Учимся управлять
Фото: master1305, freepik
Можно ли научиться управлению?
Чтобы освоить управление, нужно взять на себя ответственность за результаты других людей, а не только за свои. Дальше действуйте, смотрите, что у вас получилось, что нет, делайте выводы, корректируйте свои действия.
Конечно, чтение бизнес-литературы, прохождение тренингов помогает: вы черпаете опыт других руководителей, сэкономив свое время (если вы сами все это будете проходить, потребуется несколько лет).
При этом стоит помнить, что нам мешают освоить профессию руководителя наши внутренние недостатки:
1. Неготовность говорить себе правду, трезво смотреть на себя. Оценивать себя критически.
2. То же самое, когда человек не умеет, не хочет слышать других людей, считает свою точку зрения единственно верной, из-за этого не может взаимодействовать с другими людьми.
3. Хаотичность, когда вы не можете держать дисциплину, приходить в одно и то же время, делать одни и те же вещи регулярно, вовремя начинать совещания.
4. Нехватка системности, когда человек не любит Excel, вдаваться в цифры, читать документы.
Если речь идет об исполнителе, который решил стать руководителем, то здесь самое важное – научиться преодолевать свой страх, брать на себя ответственность.
Кроме того, очень важна требовательность: если у вас ее нет, то вы будете с большим трудом добиваться чего-то от ваших сотрудников. Если вы собственник и видите большой уровень хаотичности, если с большим трудом можете заставить себя посмотреть документы, то, конечно, вам нужно освоить минимальное управление, а все остальное сделает наемный директор.
Управление командой в микробизнесе
Вы собственник-основатель и начали окружать себя командой, где каждый сотрудник выполняет свою функцию, но вам тяжело управлять таким небольшим коллективом. Вы берете родственников, друзей по рекомендации, платите зарплаты порой выше, чем эти люди стоят на рынке. Вы сами человек творческий, креативный, хаотичный, управлять сложно, пытаетесь ставить задачи, не знаете, как наказывать людей, ведь вы стали как одна семья. У вас слишком короткая дистанция, нехватка структурированности, нехватка компетенции.
Из своей команды вы должны изгонять и впредь не допускать в нее людей, которые ведут двойную игру, раздувают конфликты, разносят сплетни, настраивают кого-то против кого-то. Расставайтесь с неэффективными людьми.
Держите со всеми одинаковую дистанцию, не позволяйте себе более близкие отношения с кем-то. Делайте какие-нибудь командные ритуалы (корпоративы, поздравления с днем рождения), заведите управленческие ритуалы (регулярные совещания).
Управление командой в малом бизнесе
Когда компания уже переходит в стадию определенного роста, вы вынуждены доверять кому-то свои управленческие функции. У вас появляются управленцы, которые становятся вашей командой, и здесь может возникнуть огромное количество проблем.
1. Между вами и людьми, с которыми вы вместе начинали, были на короткой дистанции, появляется кто-то еще. Часто это удар по самолюбию для людей.
2. Руководители, которых вы нанимаете, не справляются со своими управленческими функциями. Они работали в крупных компаниях, где было все систематизировано, а здесь все завязано на одной вашей личности. Если вы нанимаете жесткого руководителя, то на него начинают жаловаться, народ начинает бежать из компании.
Здесь уже без систематизации не обойтись, необходимо прописывать хотя бы минимум ключевых показателей эффективности всем сотрудникам и руководителям.
Если руководители подразделений с этими KPI не справляются, то вы смотрите, чем им можно помочь. Помните, что в этих проблемах минимум 50% – доля вашей ответственности. Поэтому включайтесь, разбираетесь, где не обучили, где вы не выстроили систему, где не дали полномочий и т.д. KPI – это цель, какой-то измеритель, вы сравнивайте с реальным результатом, так у вас появляется какой-то элемент управления. Пропишите инструкции, чтобы все сотрудники знали, что и как им делать.
Управленческую команду нужно объединять друг с другом, регулярно организовывать совещания руководителей, собираться всем коллективом, как минимум раз в неделю ходить по рабочим местам, спрашивать у сотрудников, как дела, смотреть, что происходит.
Управление командой в среднем бизнесе
Здесь возникает несколько уровней управления. У вас появляются финансовый директор, HR-директор, часто вы платите им больше рынка, потому что очень цените их заслуги перед компанией. Это люди, которых нельзя отпускать, но при этом их ценность результатов уже не та, что была раньше. Если эти люди проработали в вашей команде много лет, то их мотивация работать над собой и развиваться невысокая, они на потолке своей карьеры.
Если приходит новичок, пытается внедрить какие-то изменения, то его, как правило, сдерживают, команда «профильтровывает» информацию, которая не всегда доходит до собственника.
Для этого нужно внедрять систему совещаний. Ежемесячное, аналитическое собрание, где каждый топ-менеджер докладывает итоги месяца, показывает свои стратегические цели, свои реальные результаты, объясняет, почему они такие, какие проблемы были, какие решил и т.д.
Раз в три месяца проводятся инновационные совещания, где разрабатываются новые продукты, и это не дает компании застаиваться. И вся команда штурмует вместе новые идеи и их прокачивает.
Раз в полгода компания собирается на сессию стратегического планирования и соответственно до начала года удается разработать, скорректировать 5-летнюю стратегию, выработать цели на год, утвердить бюджет. Безусловно, нужны общие праздники, минимум 4 раза в год нужно собирать управленскую команду или вместе с ней готовить мероприятие для всего коллектива.
Конечно, тех, кого это не заинтересовывает, нужно из команды удалять. Это очень важный фактор, регулярное обновление команды, нужна молодая кровь.
Обязательно вкладывайтесь в ваших руководителей, на них огромная ответственность, у них тяжелая работа и надо их обучать, систематизировать, повышать планку требований. Вместе запишитесь на какой-то учебный курс, вместе реализовывайте изменения, не позволяйте людям вести свою игру, чтобы они не формировали группировки, не саботировали. Ведите регулярные глубокие беседы, чтобы вы понимали мотивацию каждого, всех настраивали в одном направлении и достигали своих амбициозных целей.