Как реанимировать продажи при падающем спросе
Фото: freepik.com, pressfoto
Когда года 3 назад начался период нестабильности – то коронавирус, то еще чего-нибудь, – у нас в компании, как и у всех, количество заявок пошло вниз. Но сейчас, обладая необходимыми знаниями, мы понимаем, как работает человеческий разум и как устроен рынок. Поэтому наша компания перестраивается под новые условия и уже повышает количество заявок.
В процессе привлечения клиента все точно так, как в нашей жизни: обстоятельства и условия постоянно меняются, и такого, чтобы один раз настроил и забыл, никогда не будет.
Бизнесмены – это серферы, которые и в шторм, и в ветер, и среди акул могут удерживать волну. Но если их сносит, то вода накрывает с головой, а акулы нападают…
Закредитованность населения
Если говорить об анализе экономики и рынка, то следует обратить особое внимание на закредитованность населения. С одной стороны, кредиты – это плюс для экономики: поступает большее количество денег, предприятия развиваются, а спрос растет. Однако когда у наших клиентов наступает время выплачивать кредит, приходит понимание, что даже если мы работаем на рынке B2B, то деньги в компанию все равно поступают от конечного потребителя. Например, если вы занимаетесь строительством магазинов для кого-то супермаркета, то количество ваших заказов так или иначе будет зависеть от того, покупают ли люди продукты в этой сети.
В последнее время очень сильно растет закредитованность населения. Поэтому все большую часть дохода люди относят обратно в банки. Ранее Центробанк сообщал, что 39,5 миллионов жителей России имеют хотя бы один кредит. Это более половины (54%) работающего населения страны. Люди понимают, что есть обязательные траты – продукты, коммунальные услуги – и есть дополнительные. Закредитованость ведет к тому, что население идет только на первые траты, избегая вторых. И рынок постепенно беднеет.
Инфляция
В апреле 2022 года глава Центробанка Эльвира Набиуллина заявила, что потребительские цены за 2022 год вырастут на 18–23%, а пик инфляции придется на конец года. Сейчас в регуляторе ожидают, что инфляция по итогам 2022 года будет равна 14–17%, а в 2023 году остановится на 5–7%. Возвращение к целевым 4% произойдет в 2024 году.
Соответственно, деньги россиян идут в большей степени на товары первой необходимости. Например, автомобили никогда не относились к первой категории важности, и статистика подтверждает, что их продажи упали. Рынок легко реагирует: инфляция может быть незаметна, но цены на товары повышаются. Все мы читаем новости и понимаем, что основания для беспокойства есть – но бизнес всегда был таким.
Что происходит с клиентами?
– Замешательство и неопределенность. Ежедневно мои менеджеры общаются с 70–90 руководителями бизнесов по всей России, и мы все стали замечать, что у бизнесов, безусловно, присутствует неопределенность по поводу будущего. Хотя на рубеже 2022-2023 ситуация все же стала лучше;
– Все живут в ожидании момента, когда кризисные времена закончатся. Будет ли лучше?
– Спрос падает (ряд компаний закрылись, количество покупателей уменьшилось);
– Все внимательно следят за деньгами. Есть нестабильность: ни бизнесмены, ни потребители не знают, смогут ли они зарабатывать завтра. А когда человек не уверен в этом, он будет придерживать сбережения. Клиент стал более разборчивым, привередливым и сомневающимся;
– Эмоциональный фон, который подпитывают СМИ и соцсети. Сейчас, конечно, он не сравнится с самыми острыми периодами прошло года, но страх и тревога все равно присутствуют – и это тоже меняет рынок.
Итак, чудес не будет
Давайте по-честному: чудеса остались в детском саду вместе с Дедом Морозом. Рынок тяжелый, и сейчас нужно учиться делать то, в чем раньше не было нужды. И никаких «взрослых»: тех, кто мог оказать помощь, нет. Взрослые – это мы.
Меняя точку зрения
Возврата к прошлому, к сожалению, уже не случится, поэтому и свою точку зрения нужно менять.
Вы:
– оказались на новом рынке;
– с непонятным спросом;
– с незнакомыми привычками покупателей;
– в новой «нервной» стране.
Вы – «стартап, вброшенный на новый рынок».
Если мы с вами эту точку зрения примем, то все пойдет хорошо. Нужно учиться управлению и выстраивать многие процессы заново. Но хорошая новость заключается в том, что у вас есть хоть какая-то база клиентов, которые вас знают.
Что делать?
1. Изучить, почему упал спрос и куда ушли клиенты.
Как это сделать:
– исследовать конкурентов и рынок вообще, понять, откуда берется трафик;
– узнать, какие продукты продают, кому и где;
– выяснить, каков спрос, в каких регионах и на что именно.
Важно! Спрос никогда не падает до нуля.
2. Опросить старых и новых клиентов
Каждый знает, что такое опросы. Все мы подвергались их прессу на улице или по телефону. Из-за неправильного применения у многих сформировалось отношение к ним как к чему-то бесполезному или нудному.
Клиенты приносят нам деньги, и если они перестают это делать, необходимо понять, почему так произошло. Не надо устраивать 20-минутные опросы. Их нужно проводить правильно, чтобы объективно понять, что происходит вокруг.
Клиент для нас – это не сам человек. Клиент – это проблема, которую хочет решить потребитель! А мы должны предложить способ, которым он будет ее решать. Есть простейший опрос, который позволит все уточнить.
Обзвоните своих клиентов. Уточните:
– какие у них планы?
– что думают о продолжении работы с вами?
– как они решают проблему (которую раньше решали вы) сейчас?
– какие варианты сотрудничества они видят?
Мы проводим несколько опросов в месяц, чтобы не гадать, а знать наверняка.
Правильно запущенная реклама после опросов дает большой отклик у аудитории. И во время звонка старый клиент может задуматься и снова сделать заказ у вас.
Помните, что если вы не общаетесь со своими клиентами, то с ними общается кто-то другой.
Вводные продукты и услуги
Это то, что позволит клиентам без обязательств и вложений понять, в чем преимущества вашего продукта или услуги.
Задача вводных услуг:
– познакомить клиента с компанией и продуктом;
– дать почувствовать, как он будет им пользоваться;
– подарить «кусочек пользы»;
– вызвать доверие.
Примеры вводных услуг:
– тест-драйв автомобиля;
– примерка одежды/очков;
– вводная консультация врача/дизайнера/специалиста;
– проба продукта на промоакции/дегустации;
– чек-листы, кейсы, уроки;
– замер/диагностика/проект/расчет сметы;
– экскурсия в компанию/цех/коттеджный поселок.
У вас должны быть десятки вводных услуг! И не только те, которые перечислены выше.
Зачем нужны вводные услуги
– это повод вступить в контакт с клиентом, а в будущем – повторить его;
– это способ «приучить его» к взаимодействию с вами;
– это возможность для клиента без оплаты понять, как он будет пользоваться вашим продуктом и привыкнуть к нему.
Если ваши продукты сложные или очень дорогие, то здесь очень важны вводные услуги. Они есть почти у всех, но многие уже стали шаблонными. Например, пробные занятия, дегустации, экскурсии – мы все существуем в условиях шаблонной конкуренции по вводным услугам. Но их нужно постоянно искать и запускать новые. Даже клиент попадает в нашу зону конкуренции, где ему необходимо понять, чей урок или пробный замер ему выбрать. На самом деле нужно просто сесть и создать несколько новых вводных продуктов, которые будут выгодно выделяться на фоне других.
У вводных продуктов есть минус: за полтора-два года они теряют свою актуальность. Их начинают копировать, а клиент очень привередлив. Нужно вовремя понимать это и регулярно обновлять услугу или способ ее предоставления. 2023 год сделайте годом своих вводных продуктов!
Продвижение
Нужно работать над известностью своего продукта и создавать о нем хорошее мнение. Но есть закон: количество исходящего потока пропорционально входящим заявкам. И сейчас потребуется в три раза больше касаний клиента, чем было в 2021 году.
Ваши продавцы продвигают товар, когда звонят клиентам. Вывески, витрины, шоурум тоже продвигают. Даже e-mail, Telegram, «Яндекс» продвигают. Инструментов продвижения – много. Если раньше клиенту в течение получаса прилетало 3-4 рекламные информации, то сейчас каждому из нас, кто сидит в интернете, в телефоне, в мессенджерах, в те же самые полчаса прилетает не 3, а 30 уведомлений от ваших конкурентов. Чтобы ваша реклама не затерялась на общем фоне, необходимо ее сделать более настойчивой, более наглой. Исходящий поток нужно считать и увеличивать.
Помните, что объем инфошума во много раз вырос. Сейчас жизненно необходимо увеличить исходящий поток рекламы из компании. И это не всегда так дорого, как кажется.