Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Проектируем 2023 год

Перекресток семи дорог разросся, количество развилок в голове не укладывается. Окружающий ландшафт максимально конфликтен и разгладится не скоро. Но от этого необходимость растить и развивать бизнес никуда не исчезла. Каких сюрпризов ждать в 2023-м? Как справляться с «джокерами», переворачивающими все с ног на голову? На что брать ориентир?

Фото: freepik.com

Разбираемся вместе с командой ГК «Институт Тренинга – АРБ Про», которая провела в нашем городе традиционную форсайт-конференцию.

World economic out

В 2022 году темп роста ВВП многих стран снизился. Среди исключений – сырьевые Ирак, Кувейт, Индия, Саудовская Аравия, Панама, Филиппины, взрывной рост (47,2%) – у Гайаны.

«Турнирную таблицу» по размеру ВВП возглавляет США с 23 трлн долларов (за первое полугодие 2022-го снижение на 1,6%). Россия – на 11 месте, а снижение ВВП на 3,4% (прогноз на 2023-й – минус 2,3%), и это не самое большое экономическое потрясение для нашей страны за минувшие 30 лет: «дно» 2009 года пока еще не пробито.

Инфляция в годовом выражении (на ноябрь 2022-го) достигла 12,04% и продолжает замедляться. Однако и в новом, и в 2024 годах Россия останется в инфляционной экономике.

Сальдированный финансовый результат крупных и средних российских компаний (без учета финсектора) за 8 месяцев 2022-го составил 20,8 трлн руб. (+3,2 трлн руб. в сравнении с тем же периодом 2021 года). Российская экономика сохраняет устойчивость и имеет каскад позитивных динамик.

Впрочем, ситуация более чем серьезная, ставки предельные. Геополитика доминирует над экономическим смыслом, события 2022 года имеют долгосрочные последствия.

– Мы поймали серьезные репутационные последствия, колоссальные ограничения российских продуктов на внешних рынках. Да, ни с одной из «недружественных» стран Россия не прекратила сотрудничество, однако номенклатура снизилась, а сложности возросли, – отметил Сергей Макшанов, эксперт № 1 в России по стратегическому планированию и экономическим сценариям. – Волнует изоляция: мимо нас с большой скоростью проносится мир – со своими знаниями, технологиями, экспертизами…

Восстановление репутации – долгая работа, так что «мрачная музыка», по прогнозам эксперта, будет играть на фоне еще лет пять.

Ульяновский регион – в аутсайдерах

По итогам девяти месяцев 2022 года региональные бюджеты накопили общий профицит порядка 1 трлн руб. (за весь 2021-й – профицит 660,7 млрд). Только 16 регионов закончили полугодие с дефицитом бюджета, и среди аутсайдеров, увы, Ульяновская область.

4 региона РФ сохранили позитивную динамику темпов производства во всех секторах экономики (сельское хозяйство, промышленность, строительство, ретейл и платные услуги населению): Иркутская, Ленинградская, Новосибирская области и Дагестан. Падение во всех пяти секторах – в Архангельской и Калужской областях, а в 10 регионах, в том числе в нашем, спад в четырех секторах экономики.

Эксперты «вангуют»: в 2023 году экономически развитые регионы РФ с отраслевыми диспропорциями покажут максимальное снижение (Северо-Запад, Кемерово, «авто»-регионы).

Масштабное снижение показателей:
• авиастроение и авиаперевозки,
• морские перевозки,
• черная металлургия,
• автомобилестроение и автомобильная отрасль в целом,
• деревообработка,
• количество открытых вакансий на рынке труда.

Масштабный рост:
• сальдо внешней торговли (у России 200 стран-партнеров по ВЭД (в 2021 – 186),
• АПК,
• онлайн-торговля на фоне снижения показателей в офлайн-ретейле (преимущественно непродуктовом), оптовой торговле.
• офлайн-ретейл в сегменте дискаунтер.

В первом полугодии 2022-го объем инвестиций вырос на 7,8%.

Траектории наращивания рыночной силы российских компаний:
• Развитие в отраслях с большим внутренним спросом и коротким циклом потребления и экспортной перспективой (сыры, молочные продукты, растительные масла, корма и аксессуары для животных, корректный алкоголь, малотоннажная химия – быстрый эффект);
• Развитие в отраслях и нишах, где страна имеет глобальные преимущества: атомная генерация, цветмет, удобрения, глубокая переработка в АПК, деревопереработка, ПО;
• Развитие на высокотехнологичных рынках длинного цикла с большим внутренним спросом: авиа- и судостроение, промоборудование, электрокомпоненты и пр. – от 5 до10 лет.

Что с потребителем. Длинные тренды

На сегодняшний день население Земли составляет порядка 8 млрд человек, и следующий миллиард ожидается только к 2037 году: число детей уменьшается.

Население стареет, жизнь удлиняется, люди перемещаются. Эти тренды актуальны и для России. Падение рождаемости, естественная убыль в нашей стране продолжаются с 1995 года (с паузой в 2012-2015 гг.). В росте и разводы.

Что касается здоровья россиян, то болезней с явным трендом на исчезновение просто нет. Актуальны постковидные осложнения, депрессии (народ измучен стрессами) и пр.

Привычка жить крепка, однако и настроения, и спрос меняются в моменте. Включена понижающая передача в расходах. Только в Яндексе более 920 тыс. запросов, связанных с «ЭКОНОМИТЬ» (+20% к 2021 году). По оценкам экспертов, порядка 16,1 млн россиян живут на 12 тыс. в месяц.

Бизнесу в плюс, если его продукт помогает экономить. Вместе с тем люди, которые привыкли покупать не самые нужные вещи, не исчезли. Бизнесу – развивать премиальный и «бюджетный» сегмент в своем ассортименте.

Еще один тренд: рост кеш-займов и POS-кредитов (разновидность потребительского кредита, который можно получить прямо в магазине, в том числе онлайн). По данным Frank RG, на октябрь 2022-го россияне заключили 1,29 млн договоров по POS-кредитам, более чем на 37,5 млрд рублей, это рекорд с декабря 2017 года. На 12,6% вырос средний чек, теперь средний размер одобряемых кредитов составляет 29,1 тыс. рублей.

Еду в Магадан!

Тренд, заслуживающий внимания, – потребительский патриотизм, то есть вера в отечественных производителей, в наш продукт, разворот в сторону русскоязычных бренд-неймов. А значит, надо «выращивать» свои бренды!

Потребительский патриотизм вкупе с визовыми ограничениями дал толчок развитию внутреннего туризма. По статистике Росстата, за полгода 2022 года численность россиян, зарегистрированных в коллективных местах размещения, в нашей стране выросла на 17%. Топ по росту туристов возглавляет Дагестан, который за 6 месяцев посетили около 15 тыс. россиян (+383% по сравнению с тем же периодом 2021-го), следом идут Чечня (рост 335%), Краснодарский край (196%), Бурятия (168%), Еврейская автономная область (154%), Ленинградская область (150%), Магаданская область (129%).

Самое большее число туристов за первые 6 месяцев 2022 года принял Краснодарский край (более 3,7 млн человек), Санкт-Петербург (более 2,1 млн) и Татарстан (более миллиона).

Туристические аутсайдеры – Калмыкия (-96%), Севастополь (-91%), Мордовия (-90). Ульяновская область – на пятом месте антирейтинга (падение на 84%), Крым – на девятом (-76%).\


Заменить можно не все

Эксперты утверждают, что сегодня нет ни одного отечественного производителя, у которого не было бы импортозависимости в той или иной мере.

Топ 5 самых значимых дефицитов производства в РФ:

• Комплектующие и оборудование (литографы) для электроники
• Станкостроение и производство промышленного оборудования
• Фармацевтика
• Добавки и компаунды для различных видов продукции и упаковка
• Премиксы и витаминные добавки для кормов (животноводство, аквакультурное рыбоводство)

Топ-5 стран, сокративших импорт в Россию:
США -84%
Великобритания -71%
Швеция -61%
Нидерланды -52%
Германия -51%

Более тысячи компаний ушли из России, но только 400 окончательно «хлопнули дверью», остальные так или иначе присутствуют в нашей стране.

ВЭД продолжается со всеми «недружественными» странами, сальдо внешней торговли – рост в два раза по отношению к 2021 году, экспорт в ЕС +53,1%.

Экспорт продовольствия третий год подряд превышает импорт (2022 +14%), с ростом доли продукции высоких переделов (+14 новых стран в 2022):
– Мука и крупы: рост экспорта в 3 раза
– Масложировая продукция +30%
– Мясомолочная продукция +18%
– Прочее +25%

Россия – единственная страна в мире, у которой положительное сальдо в торговле с Китаем. Но… Азия не только Китай! 1 млрд среднего класса – Малайзия, Вьетнам… Это гигантские рынки! Индия в перспективе обгонит КНР.

Единственное, к чему нужно быть готовым, это КО ВСЕМУ

«Джокер», переворачивающий все с ног на голову, может сыграть любой – как открывающий бизнесу новые опции, так и связывающий по рукам и ногам.

Джокеры 2022-2023:

• Глобальный экономический кризис либо
рецессия + инфляция + безработица (стагфляция) в большинстве экономик ждут нас уже в 2023;
• Отмена антироссийских санкций одной из (группой) недружественных стран;
• Замедление (кризис) в экономике КНР;
• Расширение конфликта КНР-США;
• Новая пандемия;
• Расширение / замораживание / завершение СВО.


Выбор ваш: можно ждать открытия карт черно-красных шутов, надеясь на лучшее, а можно укреплять фундамент бизнеса, делая его устойчивым к непредсказуемым раздачам внешних факторов.

Что учесть в 2023 году?

» Санкционное давление продолжает сохраняться и дополняться новыми ограничениями (на 30.11.22 сформировано 12 902 санкции). Санкции распространены как на госструктуры и отдельные персоны, так и на все население России.
» С 5.12 – эмбарго на танкерную нефть, с 5.02 2023 – на нефтепродукты. В ЕС введен оборотный штраф за обход санкций.
» Давление на общественное мнение в развитых странах, в т.ч. через структуры ООН, ведет к значительным репутационным потерям для страны и брендов с российской семантикой.
» Затруднение визового режима с ЕС (на прежнем уровне сохраняется в Италии, Франции, Испании, Венгрии).
» Снижение номенклатуры и объемов экспорта в ЕС и др. «недружественные страны»: углеводороды, древесина, черная металлургия.
» Культурная, образовательная, научная, спортивная, логистическая изоляция.

Главный фактор роста в мире – новые цифровые компетенции

Что еще нужно учесть?

• Бренд – это наценка. А значит, нужно делать все возможное, чтобы повышать ее в рынке. Переживаем колоссальный ренессанс собственных торговых марок. Надо капитализировать СТМ не только на территории РФ.
• Достать «секиры» офлайн-рекламы!
• За горизонтом «нескончаемый грохот» растущих маркетплейсов, это серьезная угроза ретейлу. Развивайте экспертизу в электронной коммерции в России и за рубежом.
• Недвижимость – средство сохранения средств. Все активы токсичны, кроме недвижимости. В 2022 году по сравнению с 2021-м на строительном рынке наблюдался рост на 21%, львиная доля – ИЖС, спасибо ковидной «чуме». Сейчас торможение, впрочем, не везде. Сочи, Анапа – рост.
• Нас ждет агрессивное импортозамещение. Ищите сегменты «замкнутого цикла» – там, где в России достаточно поставщиков сырья, оборудования, комплектующих и есть спрос. Продолжайте активный поиск логистически доступных экономик и не забывайте, что все еще возможны поставки в «недружественные» страны по категориям, не попавшим под санкции.
• Дефицит персонала. Сэкономить на зарплатах сильно не удастся, особенно не надо обижать линейный персонал. Надо беречь людей, не доводить их до хронической усталости. Вы позвали людей в великий поход во имя вашего бизнеса, они рассчитывают на вас, верят вам.
Более того, все руководители, первые лица компаний стали для своих сотрудников, соратников, партнеров островками стабильности.

Санкции и логистические разрывы «прижали к земле» горизонт планирования значительной части компаний. Однако в 2023 году необходимо сформировать инициативы на продолжительную перспективу (2028) и вовлечь в эту работу ядро команды и ключевой персонал (включая внутреннее предпринимательство).


Что делать:

1. Лидер команды должен транслировать уверенность и демонстрировать стойкость в неспокойное время;
2. Вовлеките в процесс стратегического планирования
как можно больше руководителей компании;
3. Регулярно проводите стратегические встречи (WBM), чтобы отслеживать прогресс команды по проектам и при необходимости корректировать свои действия. Делайте это еженедельно или хотя бы раз в месяц;
4. Стратегия должна удерживать фокус команды на первоочередных задачах, выполнение которых трансформирует компанию;
5. Самый важный пункт – R&D (исследования и разработки), а также развитие операционной эффективности: нужно научиться делать быстрее, больше, с меньшими затратами ресурсов и с нулевым браком.


Что нужно, чтобы все преодолеть? Доверие!

– Партнеров
– Поставщиков
– Клиентов
– Сотрудников

Продолжение следует…

Благодарим Консалтинговую компанию «Развитие» за помощь в подготовке материала

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: