€ 107,43
$ 102,58
¥ 13,94
Non-fiction от предпринимателя
Основано на реальных событиях
Россия по-прежнему читающая страна. По данным Российской книжной палаты, за первое полугодие 2022-го книжный рынок страны рос, суммарный тираж выпущенных изданий составил 203,8 млн экземпляров против 177,6 млн в первые шесть месяцев прошлого года.
По данным экспертов, соотечественники чаще читают бумажные книги, и предпочтение отдают художественной литературе. Самым читаемым в России автором стал Стивен Кинг, который считал книги «уникальной портативной магией».
В топ-3 также вошли книги по специальности и научно-популярные издания, основанные не на вымысле, а на фактах. Без фикции. Вообще, нон-фикшн – это широкий спектр печатной продукции – книги про кулинарию, саморазвитие и личностный рост, финансы, бизнес, религию, философию, политику, искусство и творчество, фитнес, бьюти, отношения, эзотерику, а также мемуары, биографии, путевые заметки, эссе, энциклопедии, словари и многое другое. Часто авторами документальной литературы становятся не профессиональные писатели, а люди, которые хорошо разбираются в какой-то узкой теме.
Директор «Мастер-студии» Дмитрий Облезин:
– Половина от общего количества печатной продукции нашей типографии представлена литературой нон-фикшн. С годами количество такой литературы увеличивается. Во-первых, есть спрос. Современный читатель хочет извлекать из чтения пользу, конкретные навыки, которые он сможет применять в жизни и развиваться, потому самой популярной становится литература без вымысла. Во-вторых, люди «просыпаются». Больше становится авторов, которые готовы делиться опытом. В 2022 году мы выпустили внушительную коллекцию документальной краеведческой литературы ульяновского исследователя Владислава Ястребова: «Храмы Симбирска», «Соборы Симбирска», «Владимир Юрлов: исследователь, этнограф, мемуарист».
Особо отмечу книгу для семейного увлекательного чтения и поделок «Простая электроника» – это проект преподавателей детского технического центра «Инженерка» Игоря Мягкова, Анастасии Шлындовой, Ивана Корнеева. На протяжении нескольких лет они ведут занятия по техническому творчеству для детей в Ульяновске и за это время накопили большой опыт в объяснении ребятам сложных тем через создание простых и интересных поделок.
По версии The Guardian, список лучших нон-фикшн-книг всех времен и народов венчает «Ребенок и уход за ним» Бенджамина Спока, третье место – у бизнес-литературы, «No Logo. Люди против брендов» Наоми Кляйн – почти такая же культовая, как «Капитал» Маркса.
Онлайн-ретейлер OZON проанализировал, какие книги россияне чаще всего покупали на площадке за последние десять лет. Лидером по числу продаж стала книга «Хочу и буду» психолога Михаила Лабковского, на втором месте «7 навыков высокоэффективных людей» американского коуча Стивена Кови.
Автором одной из лучших деловых книг 2022 года стал предприниматель Илья Пискулин, получивший награду на юбилейном ПМЭФ. «Деловое обозрение» получило разрешение от издательства «Бомбора» на публикацию отрывков из увлекательной «Истории ИП».
Знай наших
На крупных интернет-ресурсах можно увидеть и нон-фикшн от ульяновских предпринимателей. Например, книга Камиля Калимуллина «Где трафик» стала бестселлером и хитом продаж на «ЛитРес», а когда вышла следующая – «Путь клиента», она тоже получила значок «хит продаж» в первую же неделю после релиза. В 2022 году основатель платформы AdvantShop презентует новое «детище» – «Трафик и воронка», где доступным языком раскрывает базовые принципы, которые необходимо понимать для того, чтобы компания успешно работала в интернете в любые времена.
Книги под своим именем выпустили представители из разных сегментов регионального бизнеса – Виталий Кальян, Александр Ягирский, Анатолий Еленкин, Алла Жидкова... Что говорится, в процессе – бизнес-тренер Ирина Сальникова, дизайнер Юлия Кочеткова. Остальные пока предпочли оставить свои творческие порывы в секрете.
– Мне очень близка тема – бизнес с человеческим лицом, поэтому книга будет про управление командами, достижение своих сверхрезультатов, при этом любовью к себе, команде, клиентам, – делится со своими подписчиками в соцсетях Ирина Сальникова.
А пионером ульяновского делового нон-фикшн можно считать руководителя консалтинговой компании «Развитие» Александра Макарова, издавшего в свое время труд «Владелец как профессия». Макаров вспоминает, как его товарищ по походу на Северный полюс прислал фото книжной обложки: «Глянь, твой тезка какую классную вещь написал!»
Шаг в вечность
Деловой нон-фикшн покупают по разным причинам: чтобы вдохновиться историей успеха, найти полезные советы для своего бизнеса, быть в тренде или просто для саморазвития.
А что движет предпринимателем, принявшим решение выпустить книгу под своим именем? Думается, в первую очередь личные амбиции: какой пассионарий, с нуля создавший свое дело, не лелеет в душе мечту оставить след в истории? А человек, написавший книгу, априори получает шанс на бессмертие.
Главный редактор ульяновского литературного агентства «Инкред» Екатерина Нейфельд:
– Для начала нужно ответить на вопрос «зачем вам книга?». Определите основную цель и второстепенные. Потому что «хочу заработать на продажах книги» – это одна стратегия, «хочу громче заявить о себе и своем деле» – другая, «хочу просто рассказать свою историю и исполнить мечту о книге» – третья. Спросите себя «кто ваши читатели?». Обычно это те же люди, что и ваши клиенты. Представьте несколько конкретных людей, которым будет интересно изучить ваш опыт. Но, может быть, вы хотите сделать книгу для сотрудников (нынешних и будущих), партнеров? Для каждой аудитории – свое содержание, своя подача, свой язык. Например, в книге для коллег не придется расшифровывать специальные термины. А клиентам будут интересны далеко не все детали вашей внутренней кухни.
Бизнес-тренер Сергей Кузин:
– Я обучаю особо важных людей делать особо важные выступления, поэтому мои книги адресованы руководству, включая госчиновников и первых лиц крупных компаний. Конечно, я старался расширить аудиторию, включать в книги истории, интересные широкому кругу читателей: предпринимателям, самозанятым, дизайнерам, копирайтерам, психологам, лекторам, тренерам… Людям, которые так или иначе работают на себя, но которым нужны яркие бизнес-книги.
Генеральный директор коммуникационного агентства Konnov Media Андрей Коннов:
– Если вы не выпускаете свою книгу, вместо вас это делает кто-то другой, менее компетентный, какой-нибудь недобросовестный инфобизнесмен, который пишет для того, чтобы потешить свое эго, чтобы увеличивать свои ценники, а не для того, чтобы формировать культуру рынка работы с заказчиками. Поэтому важно, чтобы ваш голос был услышан. Книга помогает донести вашу позицию. Моя книга «PR в условиях кризиса» – с кейсами, а самое ценное, что есть у агентства, – его опыт. Некоторые боятся делиться кейсами, но не мы. Мне хочется, чтобы клиенты, прочитавшие мою книгу, были уже подготовлены, знали, что, например, журналиста нельзя подкупать, это противоречит УК РФ, как просчитать эффективность рекламы, как противостоять информационным атакам на ваш бизнес и т.д. И тогда нам будет проще общаться.
Юлия Вешнякова, генеральный директор «Академии Розничных Технологий:
- В 2022 году мы выпустили совместно с издательским домом «Питер» книгу «Fashion-ритейл: 100 секретных вопросов об управлении». Это действительно сто ответов на вопросы, которые нам в течение нескольких лет задавали на консультациях и в бизнес-клубе. И одна из самых сильных сторон книги – то, что она основана на реальных событиях из жизни владельцев розницы в российских регионах — в нее включены 90 практических кейсов из магазинов одежды Санкт-Петербурга, Новосибирска, Владикавказа, Тулы, Красноярска, Новороссийска и многих других. В России много авторов, которые пишут про маркетинг и HR в модной индустрии, но нет или совсем мало тех, которые пишут об управлении ассортиментом и финансами, а в книге на обе темы сделан особый акцент, так как именно в этих сферах у нас накоплен самый большой опыт. Я думала, что пишу книгу про системное управление розницей, а с учетом того, в какой непростой ситуации для ритейла она вышла, получился инструмент мгновенного реагирования. Это простая и понятная энциклопедия вопросов, с которыми собственник fashion-бизнеса сталкивается ежедневно: где поставки, где люди, где деньги?
Вход в воронку продаж
Предприниматель – человек, который умеет считать деньги, поэтому у него возникает резонный вопрос: окупятся ли затраты на книгу и действительно ли я смогу зарабатывать больше, когда стану автором?
Екатерина Нейфельд:
– Заработать большие деньги на продаже своей книги сложно, особенно в России. Возьмем для примера лидера рынка электронных книг «ЛитРес». Если вы сами, без посредников, выложите книгу на сайт, то получите 25–35% с продаж (в зависимости от типа лицензии). И это еще неплохо в сравнении с условиями, которые предлагают издательства. Там авторам обычно выплачивают фиксированный гонорар. Если вы не звезда и это ваша первая книга, можете рассчитывать на сумму от 30 до 70 тысяч рублей. Если книга станет бестселлером, можно договориться о каком-то роялти. Обычно сходятся на 5% автору. Можно ли увеличить свой доход при помощи книги? Конечно. Но не за счет прямых продаж. А за счет чего? Первый вариант. Книга повышает вашу личную стоимость. Книга – идеальный способ охватить большую аудиторию, и охватить крепко. И если читатель не просто приятно провел время за вашей книгой, но и применил полученные знания в жизни, он начинает испытывать к вам благодарность. «Интересно, что же будет, если я поработаю с этим специалистом лично? – думает ваш потенциальный клиент.
Например, к Александру Ягирскому именно так пришел один из новых клиентов: «Я прочитал вашу книгу и хочу, чтобы именно вы настроили нам работу отдела продаж».
Екатерина Нейфельд:
– Книга является входом в вашу воронку продаж. Мало кто импульсивно покупает дорогой продукт или услугу. Чтобы не потратить деньги впустую, люди, как правило, хотят получить больше информации: заранее оценить все плюсы и минусы, возможный эффект. Книга позволяет потенциальному клиенту без рисков познакомиться с вами, повысить доверие к вам и показать вашу экспертность. Благодаря ей легче продать основной продукт. Так, к Камилю Калимуллину, который с помощью агентства «Инкред» выпустил уже четыре книги, обратился основатель именитой фирмы с просьбой настроить воронки – «мы поняли, что вы глубоко разбираетесь в вопросе и можете нам помочь». Как видите, и в первом, и во втором варианте книга помогает авторам зарабатывать больше, но не напрямую. Чтобы окупить затраты на создание и выпуск своей книги, автор должен четко понимать, как он будет ее использовать.
Екатерина Нейфельд называет пять причин выпустить свою книгу
предпринимателю, собственнику, эксперту:
Привлечение клиентов;
Развитие лояльности клиентов, сотрудников, партнеров;
Усиление личного бренда;
Осмысление имеющегося опыта, рефлексия;
Увеличение дохода (к нему, по сути, ведет все вышеперечисленное).
Отбросить синдром самозванца
Подготовка книги занимает от нескольких месяцев до нескольких лет, и это очень непростой путь.
Сергей Кузин:
– Препятствий в процессе их создания было много, но запомнилось три. Во-первых, это психологические барьеры и даже конкретно – «синдром самозванца». Когда я писал первую книгу «Человек медийный. Технологии безупречного выступления», у меня не было опыта участия в теле-, радиопередачах, интервью в прессе. Меня даже подруга спросила: как ты можешь рассказать о технологии безупречного выступления в СМИ, не выступая в СМИ? Меня спасало то, что я работал с первыми лицами, которые регулярно выступали, и пять лет как пиарщик общался с журналистами. Более того, когда уверенно идешь к цели, на помощь приходят обстоятельства. Пока я три года писал книгу, то успел выступить в СМИ несколько десятков раз. Следующее препятствие – очень медленный издатель. Скоростной режим у нас кардинально различался. Он считал медленным меня, а я неделями терпеливо ждал ответов от него. Я тогда понял, что издание книги – это продукт взаимного терпения автора и издателя. Третье и самое тяжелое – санкции. Когда я издавал книгу «На линии огня», то поставки финской бумаги в типографию практически прекратились. Мне принесли отечественные образцы, которые мало отличались от туалетной бумаги. Передо мной стоял выбор: отложить печать книги на неопределенный срок, напечатать на том, что есть, или отказаться от издания вообще. Я выбрал первый вариант. Рискнул, что книгу вообще не издадут. И что вы думаете? Через три месяца бумага пришла – и гора с плеч!
Дмитрий Облезин:
– Внешние факторы, конечно, отразились на выпуске литературы. Подорожала бумага, материалы, выросли цены на услуги редакторов, дизайнеров, услуги типографии. Процесс выпуска книги довольно долгий, и когда все постоянно меняется, сложнее становится планировать. Кроме того, часть книг, которые выпускались в 2021 году, сегодня безнадежно устарели и уже не нужны читателю. Мир сейчас быстро меняется.
Важно понимать, что с выпуском книги трудности не заканчиваются.
– Книги так просто не продаются, – уверяет издатель Наталья Цуканова. –Только большие издательства, такие как АСТ, сознательно вкладывают силы в продвижение авторов, в которых видят коммерческий потенциал. Но секретной формулы успеха не знает никто.
Директор консалтинговой компании «Лаборатория трендов» Елена Пономарева:
– Когда-то о сотрудничестве с МИФом я только мечтала, весной же издательство само предложило начать работу над книгой. Сработала сила личного бренда – 3 книги, сотни статей в ведущих СМИ и выступлений, колонки в Forbes и РБК, прокачанные соцсети и т.д. Помимо экспертизы, выбирая российских авторов, издательства хотят получить и прогнозируемый спрос – чем известнее автор, тем более востребована будет книга. Кроме того, спрос формируется еще до начала продаж. Посты с частями рукописи уже можно найти у меня в соцсетях, я регулярно спрашиваю подписчиков, что бы они хотели увидеть в книге, ответы на какие вопросы прочитать и т.п.
Екатерина Нейфельд:
– Издательства могут взять в работу неизвестного автора, помочь с рекламой и дистрибуцией. Но если он сам не будет вкладывать силы и время в продвижение – продажи встанут, его книги спишут и новых контрактов не будет. Презентации, автограф-сессии, книжные ярмарки, прямые эфиры в социальных сетях, статьи, обзоры – все это работа над продажами, и без включения автора тут не обойтись. Хотя я рекомендую начинать работу над продвижением задолго до публикации: развивайте блог хотя бы в одной, любимой соцсети и делитесь там процессом работы над книгой. Делитесь цитатами. А еще обязательно спрашивайте совета у подписчиков – какую обложку выбрать? Какое название лучше? А какое оформление нравится больше? Так, к моменту, когда книга выйдет, люди уже будут ждать ее. И побегут покупать, как только откроются продажи. А если платформы видят всплеск продаж в первые дни, они начинают продвигать книгу органически. Создать бестселлер возможно, если сам автор будет активно заниматься продажами своей книги, не перекладывая всю ответственность на книжные магазины, издательства и литературных продюсеров.
Елена Пономарева:
– Книжный рынок претерпевает серьезные изменения. На мой взгляд, именно бизнес нон-фикшн они коснутся сильнее всего. Во-первых, российский бизнес столкнулся с вызовами, опыта работы с которыми нет ни у кого, поэтому искать ответы в литературе практически бесполезно. Их просто нет. Во-вторых, зарубежные правообладатели замораживают сотрудничество с российскими издательствами. Если ситуация не изменится, мы столкнемся с нехваткой новой литературы. У нас и без этого отставание по бизнес-технологиям, теперь разрыв будет увеличиваться. Но при этом открывается «окно возможностей» для российских авторов.
– В ответ на неопределенность появляются книги, которые помогают жить в таких условиях. Также ожидается всплеск интереса к литературе о предпринимательстве, – резюмирует Дмитрий Облезин. – Люди все равно будут занимать освободившиеся ниши, и им будут нужны книги о том, как развивать свой бизнес. Но они уже будут ориентированы на бизнес в России, а не на западный рынок и не с помощью Запада, как это было раньше. Сейчас хорошее время для развития национальной экономики. И как бы то ни было, книга – источник знаний. Не интернет. Так что читайте книги, покупайте книги, а лучше делайте книги сами. Пишите, творите.
Фото предоставлено ООО «Мастер-студия»