- Участники проекта WONDERUSSIA получают витрину для продвижения своих брендов и продукции как в России, так и за рубежом. В регионах при поддержке местных властей создается вся необходимая для работы инфраструктура – открываются коворкинги, креативные кластеры, места для обмена опытом, проведения показов и демонстрации продукции. Наш проект помогает представителям регионального бизнеса идентифицировать себя креативным сектором экономики. Пробуждается интерес жителей региона к локальным мастерам и их товарам, а также к узнаваемости бренда региона на уровне страны. Рассказать о проектах предпринимателей в сфере креативных индустрий из разных регионов, поделиться их опытом – одна из задач WONDERUSSIA. На фоне ухода западных брендов открывается невероятное поле деятельности, которое быстро заполняется российской продукцией.
100 ульяновских брендов стали первооткрывателями онлайн-витрины WONDERUSSIA
Фото: Константин Салмин
Для Федерации креативных индустрий презентация нового проекта в нашем городе стала знаковым мероприятием, ведь Ульяновск – это первый город, в котором WONDERUSSIA выходит в широкое информационное пространство.
В течение полутора лет Федерация креативных индустрий проводила исследование по выявлению своих лидеров в регионах, и WONDERUSSIA стала продолжением большой проделанной работы.
WONDERUSSIA – это виртуальная витрина, где в виде каталога выложены продукты по категориям креативных индустрий. Перед тем началом проекта было проведено исследование, где создатели обратились к экспертному сообществу с просьбой рассказать, что в регионе есть такого, что они считают значимым и подходящим локальным брендом, продуктом. Важным аспектом сталорешение о том, что основа будет не самозаявительная, когда выбирают на свой вкус и свое усмотрение, а именно исследовательская. С этим Федерации креативных индустрий помогали партнеры из МГУ.
- Креативный продукт лежит в основе креативной экономики, именно в нем творчество обретает форму и становится частью экономических отношений. Что он собой представляет? Однозначного и всеми признанного ответа на этот вопрос нет ни в российской, нив международной практике. Идут споры как об отраслях, так и о продуктах, которые можно считать креативными.
Исходя из целей нашего проекта, нам нужно отобрать разные примеры из городов России. В своей работе мы считали, что креативным может быть продукт как серийного производства, так и ремесленного труда; производящийся как в рамках одной креативной отрасли, так и на стыке отраслей. Главный принцип, который может объединять такие продукты, заключается в том, что в их основе лежит индивидуальный и творческий процесс. Так, основным инструментом отбора продуктов выступили оценки творческих деятелей и специалистов в области развития креативных индустрий. Это позволило использоватьэкспертное мнение профессионалов из различных отраслей и найти продукты, признанные и позитивно воспринимаемые креативным сообществом.
Мы надеемся, что WONDERUSSIA будет стимулировать интересы креативной экономики города и способствовать консолидации креативного сектора в России.
Отбор производился в два этапа:
1.Эксперты из Ульяновска предлагали и оценивали креативные продукты, которые стоит включить в перечень. Они должны были соответствовать определенным требованиями, например, быть товаром или услугой, создаваться в рамках одной из креативных индустрий или других смежных отраслей. Результатом сталдовольно широкий перечень продуктов.
2. Эксперты из других городов оценивали продукты из предварительного списка.Это позволило получить более независимый взгляд на продукты креативного сектора Ульяновска.
Объединение оценок с двух этапов позволило получить итоговый список продуктов, который содержит примеры, создающиеся в Ульяновске, и показывает многообразие креативной деятельности в городе.
- Сама исследовательская часть заняла 2 месяца, и в августе, когда закончилось исследование, мы вышли на формирование витрины и создание сайта.
Наша онлайн-витрина является двухсоставной, одна часть – это большая федеральная страница, где будут собраны все города, которые мы исследуем. Там доступен поиск товаров по индустрии и по городу в большом каталоге всего того, что производится в стране. Также у каждого города будет своя страничка, которую можно будет пролистывать, выбирать конкретные продукты.
На сегодняшний день запущена российская версия сайта, но создатели проекта заявляют, что в течение недели он будет переведен на английский язык. Кроме того, в ближайших планахесть и китайская версия онлайн-витрины.
В каждом каталоге, размещенном на сайте, есть карточка продукта, которая состоит из фотографий (до 5 штук), контактных данных, сайта, ссылки на соцсети, а также самого направления и текстовой информациио продукте. Чтобы информация была наиболее полной, создатели сайта общались с производителями, делая текст цепляющим, интересным. В целом карточку стоит рассматривать как некий маркетинговый инструмент, который позволит пользователю войти в соцсети, на сайт или страничку маркетплейса, чтобы путь к производителю и покупке был намного короче.
- У нас была цель – 100 продуктов, но сейчас на сайте их 47. 53 мы еще не выложили, так как пока не все тексты и фотографии у производителей готовы, чтобы стать такой карточкой. Мы открыты к сотрудничеству, готовы дорабатывать, рассказывать, вместе думать, как это должно быть. Хочется, чтобы эта карточка была для производителя максимально полезной и соответствовала всем критериями, которые мы для себя поставили. В первую очередь это витрина, значит, нужно сделать все в одной стилистике, чтобы все было интересно и цеплялотех, кто хочет познакомиться поближе.
- Мы все – федерация, фонд и бизнес – заинтересованы в том, чтобы проектшел к монетизации. Мы хотим, чтобы это стало не просто поводом попасть в список, но чтобы в перспективе продукты были более узнаваемы, в том числе и за пределами региона.
Своим мнением о новой онлайн-площадке поделились творческие производители, чья продукция теперь размещена на сайте. Первооткрыватели отметили, что все участники попадают в проект благодаря своим достижениям, а не по чьей-то просьбе или конкурсу. Основатель ульяновского бренда одежды S.Leto Ольга Столетова затронула тему гостей региона. По ее мнению, для туриста этот сайт может быть интересен при знакомстве с городом: людям ведь хочется знать, с каким сувениром или подарком можно уехать из того или иного города – а здесь вся информация о местных производителях в одном месте.
Руководитель кожевенной мастерской Ergaster Алексей Шадлов считает, что основной целевой аудиторией сайта могут стать не только туристы и приезжие, но и представители европейского рынка. По словам участника проекта, размещение информации в онлайн-витрине можно рассматривать как возможность коллаборации между разными брендами. Сами местные бренды описаны кратко, но ёмко и без лишней информации. Потенциал у проекта есть, но необходимо его медийное продвижение, например, участие в тематических форумах и выставках.
Создатели онлайн-витрины отмечают, что на сайте размещена первичная выборка, и она еще в полной мере не охватывает все то, что уже существует. Ориентировочно раз в 3-4 месяца будут производиться экспертные оценки, и по итогам срезов список продуктов станет расширяться. 100 продуктов было неким контрольным числом, которое не станет ограничениемв дальнейшем.
– Приятно осознавать, что наш регион стал первым, принявшим участие в проекте WONDERUSSIA. Несколько десятков лидеров мнений и ведущих представителей креативного сектора Ульяновской области предложили локальные продукты в качестве кандидатов в шорт-лист проекта. Исследовательская группа отобрала 100 креативных бизнес-идей и продуктов, которые действуют на территории региона, а также за его пределами. Нашему Ульяновску действительно есть чем поделиться и что показать.
До конца мая 2023 года аналогичные исследования пройдут также в Ханты-Мансийске, Нижнем Новгороде, Москве и Якутске, после чего проект охватит все регионы РФ.