€ 106,08
$ 100,68
¥ 13,88
Горы не надо покорять. С ними нужно дружить!
Фото предоставлена Глебом Асташенковым
- Глеб, как вы решились на покорение Эльбруса?
- В июне моя жена летала на Сахалин, где тоже поднималась в горы, смотрела вулканы, дивные пейзажи Курильских островов... И я вспомнил, как наш губернатор Алексей Русских в прошлом году восходил на Эльбрус – а ведь это была моя детская мечта. 22 года назад я впервые увидел эти красоты, и в голове осталась мысль, что нужно попробовать свои силы, съездить туда вновь.
- Как добирались до места?
-Это было удивительное путешествие на машине. Моя семья меня поддержала и решила ждать меня у подножья гор в Кисловодске. Мы доехали на автомобиле до Эльбруса в Терскол – это основная точка, где собираются все группы перед восхождением на высочайшую точку России и Европы.
- Какая протяженность маршрута?
- Мы проехали около 2 тысяч километров. По пути мы побывали в Волгограде на Мамаевом кургане, посетили Элисту и очень удивились тому, что в России есть своя пустыня с верблюдами. Заехали в Кисловодск, где посетили Нарзан и все сказочные источники, а уже после отправились в Терскол.
- С какими трудностями столкнулись во время поездки?
- Поездка с двумя детьми – это всегда счастье, я думаю, что все это понимают. Особых трудностей в пути не было, дороги в России сейчас идеальные, единственное – утомляла жара.
- Расскажите о подготовке к подъему и о восхождении.
- Подготовка вместе с подъемом длится в сумме 7 дней. В первый день ты уже находишься на высоте больше 2 тысяч метров над уровнем моря. Мы пошли на гору Чегет пешком, это порядка 3-3,5 тысяч метров. Поднимались спокойно, всего около 4-5 часов. В такие моменты наслаждаешься не только подъемом, но и красотой вокруг.
На второй день мы уже поднимались выше, дольше, прошли 20 километров. На этой высоте находится водопад Девичьи косы. Это очень красивое место.Потом набрали высоту до 4 тысяч метров.
На третий день нам уже выдали полное обмундирование: кошки, ледорубы, шлемы, подвязки, обвязки – ими я полностью забил 80-литровый рюкзак. Мы с этим всем снаряжением, питьем и едой поехали вверх на подъемнике в сторону Эльбруса, чтобы не проходить 1700 м заново. Поднявшись на высоту, мы заселились в строительный вагончик, где были двухъярусные кровати и спальный мешок. Еду себе готовили сами, общались друг с другом, наслаждались происходящим. В этот же день мы пошли на высоту 3900-4100 м, но уже по снегу. Если до этого мы гуляли по горам, где такого не было, то здесь мы уже двигались по леднику. Там талая вода, все это льет, бьет. Поднявшись наверх, мы увидели самое главное – символ того, что в горах расслабляться нельзя. Там стоит мемориал всем тем, кто, к сожалению, не смог вернуться из таких путешествий. После мы отправились обратно в наши вагончики. Время в горах пролетает как одна секунда: там темнеет рано, вечный день сурка: встал, сходил в горы, поел и спать.
Следующий день был одним из самых тяжелых – мы поднимались на скалы Пастухова. Считается, что если ты на них забрался, то достоин получить детский разряд по альпинизму. Угол подъема там 45 градусов. Потихоньку карабкаешься, но из-за того, что воздух разряженный, кислорода не хватает. Появляется большая усталость. Поднявшись туда, посидев там полчаса над нереальным видом, где видны все горы, склоны и пики,начинаешь понимать, что вот он – Эльбрус. Кажется, что идти ещё совсем чуть-чуть, но на самом деле впереди 8 часов пути. Обратно мы отправились уже в приподнятом настроении.
Дальше у нас должен был быть день отдыха, но вместо этого нам показывали, как профессионально работать с ледорубом, копать, отбивать и избегатьлюбых неприятных ситуаций. Мы учились зацепляться тросом и привязывать ледоруб. Прыгали со склона вниз под углом 45-60 градусов и ловили друг друга, чтобы, если кто-то упадет, мы могли его спасти. После этого был отдых, сон, а в 8 часов вечера, уже в темноте,был сбор группы из 6 человек – тех, кто решил идти пешком.
Мы пошли наверх с загруженными рюкзаками. Поднявшись на высоту 4100 метров,я понял, что не такой профессионал, как остальные члены нашей группы, и начал немного притормаживать, из-за чего был вынужден вернуться обратно в лагерь. В 2 часа ночи начался повторный подъем, но уже тогда мы поняли, что погода нам не благоволит: шел град. На Эльбрусе, говорят, погода 50 на 50.Может быть, она изменится, может быть, нет.
Мы поднялись на высоту 4400-4700 метров.Оттуда дальше нужно было идти пешком, а погоды не было от слова «совсем». За 3 минуты ты просто превращаешься в кусок снега с сосульками, по лицу бьет град, а рядом, на расстоянии 20-50 метров,ударяют молнии. Я впервые ощутил,как у меня через темные очки все цвета радуги прыгают – это запоминается на всю жизнь. Когда снизу смотришь, молния бьет высоко в горах, и она далеко. А тут ты смотришь, она рядом.
Шли еще часа полтора, практически добрались до высоты, и молнии начали бить еще сильнее. Ветер настолько усилился, что идти стало невозможно, многих стало сдувать с тропы, кто-то стал разворачиваться назад. Как нам поведала инструктор, был один мудрый восходитель, который сказал: «Я хожу в горы не для того, чтобы лишиться жизни…». Поэтому, когда путешествие стало очень опасным, МЧС включилось в нашу делегацию и запретило нам дальнейший подъем. Спасатели собрали у нас кирки, кошки, чтобы в нас не попала молния. Как нам объяснили, чаще всего именно в снаряжениеона и бьет. Взмахнувши однажды ледорубом, ты можешь просто получить разряд.
При нулевой видимости мы пошли вниз. Ветер был просто адский, появилась легкая паника. Хорошо, что было много инструкторов, потому что казалось, будто мы переживаем конец света: практически под прямым углом в лицо летел град, рядом сверкали молнии – это пугало даже хорошо экипированных людей. Никто не знал, что делать: то ли бежать вниз, то ли вверх, то ли оставаться на месте. Хорошо, что с собой был чай в термосе, который помогал согреться. Оказавшись однажды в такой ситуации, начинаешь смотреть на жизнь под другим углом.
Самое большое счастье мы ощутили, когда увидели рассвет. Во всем этом хаосе мы вдруг заметили, что как-будто Бог спустился на Эльбрус. Небеса ненадолго раскрылись, и оттуда пошел свет. Все подумали, что мы уже умерли.Эмоции были разные.
На фоне непогоды начало всходить солнце. Мы спустились назад в лагерь на 3 700 метров и устроили себе завтрак. Начали есть лапшу быстрого приготовления, потому что никто ничего не готовил, а есть хотелось. Всем нужна была горячая пища, и даже топовые бизнесмены из разных регионов одной дружной командой ели это «сказочное» блюдо.
Я все же сделал то, что хотел – поднял флаг своей компании AGATECH на вершину Эльбруса, причем не один раз. И в красивом солнечном свете, и в самую адскую погоду удалость его развернуть и сделать фотографии на память.
- Почему восхождение происходило именно ночью?
- Ветра на Эльбрусе поднимаются с 11-12 часов дня. Рекомендовано всегда начинать восхождение в ночное время. До этого в декабре я поднимался на гору Моисея в Египте: там мы тоже взбирались с 12 ночи до 6 утра, встречали рассвет и спускались обратно. Погода днем меняется очень быстро, и вроде бы сейчас солнечно, а уже через час все может быть затянуто облаками.И такая же страшная погода с метелями может быть наверху.
- Что вам дала эта поездка и восхождение?
- Для меня это выход на другой уровень, я добился новой высоты. Никогда раньше не был на высоте 5 тысяч метров над уровнем моря. Находясь там, видишь полную картину того, что происходит вокруг. Это выход за собственные пределы, победа над самим собой – и начало новых амбициозных целей. Ведь если ты справился с этой задачей, то уже можешь ставить следующую: еще выше, больше, интереснее.
- Какие еще вершины собираетесь покорять?
- Горы не надо покорять. С ними нужно дружить! Мы сблизились с ребятами, которые были с нами на Эльбрусе,и планируем дальше восходить вместе. Но покорять здесь больше нечего – это же самая высокая точка России и Европы. Мы много раз с ребятами обсуждали, что нам нужно взойти на пик Путина, насладиться видами этой горы. Обязательно сходить на Казбек и пик Ленина, последний – это уже порядка 7 тысяч метров, и туда мы в ближайший год мы вряд ли пойдем. Но вот взойти на пик Путина было бы здорово, ведь у президента юбилей, и мы начали уже это обсуждать и готовиться.
- Перед восхождением медкомиссию пришлось проходить?
- Два раза в день у тебя фиксируют давление, температуру, количество кислорода в крови и общее состояние. Все это записывается, и тех, у кого были повышенные показатели, не допускают к подъему.
- Что впечатлило вас больше всего?
- Честно говоря, все. Нет какого-то одного вида, который бы запомнился ярче, чем другие. Каждый раз ты поднимаешься на новую высоту, как и в делах, как в бизнесе… Вот ты сейчас здесь, видишь одно.Поднялся чуть выше – это уже следующий уровень. Я часто вспоминаю разряд молнии, который ударил в 20 метрах от меня. В этот момент я понял, что он мог быть еще ближе. А мы идем рядом друг с другом на расстоянии метра –получилась бы интересная цепочка. Рассвет, который я там видел, тоже навсегда останется в памяти. Зарево, которое всходит в горах, – это нечто.
- Что посоветуете ульяновцам, желающим отправиться на Эльбрус?
- Для начала надо заняться спортом. Я перед этим 9 месяцев занимался с фитнес-тренером, чтобы укрепить свои мышцы, подготовиться.Чтобы затем просто взять и сделать. Там были разные люди. По некоторым сразу видно, что они вообще не готовились, но и у них получилось. Ведь там идет команда: только от нашего турагентства шли две группы по 20 человек, и все были разные: кто-то проклинал восхождение, а кто-то из женщин говорил мужу:«Теперь ты точно полетишь со мной на Мальдивы, я же с тобой на Эльбрус сходила». Никаких проблем я тут не вижу, инструкторы дают хорошую подготовку. Самое главное, чтобы была хорошая погода.
Это действительно возможность испытать себя и свои силы, подружиться с новыми людьми, такими же единомышленниками, причем не только из России, но и из других стран, потому преимуществ у таких походов очень много. Всем буду советовать и рекомендовать.
Фото предоставлено Глебом Асташенковым