Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Фея чистоты Ольга Ращибина: «Мне комфортно от моей энергии!»

Гость номера – генеральный директор клининговой компании NikaClean Ольга Ращибина

Ольга Александровна Ращибина родилась в 1984 году в Ульяновске. Окончила УлГУ (экономист).
В клининговом бизнесе – с 2006 года.
Свой бизнес – с 2018 года.
Воспитывает дочь.

– Ольга, клининг – органичная сфера для предпринимательницы: именно женщина традиционно отвечает за чистоту. А как вы туда попали?

– В 2006 году увидела объявление – в торговый центр METRO Cash and Carry требовался администратор. Появление в городе такого гипермаркета стало настоящим событием, но когда я туда пришла, то оказалась на грандиозной стройке. Мне объяснили, что моя задача – координировать работу сотрудников клининговой компании, условно – убери здесь, отнеси мусор туда. И буквально в первый рабочий день в моем подчинении оказалось порядка 70 человек плюс тяжелая техника. Я сначала даже не поняла, куда попала. А на выходные мой непосредственный руководитель уехала домой в Самару, и больше мы ее не видели.

И вот в понедельник, когда все вышли на работу, в том числе руководство гипермаркета, на меня посыпался «миллиард» звонков с какими-то вопросами, требованиями, в том числе на повышенных тонах. Мне, как «главной», начали звонить из Москвы, я была в шоке! Со мной же никакого обучения не проводили, в курс дела не вводили, просто взяли и «бросили на амбразуру!

– Ничего себе боевое крещение! И как вы из этой ситуации выкрутились?

– Я по своей природе человек любознательный, общительный, быстро сориентировалась: нашла в строительном вагончике управляющего стройкой, выяснила, что от меня требуется.

На тот момент огромную поддержку оказала моя мама Раиса Алексеевна, она у нас бухгалтер-экономист со стажем, и многому меня научила – как пользоваться компьютерными программами и пр. Очень ей благодарна!

А руководитель клининговой компании из Москвы ознакомил меня с профессиональным инвентарем, техникой – со всеми этими поломоечными машинами, прессовым оборудованием и т.д., я даже не представляла, что такое существует. Все это было таким ярким, красивым, как будто мне дали поиграть с чудесными игрушками!

Так, для меня открылся новый дивный мир, в котором я почувствовала себя настоящей феей…

– …феей чистоты?

– Именно так. И у меня проснулся невероятный интерес к этой сфере, стала серьезно ее изучать. А потом меня пригласили на обучение в Москву, где руководитель клининговой компании поделилась со мной секретами этой сферы, после чего я благополучно отработала полтора года менеджером объекта в METRO.

Передо мной, как перед руководителем, стояла задача не только принять на работу сотрудника, но и обучить, сделать его лицом компании, чтобы все было представительно и достойно. Наша клининговая служба была связана с заказчиком достаточно жестким аутсорсинговым контрактом: у немецкого руководства торгового центра были очень высокие требования к чистоте, и спрос с нас был просто невероятным. Обращали внимание на каждую мелочь, даже на то, как сотрудник держит в руке инвентарь.

Или, допустим, что-то разбили в торговом зале, – представитель клининговой службы должен все убрать менее чем за две минуты, нас проверяли с секундомером…

В общем, после такой школы я набралась достаточно опыта, и меня повысили до выпускающего менеджера. Я стала ездить по России и открывать в регионах вновь запускающиеся объекты, подыскивать персонал, обучать их…

– Уже не было страшно?

– Совсем нет! Ведь в чем была суть этой работы, – не только в знаниях, опыте, но и в умении правильно общаться с заказчиком в рамках контракта и технического задания к нему.

У меня и сейчас есть заказчики, которые просят, а порой и требуют что-то сделать свыше контракта, оставшись при этом в тех же ценовых рамках. Поэтому необходимо «на берегу» грамотно обговорить с клиентом все детали, обсудить все требования.
И тогда ты просто властелин!


– Сегодня ваша компания – едва ли не самая крупная на ульяновском клининговом рынке, два раза становилась победителем регионального конкурса «Бренд года». Расскажите историю создания бренда NikaClean!

– В 2007 году мне предложили должность регионального менеджера в московской клининговой компании, которая только зашла в Ульяновск, меня нашли по рекомендации. За десять лет мы охватили не только ульяновский рынок, но и Тольятти, Самару, у меня было все замечательно, я везде успевала, достигла всего, чего хотела.

Но однажды почувствовала, что мне уже тесно на этом месте, надо что-то предпринимать, а интуиция меня никогда не подводила.

Да и близкие друзья стали говорить, что пора бы уж работать на себя.
И когда в 2017 году у моего работодателя начались проблемы, я поняла, что время перемен пришло. Так, в начале 2018 года я зарегистрировала юрлицо, создала мобильную бригаду из штатных работников, думала, начну потихоньку, будет нам подработка….

– И как вы решились уйти в самостоятельное плавание?

– Весной 2019-го компания, в которой мы числились, оперативно свернула свою деятельность, и мы – сотрудники трех региональных филиалов – в течение двух дней остались без работы, а наш основной заказчик – без клинингового обслуживания. Клиент – в шоке, у него – восемь супермаркетов (а это продукты!), звонит мне – выручай! А на тот момент у меня и оснащения достаточного не было, думала, не потяну. Однако все получилось, и по сей день для этого заказчика NikaClean – основной контрагент.

– Понятно, откуда в названии вашей компании слово «clean» (англ. убирать, чистить). А Ника?..

– Все просто: Ника – греческая богиня победы, а в нашем случае это победа над грязью. Название – короткое, легко запоминается.

– Это точно. На рынке клининга региона, кроме вашей компании, никто и не на слуху. А бренд NikaClean знают все!

– А все благодаря грамотному продвижению. Когда я создавала компанию, первое, что сделала, нашла классную IT-компанию. Так у нас появился свой прекрасный сайт nikaclean.ru.

В то время бизнес активно стал заполнять интернет-пространство, и я не пожалела денег, чтобы широко заявить о себе. И это реально сработало.

Никогда не забуду свой первый заказ…

– Расскажите!

– Местная строительная компания заказала нам помыть полы на складе площадью 10 тысяч кв. метров. И вот мы взяли «газель», загрузили в нее поломоечную машину и за день всю работу сделали. И это была первая и крупная наша победа, после чего я уже не сомневалась в правильности принятого решения.

Кстати, тот первый заказчик до сих пор с нами сотрудничает. Вообще у нас большой пул постоянных клиентов.

– Как думаете, почему?

– Заказчики видят, что я не гонюсь за деньгами, а просто могу профессионально сделать свою работу, и сделать ее лучше других.

– Наверное, это помогает вам и выигрывать тендеры…

– У меня есть друг-бизнесмен, который все время меня поддерживает, делится опытом, дает толковые советы. Он давно занимается госзакупками и мне их рекомендовал, когда я ломала голову над тем, как бы нам расшириться.

Но когда ты ныряешь во что-то новое, нужно же не просто вынырнуть, но и плыть потом, находиться в этой стихии. И я стала изучать торговые площадки, вникать в суть дела, поначалу с трудом понимая, что к чему, – иной раз до слез.

В общем, это было непростое испытание на прочность, которое мы с успехом прошли. В конце 2018-го мы заключили два контракта с моим родным УлГУ – на уборку территории и помещений, и с 1 января 2019 года стали обслуживать 28 учебных объектов по Ульяновску.

И ведь быстро получилось все организовать, найти необходимую технику. Может, в силу своей коммуникабельности, личного обаяния (улыбается), но все было на таком позитиве, доверии!

Также мы выиграли тендер на обслуживание ульяновского железнодорожного вокзала, и для меня это стало настоящим событием: транспортная безопасность, железная дорога – это же такая мегаответственность! Там все настолько строго – инструкции, соблюдение графика работы, оснащение…

Помню, как в новогоднюю ночь все отмечают праздник, а я еду на вокзал проверять своих работников, все ли в порядке. И так практически каждую ночь. Первый выходной у меня был 1 апреля…

А по весне у нас появился новый партнер – приборостроительный завод, где мы начали с двух корпусов, а потом получили в обслуживание и остальные помещения. Опять сработало пресловутое сарафанное радио…

Вообще, в тот 2019 год NikaClean совершила суперрывок, меня можно было сравнить с ракетой, которую запустили в космос. Какое-то бешеное колесо закрутилось…

– Знаю, что вы и в 2022-м не притормозили…

– Да, в прошлом году мы серьезно укрепили свой статус федеральной компании, выиграли тендеры на обслуживание 22 объектов продуктовой сети в разных регионах страны – в Астраханской, Ростовской, Ленинградской, Московской областях, в Москве, Санкт-Петербурге….

Изменились законодательные требования, и внутри сети произошли кардинальные изменения, которые коснулись и нас, контрагентов.

Мы зарегистрировались в реестре добросовестных участников рынка клининга и фасилити-операторов Белый ФМ, который был создан при участии Федеральной налоговой службы для создания «чистой» среды в нашей отрасли.

В конце прошлого года NikaClean достигла прекраснейших результатов, мы переехали в новый, более просторный и удобный офис: вместе с объемами растет и штат. И мы продолжаем набор менеджеров.

– С чего начинаете, заходя в другой регион?

– Выезжаю на место, оцениваю ситуацию, знакомлюсь с сотрудниками, – когда меняется клининговая компания, как правило, процентов 80 штата остается. Очень важно найти общий язык с людьми, они – главный залог успеха нашего бизнеса, вся сила – в команде.

Разумеется, и техническое оснащение очень важно: если материально-технической базы недостаточно, качественно оказать услугу невозможно. Поэтому мы постоянно расширяем парк своего оборудования, сейчас у нас – десять новых тракторов в полном оснащении, около ста единиц поломоечной техники…

Хочу сказать, что мир клининга никогда не стоял на месте, а в последнее время движется просто семимильными шагами. Появляются более эффективные спецсредства, современное высокотехнологичное оборудование, кругом – автоматика. И мы продолжаем учиться, посещаем специализированные выставки, внимательно следим за новинками, трендами отрасли. Сейчас, например, клининг настроен на роботизацию, мы тоже изучаем это направление.

– А кто ваша целевая аудитория?

– Мы не разграничиваем заказчиков, для нас важен каждый, и люди это знают. Мы всегда готовы прийти на помощь, можем в ночи сорваться к клиенту, у которого, скажем, случился потоп.

Сейчас, конечно, больше работаем с юрлицами, а когда начинали, было больше частных. Я загружала в багажник машины все, что нужно для уборки квартир, и везла сотрудников на объект. Порой и сама работала с ними наравне. Я вообще не боюсь работы: если надо что-то помыть – пойду и помою, мне и сейчас это не зазорно.

– Были заказы «из ряда вон выходящие»?

– Некоторые граждане покупают вторичное жилье для дальнейшей сдачи в аренду, а сами порой не знают, что там происходит. Однажды к нам обратилась немолодая женщина, которая приехала навестить своего квартиросъемщика после того, как тот перестал выходить на связь. Открыла своим ключом квартиру, и от увиденного ей стал плохо, соседи вызвали «скорую». Жилец, очевидно не здоровый психически человек, тащил с помойки все подряд… В нашем портфолио до сих пор сохранились фото- и видеоматериалы – квартира до и после клининга.

Тяжелые заказы связаны с уборкой квартир, где проживают одинокие старики с животными или кто-то умер, – бывает непросто вывести запах…

– Существует немало книг, которые, как обещают их создатели, «помогут навести порядок в жизни и дома». Как вы относитесь ко всем этим флай-леди, адептам «магической уборки»?

– Я – реалист и не верю ни в какую магию, высшие силы и т.д. Верю в себя, в свои силы, я 17 лет в клининге и знаю, какое средство что отмоет, а какая тряпка не оставит разводы на стекле.

И знаю, что наша услуга будет востребована всегда: компании сокращают расходы и переходят на аутсорсинг, да и в целом современные люди избалованы сервисом. Поэтому вместо того, чтобы, условно говоря, самим убраться в доме, они поручают это профессионалам. А свою энергию направляют в другое русло.

– Ольга, ваша команда хорошо работает для того, чтобы повысить качество жизни людей. А что комфортно вам? Вы фанатик чистоты?

– Не могу сказать, что зациклена на чистоте, но порядок люблю. И для меня комфорт – это, в первую очередь, чистое помещение.

А еще мой комфорт – не сидеть на месте, мне комфортно от моей энергии. Три раза в неделю посещаю спортзал, бассейн, и моя дочка-второклассница тоже любит активный отдых. В прошлом году были в Карачаево-Черкесии на курорте «Медовые водопады», прекрасно провели время, участвовали во всех экстремальных развлечениях, в том числе испытали самый протяженный в России зиплайн, я в дичайшем восторге!

– Сложно строить планы в условиях неопределенности. Но вы же строите?..

– Конечно! Разве у нас есть выбор? (смеется). Да, никто не знает, что будет дальше, но мы все равно строим планы, пусть и не глобальные.

Благодаря поддержке любимых и близких людей, я достигла успеха и продолжаю покорять новые вершины.

Я – сторонник планомерного развития, хочу сохранить и приумножить то, что имею. И в первую очередь, свою команду, которую обожаю и о которой могла только мечтать.


Татьяна Задорожняя

Фото Анатолия Лиясова и из архива Ольги Ращибиной

Образ: Fasion Look Studio

Укладка – Наталья Морозова, макияж – Динара Сингатуллина

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: