Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Своё Родное в Арктике

Главред «Делового обозрения» побывала в незабываемом гастрономическом туре, организованном Россельхозбанком для лауреатов конкурса «Своё. Родное» - российских журналистов и блогеров, которые умеют писать вкусно о вкусном. Татьяна Задорожняя делится впечатлениями о путешествии в самый большой город мира за Полярным кругом.

Фото: Татьяна Задорожняя

Шкатулка с огнями

Я побывала на краю земли в середине декабря, и лично увидела, что такое знаменитая полярная ночь.

В 10 утра еще темно. Потом часов в 11 ночной мрак немного рассеивается, небо становится серым. Как и все кругом. 50 оттенков серого.

После 14.00 начинаются сумерки, и около 15.00 вокруг опять – темнота.

Туристам несколько дней пожить в таком формате даже прикольно - экзотика. А для местных – серьезное испытание длиною в 45 дней. Не зря же некоторые жители Арктики, зная, когда, наконец, появится долгожданное солнышко, едут на сопки, чтобы первыми увидеть солнечные лучи.

Страдающие от цветового голодания жители Заполярья делают все возможное для того, чтобы хоть как-то разбавить окружающую серость. Улицы Мурманска, который называют «шкатулкой с огоньками», все сверкают. Особенно красиво смотрится искусственное северное сияние. Много иллюминации и с рыбацкой тематикой: Мурманск - крупный морской транспортный узел и рыбопромышленный центр России.

Стоит над горою Алёша

В Мурманске - время московское, на этом, пожалуй, сходство двух столиц – Арктики и России заканчивается.

Из-за климатических особенностей в этих краях все низенькое: местные жители саамы, дома на сваях (под ногами двухметровая вечная мерзлота) и – цитирую эмоционального экскурсовода - «наш маленький гордый лес».

Не рвутся в небо и здешние сопки, и «скалистые горы», про которые в песне поется. Эти скалы можно рассмотреть в подробностях, следуя по дороге от аэропорта до города.

А вот герой другой песни – размером с девятиэтажный дом, мурманский Алёша из камня не менее внушительный, чем его болгарский тезка.

Еще одна местная достопримечательность, ставшая известной всей России после выхода фильма «Левиафан», - поселок Тери́берка. Режиссер Звягинцев по все красе показал «столицу северной хтони», которую сейчас, надо сказать, немного облагородили. А то перед иностранными туристами было неудобно!

Заполярная экзотика манит к себе путешественников из разных концов света. Летом-2022 в отелях Мурманска не было свободных мест. Лето здесь короткое - с июля до середины августа. Средняя температура +17, но может «разогнаться» и до +30. В теплое время года туристы с удовольствием едут на рыбалку - морскую, речную, озерную (без улова не останешься!). А иные арендуют катер и отправляются на фотоохоту на китов.

В марте в Заполярье - очень красивая зима с настолько ярким солнцем, что можно даже загорать. А вот в феврале сюда ехать не советуют: слишком много осадков, можно застрять надолго.

Кстати, слухи про арктические холода, как выяснилось, сильно преувеличены. В области морозы могут доходить до – 40, но они кратковременны. А вот влажность здесь довольно высокая.

Поймать удачу за хвост северной лисы

Главный арктический аттракцион, ради которого стекаются в Заполярье туристы со всего мира – это, конечно, Северное сияние.

Зверь пугливый, не всем доступный. Здесь так и говорят "едем на охоту за северным сиянием".

Существует три главных фактора для успешной охоты:

1.Достаточная солнечная активность. Интересный факт. Раньше предвестниками северного сияния считались городские сумасшедшие. Увидишь неадекватное поведение какого-нибудь гражданина - ага, ясно, магнитный шторм. Сейчас, конечно, существуют специальные программы.

2. Темное небо. Магнитные бури случаются круглый год, но увидеть их простым взглядом за Полярным кругом можно только в полнейшей темноте. Поэтому на "охоту" нас повезли далеко за город, подальше от ярких мурманских огней. Считается, что именно Териберка для этих целей – идеальное место.

3. И главное условие - чистое небо.

Для нас эти три фактора сложились, и мы стали свидетелями уникального природного шоу, которое скандинавы называют "косяк небесной сельди".

Сначала на наших глазах на темном небе появилась размытая изогнутая полоса, что-то вроде широкой белесой радуги - это "шторм" в 1 балл. Потом мы увидели, как сияние стало менять цвет на зеленый - это уже 1,5 балла.

И, наконец, магнитный шторм разогнался до двух баллов, когда зеленая полоса стала менять форму, "играть". И я вам скажу, что это было просто невероятное зрелище, от которого мы пришли в дикий восторг!

Конечно, апогей - это 4-5-балльный шторм, когда Северное сияние начинает играть разными красками на полнеба, но этот "зверь" такой редкий, что охотиться на него нужно долгие ночи.

Мы же с первого раза получили свою порцию невероятных ощущений. А кто-то - еще и прилив энергии: сгусток солнечной активности действует на иных людей и таким благотворным образом.

Кстати, местные язычники саамы Северное сияние не любят, и стараются на него не смотреть (есть у них грустная легенда о душах умерших сородичей).

А вообще считается, что человек, увидевший на небе "хвост полярной лисы", поймал удачу.

Нашаманит судьбу нойда

Саамы (саами) - малочисленный коренной народ Кольского полуострова, всего их в мире осталось около 80 тысяч, из них в России - не более двух тысяч. Как правило, поездка в одно из саамских поселений является обязательным пунктом туристической программы за Полярным кругом, и наша группа не стала исключением. И мы отправились в "Олений двор".

Сразу скажу, что маленький северный народ живет за счет разведения оленей и туризма, так что нам были рады.

В этно-деревне мы познакомились с настоящим нойдом - то есть шаманом. И это была женщина.

Очень интересно было с ней общаться. Сначала мы слушали Надежду в волчьей шкуре около сейда - это такой магический камень - жилище духов. А потом перешли в жилище человека - т.н. кувакса, это такая палатка из оленьих шкур, натянутых на каркас из тонких шестов. Сидели мы в чуме вокруг горящего очага, слушали про быт и обычаи саами, рассматривали всякие интересные штуки, типа ветродуйки и бубна.

Этот народ - язычники, они считают, что живем мы в срединном мире, а есть еще нижний и верхний миры, куда попадают шаманы в состоянии транса. Настоящие нойды наделены некоторыми сверх-способностями. Надежда рассказала, как однажды она спасла своих родных от страшной аварии...

Пообщавшись с человеком, шаманы могут кое-что рассказать о его здоровье, его судьбе. Но если только их об этом попросят.

А потом мы пошли кормить северных оленей, попутно слушая рассказ про этих удивительных животных. Оказывается, строение их волоса - внутри воздух! - позволяет оленям выдерживать максимально низкие температуры.

Рога имеют не только самцы, но и самки - важенки.

А потом прошли в дом на сваях, пили ароматный чай с ягодами и ягелем (этот чудо-мох - природный антибиотик, его применяют для борьбы с туберкулезом, онкозаболеваниями и прочими напастями), ели вкуснейшие пироги с брусникой, рассматривали предметы быта, одежду саами. И даже кое-что померяли для фотосъемки.

Сугудай для фуди

Возможно, кому-то покажется странным выбранная для гастрономического тура локация, но я-то теперь знаю, что Арктика – рай для гурманов, а также для фуди (это люди, которые питают особый интерес к еде, все время стремятся пробовать что-то новое). Заполярье сейчас так и позиционируют, как «гастрономическую провинцию России», территорию для гастротуризма.

Участники невероятного тура, который организовал Россельхозбанк для российских журналистов и блогеров, попробовали огромное количество блюд в лучших ресторанах Мурманска. И главным открытием лично для меня стали кушанья из оленины – это главная «фишка» финно-угорской кухни.

Вообще, олень – знаковый зверь для Заполярья, переживший мамонтов. Все у него идет в дело – рога, шкуры, кости и конечно, мясо, - ценный деликатес, за которым «охотятся» здешние рестораторы. Увы, поголовье северных оленей снижается, и сколько их сейчас пасется на северных просторах – тайна, покрытая мраком. Саамы знают, но не говорят. Приблизительно 45 - 60 тысяч оленей.

В Заполярье оленину готовить умеют. В местных ресторанах можно попробовать вариации на тему лапландской кухни - сырокопченое мясо оленя, стейк с ягодным соусом, окорок или тар-тар, приготовленный из сырого и копченого мяса. Это очень вкусно! И необычно. И мясо совсем не жесткое.

Кстати, владелец мурманского холдинга "Ресторанный синдикат" Сергей Биксалеев, приглашенный на гала-ужин с лауреатами конкурса, рассказал, что в его «Царской охоте» решили «похулиганить» на тему известного блюда, мол, «тар-тар – он везде тар-тар», а вот такую вариацию холодной мясной закуски еще поискать.

А в Заполярье треску трескают

И правильно делают - трудно переоценить пользу этой диетической белорыбицы, появившейся на земле, как считают эксперты, чуть ли не 100 млн лет назад.

Треска - символ Арктики, ее лов не прекращался даже в Великую Отечественную. В суровую военную годину треска спасла от голодной смерти не только местное население, - ценный продукт поставляли на фронт, она буквально чудом попадала в блокадный Ленинград...

Сегодня треска - самая ценная промысловая рыба в Баренцевом бассейне, визитная карточка Мурманска. Царь-рыба изображена на флаге и гербе города, и ей здесь даже памятник установили!

А местные ресторации готовят из мяса трески, ее печени, даже из языков и щечек разные вкусные и красивые блюда. Например, в меню знаменитого мурманского ресторана "Царская охота" есть красивая закуска "ягодная треска".

Высокая северная кухня – это обилие морепродуктов и рыбы. И даже название Кольский полуостров произошел от слова "кола". То есть рыба по-местному. И золото. Что символично. Рыба-золото!

В общем, гурманам, которые любят дары моря (а также рек и озер), в Арктике раздолье. И фуди могут порадовать свои вкусовые рецепторы, попробовав, например, интересную холодную закуску из лосося – сугудай, который подается в ракушке со щучьей икрой, солеными томатами и томатной водой. Ресторанные кушанья, как правило, очень красиво и ярко оформлены (еще один способ борьбы с цвето-дефицитом).

Лично я за эти дни попробовала просто немыслимое количество вкуснейших высокобелковых блюд, начиная от привычных рыбных стейков и обожаемых креветок в различных вариациях, заканчивая деликатесами, типа, морского ежа, гребешков, икры и, конечно, краба. Кстати, в меню местных ресторанов краб значится как "Камчатский", но, как выяснилось, ловят его в здешних водах, просто когда-то давно привезли с Камчатки ракообразного, а он тут и прижился. И стоит в мурманских заведениях вполне терпимо.

Что касается фруктов и овощей, то, понятно, что за Полярным кругом их вырастить проблематично, однако от авитаминоза местные жители не страдают, ведь у них есть дикоросы. Научно доказано, что из-за короткого лета растения в Заполярье накапливают много питательных и полезных веществ. Это касается и знаменитых северных ягод - брусника, морошка, черника, голубика и самая популярная - вороника (шикша).

Интересно, что все ягоды человеку удалось «приручить», кроме морошки, этот «зверь» встречается только в дикой природе. В мурманских ресторациях морошку добавляют даже в уху. И, знаете, очень даже съедобно.

А в ресторане конгресс-отеля «Меридиан», где мы жили, на-ура идет щербет из морошки с соусом из ферментированных белых грибов.

Но, конечно, ягоды – удачная основа для сладостей. Так, в «Царской охоте» мне удалось отведать их самый популярный десерт - «Морошка-Кедр». Ярко, красиво, вкусно!


Фото Татьяна Задорожняя

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: