Николай Кульков: «Нанять профессиональную сиделку – проявление любви и заботы о близком человеке, нуждающемся в уходе»
Фото из архива Н.Кулькова
- Николай Павлович, ваша компания работает только в Москве и области?
- Да, на столичном рынке мы с 2005 года, у нас большой опыт работы в патронажной сфере. Пробовали работать в регионах, например, открывали филиал в Пензе. Но не совсем у нас получилось, это связано с менталитетом провинции, где люди пока еще не готовы принять ситуацию, при которой уход за больным, пожилым родственником поручается профессионалам. Мол, если сам не готов этим заниматься, то получается, что не достаточно его люблю.
Это глубоко ошибочное представление.
- Слово «патронаж» пришло из французского: patronage дословно переводится как «покровительство», так называется система обслуживания пожилых пациентов, взрослых с ОВЗ и маленьких детей в домашних условиях. А кто они, подопечные вашей компании?
- Мы работаем только со взрослыми – дети это отдельное направление. Наша специализация - уход за больными, за людьми с ограниченными возможностями и, конечно, за пожилыми гражданами. Контингент клиентов очень широкий, например, помогаем молодым людям восстановиться после аварии.
– Наверное, не ошибусь, если предположу, что работа с пожилыми людьми – наиболее сложное направление для ваших сотрудников. А каковы основные трудности взаимодействия с этой категорией клиентов?
- Cамая большая проблема – это, как ни странно звучит, родственники наших подопечных. Им бывает очень сложно принять то, что кардинально улучшить состояние пожилого человека уже невозможно, что болезнь прогрессирует - в силу возраста, каких-то других обстоятельств. И нам бывает сложно найти общий язык с заказчиками услуг. Бывают нередки такие моменты, когда, скажем, у дедушки сахарный диабет, а дочь, которая приезжает его навещать раз в неделю, привозит пиццу, другие запрещенные продукты, – так ей хочется выразить свою любовь.
Что касается персонала, то он у нас обученный, сиделки прошли курсы под руководством специалистов по уходу за больными, и, как правило, особых проблем с подопечными не бывает, несмотря на их психиатрические диагнозы - деменция и пр.
- Сколько лет самому старшему подопечному?
- 97.
- А как старики воспринимают чужого человека в доме?
- Они им рады! Наши сиделки – не только большие профессионалы, они – тактичные, выдержанные люди, и о том, чтобы повысить голос, либо повести себя как-то неадекватно, - не может быть и речи. Корректное общение - один из обязательных пунктов договора.
У нас для этого даже есть специальный курс – как найти общий язык с подопечным, это первоочередное. И я вам хочу сказать, что если вдруг по какой-то причине клиенту не понравилась сиделка, – допустим, она слишком быстро разговаривает, или у них разный с подопечным темперамент, то какой бы она ни была хорошей, мы предлагаем сделать замену. Психологическая совместимость очень важна.
Мы знаем пути подхода к клиентам, стараемся найти какие-то моменты для того, чтобы наладить эту связь, выясняем, что любит человек, какие темы для разговоров его привлекают, по каким улицам он хотел бы гулять, возвращаясь к приятным ему воспоминаниям. Элементарно, - какая пища человеку нравится, что ему можно есть. Для этого разработан специальный обучающий курс - про питание, приготовление блюд, в том числе, из диетического меню, согласованного с врачом.
- Бывает, что сиделка и подопечный становятся настоящими друзьями?
- Да, конечно, люди привязываются друг к другу, и сиделки искренне переживают, когда происходит неизбежный уход подопечного из жизни. Они провожают его в последний путь, даже продолжают поддерживать связь с родственниками. В общем, все происходит не на формальном, а на человеческом уровне.
- А случалось ли отказываться от сотрудничества?
- Практически нет, это же наша работа, и она заключается в том, чтобы найти с клиентом общий язык. У нас это получается, за редким случаем, когда у подопечного - высокий уровень агрессии, когда ему уже необходимо лечение в стационарных условиях.
Как-то столкнулись со случаем, когда клиент был очень агрессивен, настойчиво приставал к сиделке. Мы пытались решить этот вопрос, но заказчики просто умоляли, чтобы именно она смотрела за их родственником. В результате дело закончилось трагедией: сиделка, защищаясь, фактически задушила деда. Родственники помогали нам с защитой, представили своих адвокатов, сиделку оправдали. Но ничего этого не случилось бы, если б человека вовремя отправили в стационар…
- Наверное, вам приходится сталкиваться с непростыми внутрисемейными отношениями…
- Да, сталкиваемся – с запущенными случаями, когда, допустим, сиделка приходит к лежачей бабушке, а у той большие пролежни, она страдает. Это зачастую связано с тем, что в Москве большие расстояния, и у занятых родственников нет возможности лишний раз приехать с другого конца города. Но все-таки напрасно они откладывают обращение к профессионалам, многих проблем удалось бы избежать, если бы меры были приняты раньше. Все замыкается на том, что люди порой недостаточно уделяют внимания своим близким….
- Увы, не все соотечественники могут позволить себе патронажные услуги…
- Да, уход с проживанием - это недешевая услуга, ее стоимость начинается от 35 тысяч за месяц. Но хочу сказать, что по федеральному закону ФЗ-442 гражданин может обратиться в департамент соцзащиты за социальным обеспечением, и какую-то часть расходов ему компенсируют. Конечно, хотелось бы большего участия государства в нашей сфере, ввести услугу патронажного ухода в систему обязательного медицинского страхования. Думаю, в нынешних обстоятельствах законодательная власть вернется к решению этого вопроса…
- А среди ваших подопечных есть участники СВО?
- Да, есть двое, мы за ними ухаживаем.
- Ваш бизнес строится на том, чтобы помогать людям, менять их жизнь в лучшую сторону. Расскажите о каком-нибудь позитивном случае!
- Случилась такая ситуация, когда одна бабушка до 92 лет была социализированной, адекватной, но потом у нее начались возрастные изменения психики. Они стали проявляться в агрессии к близкому родственнику – младшей сестре, которая за ней ухаживала. Начались скандалы, дошло до того, что больная стала предъявлять сестре претензии, мол, ты у меня все украла, хочешь отравить, прекратила принимать из ее рук пищу, воду. Бабушке стала грозить голодная смерть…
Когда наняли сиделку, та стала налаживать контакт со своей подопечной, и ситуация изменилась в лучшую сторону. Сейчас бабушке 94 года, она помирилась со своей сестрой, которая приходит ее навещать. Жизнь продолжается!
- Какая самая востребованная услуга у ваших клиентов?
- Это все-таки уход с проживанием, сопровождение пожилых с деменцией или людей с тяжелыми заболеваниями, когда необходимо, чтобы человек находился рядом. Готовил бы пищу, вовремя давал лекарственные препараты, выводил на прогулку, производил по назначению врача какие-то медицинские манипуляции типа массажей. Все, в соответствии с утвержденным профессиональным стандартом «Сиделка (помощник по уходу)».
- А какая услуга - редкая?
- Иногда случаются разовые заявки - уход за человеком с такими проблемами, как перелом ног. Клиент ментально здоров, но нужно какое-то время, допустим, сопровождать его на прогулку.
- Вы изучали опыт других стран?
- Да, мы знакомились с немецким опытом, были в Израиле, где очень интересно построена система патронажного ухода, там, в стационарах все сделано очень удобно - и для больного, и для сиделки.
Сейчас, к сожалению, коммуникации с зарубежными коллегами прервались…
- Возникают ли у вас проблемы при подборе персонала?
- Есть определенные сложности, и это связано с тем, что наша компания не агентство, которое оказывает услуги посредника, - у нас постоянный круг сиделок, которые могут к нам обратиться за помощью, например, решить вопрос с регистрацией.
И мы в постоянном поиске, – патронажные услуги в столице очень востребованы.
- Каким претендентам отказываете?
- Людям с судимостью, проблемами с законом, например, с нарушением при пересечении границы.
В дальнейшем можем прекратить сотрудничество, если видим, что у человека проявляются какие-то асоциальные моменты, скажем, он любит выпить. Для сиделки это недопустимо. В первую очередь мы ценим профессионализм, серьезное отношение к своей работе.
- Сиделка – слово женского рода…
- Но у нас работают и мужчины.
- Наверное, они обслуживают особо тяжелых пациентов - лежачих с лишним весом?
- Знаете, при правильном подходе можно все это делать без нагрузок для себя. Наши сиделки об этом знают.
Нет, тут скорее психологический момент. Иные клиенты мужского пола испытывают стеснение перед сиделкой-женщиной, просят прислать им мужчину. А так, среднестатистическая сиделка - женщина средних лет, немосквичка.
- Как вы в целом оцениваете современный рынок патронажного ухода страны?
- Сфера патронажных услуг сегодня достаточно развита, особенно в больших городах. Но насколько она востребована, настолько и не упорядочена, хаотична. Найти надежного человека, с которым можно спокойно оставить дорогого любимого человека, достаточно сложно, к сожалению, рынок полон нечестными игроками. Истинные масштабы «черного» рынка сиделок в стране посчитать невозможно…
- Чем чревато общение к неофициальным «покровителям»?
- Если человек не профессионал, то он может не выдержать каких-то агрессивных проявлений клиента, физиологических моментов. Такая сиделка может в любую минуту развернуться и уйти, бросив больного человека одного, я уж не говорю о потере каких-то материальных ценностей.
Наши заказчики, ранее столкнувшиеся с проблемами нелегальных сиделок, удивляются, как, оказывается, можно оперативно решать все вопросы, например, поменять сиделку, если она не нашла контакта с больным.
- Какие перспективы своей компании вы видите?
- Мы развиваемся, стараемся применять различные новшества, в свою очередь, постоянно даем рекомендации нашим клиентам для улучшения жизни их больного пожилого родственника. Например, советуем устанавливать в квартирах камеры, наши сиделки об этом знают. Так будет спокойнее всем, и если возникнут какие-то щекотливые вопросы, можно будет легко их решить.
- Что скажете людям, которые считают, что «перепоручать» сиделке родственника, нуждающегося в уходе, «стыдно»?
- Хочу сказать, что не надо этого бояться, не надо чувствовать себя виноватым, перепоручая профессионалу присмотр за близким. Вы делаете это для того, чтобы ему было удобно, комфортно, и это никоим образом не говорит о том, что вы его меньше любите. Наоборот, это значит, что вы проявляете заботу, трезво подходите к этой ситуации, и свое время можете потратить на общение с близким человеком, что будет приятно и для него, и для вас.