Магия тренинга
Фото: freepik.com
От мотивации до результата
Собственник и тренер учебного центра «Мастер ИТ» Павел Макаров считает, что первое, что важно понять участнику: тренинг – это учебный процесс, организованный в интенсивном формате с применением испытанных технологий. Это просто модель обучения с понятными входными данными, ожидаемым результатом и внутренними процессами. Все тренеры при получении тренерского образования изучают технологию подачи и тренировки материала участниками тренинга.
Павел Макаров отмечает, что для получения хороших результатов как для участников, так и для заказчика, важны:
1. Мотивация участников
Человек не всегда идет на обучение только за результатом, а, например, потусить, или же его начальство заставило.
Если за результатом, то нужно понимать, за каким. Поэтому первое, что делает тренер на этой интенсивной форме обучения, – выстраивает мотивацию:
– для тех, кто за результатом, выясняет, за каким именно;
– для тех, кто потусить, обозначает возможные результаты, которые человек может получить, расширяя спектр возможностей;
– для тех, кого начальство заставило, организует построение мотивации через «раз уж вы все равно тут, то какую пользу для себя можете извлечь из этого процесса?»
2. Простроенная структура тренинга
Как дать теорию, как закрепить результат изучения материала. Также в структуре закладываются и ссылки на ранее освоенный материал, чтобы использовать свойства памяти для закрепления полученной информации.
Одним из базисов хорошего тренинга является структура «Цикл обучения Д. Колба».
3. Ораторские навыки тренера
Управление своим голосом, эмоциями, интонациями, жестами, метасообщением. Одно дело – уставший преподаватель с бесцветным голосом, бормочущий что-то себе под нос. Другое – вдохновляющий человек. Конечно, важно не переигрывать.
Резюме. Тренинг с хорошим результатом – это четкая мотивация, выстроенная структура тренинга и ораторские данные самого тренера.
Руководитель агентства PPF Страхование жизни, сооснователь бизнес-клуба «Вместе» Ольга Шурасьева считает, что эффективность тренинга во многом зависит от спикера, к которому ты идешь: «ходить на все подряд не вижу смысла, нужно отделять «мух от котлет». У человека, который чему-то учит, как минимум должен быть какой-то свой личный результат. Иногда приходят люди, которые учат зарабатывать деньги, как быть эффективным, ни в чем себе не отказывать, как увеличить свой доход, при этом у них старые ботинки и они приехали на маршрутке.
Начинайте действовать!
– После обучения, как и в любом другом деле, нужно практиковать. Получил знания на тренинге – наращиваем мастерство путем тренировок, путем применения этих знаний в своем деле, работе, жизни, – говорит Павел Макаров.
При этом тренер отмечает, что нужно оттачивать малейшие нюансы процесса, чтобы получить полезный результат для себя, компании и общества.
– После любого тренинга надо брать полученную информацию в работу. Если вы не сделали это в первые 72 часа, значит, потом многое забудется, все было зря, – комментирует Ольга Шурасьева. – Так что послушали тренера, сделали конспект, сразу начинайте действовать.
– Если тренинг не дал результат, то вряд ли нужно кого-то винить, – считает Павел Макаров. – Очень важно использовать даже отрицательный результат для анализа того, что сработало, а что нет: структура тренинга, личность тренера, мотивация участников, даже место проведения. Нужно проанализировать ситуацию, выявить слабые места, по возможности сделать работу над ошибками. И попробовать еще раз.
Ольга Шурасьева рассказывает, что на мастер-классах в бизнес-клубе «Вместе» организаторы часто предоставляют участникам возможность подточить ораторское мастерство, попробовать себя в роли спикера, чтобы потом не так было страшно выступать перед публикой.
Ольга добавляет, что организаторы платных тренингов должны понимать, какую именно тему поднимать на таких мероприятиях, на кого пойдут люди, насколько полученные знания будут эффективны.
В бизнес-клубе «Вместе», как правило, стараются организовать тренинги только с теми, кто дает результат, – после них слушатели уходят окрыленные.
– Очень важно, чтобы у спикера были свои собственные фишки. А то порой приходишь на тренинг и понимаешь, что все это ты уже слышал, это чистая теория, – говорит г-жа Шурасьева.
Разбор полетов
Причин ошибок в обучении достаточно много. Не важно, кто проводит тренинг: внутренний тренер, приглашенный или сам руководитель. Для достижения положительного эффекта необходимо грамотно проработать все риски, выстроить структуру и логику взаимодействия.
По мнению Павла Макарова, для эффективного тренинга нужно:
1. Хорошее базовое образование тренера;
2. Экспертность тренера в предметной области;
3. Наработанные часы практики у тренера;
4. Светлый и просторный зал;
5. Температура в помещении 22-23 градуса;
6. Содержание углекислого газа по нормам (важно проветривать помещение).
– Просто технология + практика + личность = магия тренинга, – выводит формулу собственник и тренер учебного центра «Мастер ИТ».
– Но многое зависит и от публики: если участник тренинга сразу начнет применять полученные знания, то это будет иметь эффект, – отмечает Ольга Шурасьева. – При этом организаторы должны позаботиться о комфорте участников: кофе-брейк, кулер с водой, подходящее помещение, учет всех технических моментов, наличие бумаги, ручек и т.д.
Бытует мнение, что непременно нужна обратная связь от участников тренинга и спикера. Вопрос в том, что делать с полученной информацией? По словам Павла Макарова, если уж брать обратную связь, то хорошо бы эту информацию обработать. Еще важный момент: когда именно получать обратную связь от участников? Если сразу после тренинга, то участники могут быть эмоционально взбудоражены, уставшие, поэтому полученная информация, скорее всего, далека от истины.
Лучший вариант: через внедрение участником полученных на тренинге знаний в работу/жизнь спустя какое-то время, скажем, через месяц. Тогда станет понятнее, что реально срабатывает в тренинге, а что просто шум.