Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Почему районные торговые центры будут жить при любых обстоятельствах

Как коммерческая недвижимость противостоит современным вызовам

Фото: 4045, freepik

Недавно эксперты Forbes провели исследование рынка коммерческой недвижимости и выяснили, почему районные торговые центры выживают и остаются востребованными вопреки всем современным трудностям. Причина их «непотопляемости» оказалась в целой совокупности факторов, которые формируются из ключевых качеств таких площадок.

Под понятием «районник» обычно подразумевается место с рядом типичных характеристик

  • Сравнительно небольшая площадь;
  • Близость к жилым застройкам;
  • Регулярная аудитория покупателей;
  • Универсальный состав арендаторов: супермаркеты, аптеки и зоомагазины на первом этаже, фудкорт, а также несколько магазинов одежды и электроники.

В период пандемии районные торговые центры претерпели минимальные потери за счёт универсального состава своих арендаторов. Ведь супермаркеты и аптеки продолжали работать, а общепит перешёл на доставку продуктов. Это позволило 80% площадей сохранить коммерческую устойчивость. Кроме того, многие, избегая заражения в местах большого скопления людей, шли именно в маленькие торговые центры, а потом привыкли и пополнили их постоянную аудиторию.

Угрозу онлайн-продаж, которые сейчас активно забирают аудиторию у крупных площадок, эксперты тоже назвали минимальной. Ведь значительную часть трафика в районниках составляют покупатели продуктовых супермаркетов и магазинов с товарами первой необходимости. Этот сегмент чаще выбирает оффлайн-шопинг, поскольку сервисы доставки позволяют приобрести далеко не все продукты. А сами заказы из онлайн-магазинов зачастую приходят в постоматы, расположенные в этих же торговых центрах.

Сегодняшний уход с российского рынка многих брендов вновь оградил районники от убытка. Ведь ретейлеры держались как раз за большие арендные площади и крупные торговые центры. И сейчас многие полагают, что часть клиентов, разочаровавшихся в опустевших ТРЦ, будет чаще посещать их небольшие аналоги в своём жилом районе.


Наталья Плешакова
Управляющий ТЦ «Самолет»

Период локдауна и ограничения, связанные с ним, стали толчком для поиска ресурсов и возможностей как для арендаторов, так и для собственников торговых центров. На примере нашего комплекса можно выделить ряд арендаторов, которые были вынуждены в тот момент закрыть магазины и продолжить работу в online-режиме, сохранив тем самым своих постоянных покупателей.

Благодаря профессиональной команде брокеров, их способности определять спрос, интересный для рынка потребителя, умению договариваться и адаптировать работу торговых сетей, мы даже в рамках постоянных изменений можем предоставить потребителю возможность совершать покупки с комфортом и безопасностью. Так же среди наших арендаторов есть предприниматели, оказывающие жизненно важные услуги или обеспечивающие потребителя товарами первой необходимости, соблюдая при этом все требования законодательства и ограничения, действующие в разной эпидемиологической обстановке.

У нашей компании есть девиз: «Вместе с Клиентом – и в хорошие, и в трудные времена». Во время ковида мы оказывали значительную поддержку в виде снижения (а в ряде случаев и временной отмены) арендных платежей нашим партнерам-арендаторам. Такая политика позволила не только поддерживать стабильность работы торгового центра, но и регулировать отношения между собственниками ТЦ и владельцами мазагинов.

Обстановка в мире и санкционная политика в отношении экономики нашей страны повлияли на деятельность всех торговых центров без исключения. Свою роль сыграл уход ряда международных арендаторов из России, а также увеличение стоимости эксплуатации и обслуживания торговых площадей. Для большинства розничных сетей-производителей изменения повлияли не только на стоимость производства, но и на логистические цепочки, что, безусловно, отразилось на бюджете арендаторов. Это остро ощущают и представители торгового сообщества арендодателей, так как мы по-прежнему пытаемся найти компромисс для поддержки бизнеса арендаторов в нашем комплексе, чтобы наши гости могли продолжать приходить в полюбившиеся магазины. Наш торговый комплекс, несмотря на возникшие трудности, прилагает все возможные усилия, чтобы сохранять высокий уровень обслуживания и предлагать качественные услуги для наших гостей.

На мой взгляд, в современных реалиях действует принцип адаптивности – умение меняться вслед за миром. Другими словами, для выживания необходим навык подстраивания, в нашем случае - переход на отечественного товаропроизводителя, поиск равноценных альтернатив и одновременно контроль стабильности соотношения цены и качества.

Сейчас многие говорят о конкуренции за аудиторию с маркетплейсами. Да, люди все больше пользуются услугами интернет-магазинов, но неизменным остается желание покупателей ощутить товар эмоционально и тактильно, своими глазами увидеть преимущества покупки офлайн, получить продукт здесь и сейчас. Я, кстати, отношусь к этой категории.

Большинство гостей нашего торгового комплекса – это люди, ценящие комфорт. Многие приходят к нам провести время с семьей, пообщаться в непринужденной обстановке в кафе после шопинга. У мамочек есть возможность спокойно совершить покупки или посетить фуд-корт, оставив малыша на детской игровой площадке с заботливым аниматором.

«Самолёт» выгодно отличается своим уникальным набором крупных федеральных арендаторов, которые представлены в единственном экземпляре в Заволжском районе Ульяновска. Несмотря на трудности, с которыми мы столкнулись, наш торговый центр остается привлекательным и любимым местом для своей постоянной аудитории и, мы уверены, он будет таким вне зависимости от любых внешних обстоятельств.

Исследователи прогнозируют значительный рост количества районных торговых центров. В инвестиционном контексте именно они являются наиболее привлекательными объектами за счет своей гибкости, способности противостоять изменениям и подстраиваться под них.

Однако даже в этой отрасли не исключены риски. Например, одним из трендов строительства уже стало благоустройство первых этажей жилых зданий под аренду. Это значит, что магазины, расположенные непосредственно в квартирном доме, скоро смогут составить прямую конкуренцию районным ТРЦ. Тем не менее, именно последние сейчас продолжают расти и развиваться, в то время как крупные моллы терпят экономический шторм и прилагают большие усилия, чтобы преодолеть нестабильность.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: