€ 106,08
$ 100,68
¥ 13,88
Почтовое мужское дело
Фото: Константин Салмин
Ямщик, не гони лошадей!
В наше время быть путешественником довольно просто, достаточно приобрести билет на самолет, поезд, автобус или сесть за руль автомобиля, как вариант – приобрести путевку в турагентстве. Раньше все было по-другому, перемещаться по стране помогала почта, которая перевозила не только корреспонденцию, но и людей, путешествующих с подорожной грамотой. Этот документ давал право на пользование почтовыми дорогами, проезд на почтовых лошадях, по нему предоставлялся корм для животных и провизия для проезжающих.
Именно с подорожной грамотой в наши края в 1833 году прибыл поэт всея Руси Александр Пушкин.
Если посмотреть на почтовую карту, то можно увидеть, что Симбирск с крупными городами – Москвой, Саратовом и Казанью – связывало три крупных тракта. А вот с восточными краями связь была очень слабая.
В 80-е годы ХIХ столетия в нашей губернии насчитывалось 10 уездов, в которых располагалось 36 почтовых станций, имеющих разные разряды. Например, станции первого разряда подразумевали комнаты для представителей царской фамилии, высшей знати.
Наиболее же распространенными в Симбирской губернии были станционные дома, которые относились к 3 разряду, обычно представляли собой два одноэтажных каменных дома, огороженных общим забором, где во дворе находились конюшня, колодец, сарай, хранились транспортные средства, сено.
Дома отличались друг от друга: один предназначался для господ, в другом размещались ямщики. В XIX веке на каждой станции было в среднем по 7 ямщиков и 18 лошадей.
На почтовых станциях путешественников встречал станционный смотритель, который следил за тем, кто куда проследовал, сколько лошадей было выдано, соблюдается ли скорость перевозок. Так, летом можно было передвигаться со скоростью 10 верст в час, зимой – 12, в осеннюю распутицу – 8, если же почта скорая или секретная, то без ограничений.
На каждой станции находились шнуровые книги, в которые записывали не только характеристики лошадей и их самочувствие, а также поведение ямщика и состояние его формы.
Ямщика всегда можно было определить по внешнему виду: почта являлась институтом государственной власти, сотрудникам выдавалась казенная одежда, которая стоила дорого, а потому передавалась по наследству.
Одежда почтовых служащих шилась из темно-зеленого сукна, на нее нашивались бляхи, жетоны, на которых изображались почтовые рожки. Они сохранились до сих пор, изображены на современном гербе «Почты России».
Слышно было за версту
Помимо форменной одежды почтовому работнику полагался рожок, которым его владелец был обязан заранее давать сигнал при подъезде к станции, чтобы новая смена (лошадь) была уже наготове. Особенно это касалось срочной корреспонденции.
Но как бы ни хотелось почтовому начальству, многие работники отказывались от использования рожка, мол, все это от «бесовского», зимой же говорили, что губа к нему пристает. В общем, инструмент из обихода вышел, сохранившись в виде символа почты, а на замену рожку пришли поддужные колокольчики на русской почтовой тройке. Вот они-то были приятны русскому народу, да так, что в XIX веке многие стали ездить на лошадях с колокольчиками, в результате государство было вынуждено запретить ими пользоваться, только почтовым работникам. В итоге на замену звонким колокольчикам пришли бубенцы на кожаном ремне, которые звучали глуше.
По воде с привилегиями
Почтовая корреспонденция в XIX веке пересылалась тремя способами – на лошадях, по железной дороге и на пароходах. В этом случае на последних устанавливались почтовые флаги с изображением рожка, а на судне обустраивалась особая почтовая каюта. Да и география отправлений расширялась.
Сам «почтовый» пароход имел множество привилегий, например, он мог первым проходить таможню, вставать на ремонт и т.д. С развитием пароходной почты стало модно отправлять открытки с места отдыха.
А вот жителям территорий, где не было государственной почты, приходилось несладко, нужно было либо самому идти за несколько верст относить послание, либо для этих целей нанимать людей за отдельную плату.
Но во второй половине XIX века придумали местную – земскую почту. Для того чтобы она как-то существовала, было чем оплачивать работу почтовых работников и корм лошадям, земства стали выпускать и реализовывать собственные марки.
В аптеку за посылкой
Городская почта в Симбирске берет свое начало в 1872 году, когда в самых многолюдных местах города были установлены почтовые ящики. С каждого письма бралась плата 5 копеек. Теперь жителям города не нужно было нанимать курьера, достаточно было бросить письмо в почтовый ящик.
Если в других городах страны для почтовых контор строились отдельные здания, то в Симбирске это были арендованные помещения. В результате контора кочевала с места на место, последний свой переезд она совершила в начале XX века в здание, где сейчас располагается главпочтамт.
Все новое – хорошо забытое старое, эта фраза как нельзя лучше подходит к аптекарским почтам позапрошлого столетия. Представьте, человек приходит за посылкой… в аптеку или небольшой магазинчик, заодно и себе что-то прикупает.
Так что не зря хозяева торговых заведений и аптек часто заключали взаимовыгодные договоры с почтовой конторой. Это напоминает современные почтовые отделения, где сейчас можно приобрести различные товары.
До реформы Александра II 1860 года почтовики были закрытым сословием, со стороны туда не брали, шансы были у детей низших почтовых служащих, раненых солдат.
Жалование почтмейстера в год составляло 420 руб., что в XIX веке считалось неплохим заработком, на эти деньги можно было путешествовать, выписывать товары из-за границы. Для примера преподаватель гимназии получал 700 руб. в год, а столяр – 170.
Почтовые работники знали, что если с ними что-то случится, то ведомство возьмет на себя заботы о подрастающих детях. Также почтовикам оплачивали казенное жилье. Отметим, что на почте работали только мужчины, женщины же пришли сюда в начале XX века сначала как телеграфистки, а потом уже как полноправные почтовые работники.
За помощь в подготовке материала благодарим музей «Почтовое дело Симбирска-Ульяновска» (входит в состав Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина»).
Фото: Константин Салмин