развитию креативных индустрий уделяют особое внимание. Так, фонд «Ульяновск – культурная столица» работает по шести направлениям, взаимодействуя с креативными бизнесами и креаторами: образовательные программы, развитие креативной инфраструктуры, консалтинг, продвижение, поддержка творческих инициатив лидеров городских сообществ, организация событий.

Среди крупных проектов, инициированных фондом «Ульяновск – культурная столица»: Арт-резиденция креативных индустрий, Картирование ремесел Ульяновской области, также в регионе с партнерскими организациями реализуется масса образовательных проектов и мероприятий: фестиваль еды и музыки «Бульвар», городской фестиваль MY FEST «Город мастеров», конференция #тыждизайнер, IT- конференция MADCONF, Ulyanovsk Fashion Week и многое другое.

Проходят в Ульяновске и road show, посвященные вопросам развития креативных индустрий региона.

– Главная их цель – показать будущим абитуриентам возможности дальнейшего профессионального самоопределения в сфере креативных индустрий и их развития на территории региона, – пояснила проектный менеджер фонда «Ульяновск – культурная столица» Алена Шатунова.

К сожалению, последние события не обошли стороной и креативные индустрии. Так, в феврале-марте 2022-го был отмечен большой отток специалистов, особенно в IT-отрасли. Но как показали данные последних федеральных исследований, более 80% уехавших вернулись на территорию родной страны.

– Креативные индустрии как неотъемлемая часть экономики тоже испытывают стресс, стремятся подстроиться под существующие реалии, – как говорится любой кризис – это время новых неограниченных возможностей, – отмечает Кирилл Валов.

– Если говорить о проблемах отрасли, то не могу выделить что-то отдельное: ERGASTER – это в первую очередь бизнес, и работает он по общим принципам любого бизнеса. У нас качественный продукт, адекватная ценовая политика, мы производим качество премиум по доступным ценам, а это, на мой взгляд, позволяет любому креативному бизнесу быть успешным, – рассказывает Алексей Шадлов.

– Одна из основных проблем – не только как монетизировать свой творческий труд, но и как защитить авторское право. И здесь нужна господдержка, – рассказывает Ирина Малова.

– В городе нет киностудии, павильонов, проката кинооборудования. Сложно выйти в прокат и в целом найти поддержку на реализацию проектов. Многие уезжают в столицу, не имея возможности реализовать свой талант в регионе. Съемочная группа – это же не только режиссер, сценарист, оператор, но и целый ряд узких специалистов, которые должны постоянно практиковаться на реальных проектах, – рассказывает Владимир Бучинский.

Творчество = бизнес

Вопрос, есть ли будущее у креативных индустрий, не стоит. Более того, будущее – за креативными индустриями! Их доля в структуре экономики высокоразвитых стран – от 7 до 10%, в России же этот показатель по разным методикам подсчета не превышает 4,5%.

– Что такое креативная экономика? Это интеллектуальная и творческая деятельность человека, направленная на создание нового продукта, что в свою очередь дает ему добавленную стоимость и делает конкурентным на внутреннем и внешнем рынке, – комментирует Кирилл Валов.

– Будущее однозначно за креативными индустриями, мы отличаемся от машин тем, что можем мыслить творчески, – утверждает Ирина Малова. – Да, техника сейчас все может заменить, и только придумывать новое может человек. В наше время в любом направлении без креативности нельзя.

– Если говорить о будущем креативных индустрий, то здесь нужно смотреть точечно. У кого грамотно построена бизнес-модель, у тех, наверное, да, оно есть, но здесь должен быть альянс художника, бизнесмена и маркетолога, – считает Павел Солдатов.

– Креативные индустрии – это и есть будущее, можно сказать, что наступает их эпоха, – говорит Владимир Бучинский. – Каждый, кто этого не понимает, будет терять, отставать в своей деятельности.

Фото: Константин Салмин

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: