Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Как ульяновских школьников учат основам предпринимательства

На закате 2022 года в Ульяновске состоялся форум «Деловой климат в России», на котором предметом обсуждения нескольких площадок стало бизнес-образование в школе.

Жизнь – это, по сути, бизнес-проект для каждого. И ему требуется уверенное руководство, взвешенные решения и грамотный анализ. К счастью, школьное обучение сегодня включает тематические блоки, открывающие учащимся основы проектного менеджмента, а внеурочная деятельность и дополнительное образование позволяют расширять эти знания. Этим вопросам была посвящена одна из дискуссионных площадок на прошедшем в декабре XIV бизнес-форуме «Деловой климат в России».

Уже несколько лет при поддержке регионального центра «Мой бизнес», Министерства экономического развития и промышленности России и Министерства просвещения Ульяновской области учащиеся региональных образовательных организаций участвуют в «Лиге школьного предпринимательства». Лига стала одним из самых успешных проектов, посвященных популяризации бизнеса и развития делового мышления у детей. Это подтвердили учителя и руководители школ, собравшиеся для обсуждения наиболее эффективных решений по вовлечению в предпринимательскую деятельность.

Ирина Киселева, замминистра просвещения и воспитания Ульяновской области:

– Развитие предпринимательского мышления у школьников сегодня играет важную роль для достижения одной из национальных целей России – обеспечения возможности самореализации и развития экономики. Малый бизнес и предпринимательство – это одна из тех реалий, которые значительно влияют на социально-экономическую ситуацию в стране. Поэтому перед органами власти стоит задача развивать эти направления для достижения средних мировых показателей.

Предпринимательское мышление – это навык, который необходим не только бизнесменам, стартаперам и работникам креативных индустрий. В последние годы весь рынок труда ставит в приоритет умения взаимодействия с людьми, гибкость ума, клиентоориентированность, умение вести переговоры и эмоциональный интеллект. Именно этим гибким навыкам обучают молодых предпринимателей в школах. Такие компетенции пригодятся в любой профессии. С ними нашим ученикам будет проще реализовать себя и идти в ногу со временем.

Популяризации предпринимательства и формированию делового мышления у подростков сегодня действительно уделяется большое внимание. С 2018 года в образовательных организациях Ульяновска реализуются курсы, посвященные основам предпринимательской деятельности, в которые вовлечены 283 школы и более 11 000 учащихся, и финансовой грамотности, охватывающие 281 школу и более 29 000 учащихся. Занятия помогают развивать практические навыки, коммуникативные способности и стратегическое мышление.

Образовательные учреждения, в которых реализуются эти курсы, могут принять участие в проекте «Лига школьного предпринимательства»: в нем учащиеся будут отрабатывать свои знания и навыки в борьбе за настоящий приз, направленный на развитие школьной инфраструктуры.

Родители, чьи дети еще не проходят обучение предпринимательской деятельности и финансовой грамотности, могут написать заявление руководству школы и таким образом инициировать проведение этих курсов в рамках внеурочной деятельности.

Елена Коршунова, учитель (МБОУ Средняя школа № 50 имени Д.С. Сухорукова):

– Зачем учить школьников предпринимательству? Дети с ранних лет стремятся быть независимыми, самостоятельно принимать решения и распоряжаться теми ресурсами, которые у них есть. Обучение предпринимательским навыкам помогает молодым людям становиться востребованными на рынке труда уже после выпуска из школы и вуза.

В России есть несколько проектов подобной направленности. Среди них «Лига школьного предпринимательства» является инновационным и самым масштабным в нашей области. Проект учит детей генерировать идеи, управлять бизнес-процессами, проводить финансовый и инвестиционный анализ. Школьники начинают понимать, что за успехом всегда стоит команда. Она формирует чувство ответственности у каждого отдельного участника. А представители общественности, власти и бизнеса, которые сопровождают встречи в рамках проекта, вызывают у ребят очень большой интерес и мотивируют на дальнейшую работу. Кроме того, решение бизнес-задач, стратегическое планирование и процесс создания своих продуктов позволяют понять склонность к конкретному виду деятельности, что вносит свой вклад и в раннюю профориентацию школьников.

Инновационный образовательный бизнес-проект дает школам региона возможность закупать новое оборудование: команды-победители «Лиги школьного предпринимательства» получают сертификаты на 50 и 100 тысяч рублей. Их можно потратить на приобретение материальных ценностей, необходимых для комфортного и эффективного образовательного процесса. Так, команда гимназии №33 г. Ульяновска – победитель проекта в 2021 году – выиграла для своего учебного учреждения средства на новую мебель.

Одним из этапов работы в «Лиге школьного предпринимательства» является презентация готового продукта. Учащиеся реализуют свои бизнес-идеи, создавая материальные ценности, которые можно предложить клиентам. Участники программы представили свои «детища» на выставке проектов, которая прошла на «Деловом климате».

Площадка собрала самые лучшие идеи и наиболее успешные бизнес-проекты ульяновских школьников. Выход на мероприятие такого масштаба для многих стал открытием и серьезным испытанием. Однако ребята уверенно презентовали свои проекты гостям, общаясь с ними как с потенциальными инвесторами.

Выставку посетил и губернатор Ульяновской области Алексей Русских. Учащиеся рассказали ему о своих проектах и поделились тем, как они планируют развивать их в будущем.

Артем Цицер, участник «Лиги школьного предпринимательства», один из создателей бренда Bisio:

– Во время мозгового штурма у нас появилась идея бизиборда. Вместе с учителем технологии мы сделали первый образец. Задача продукта – развивать детскую моторику. Дети любопытны, им постоянно хочется что-то трогать, щелкать, переключать, а наш бизиборд делает этот процесс безопасным и доступным. Мы планируем, что под разные запросы будем делать продукты с разными деталями, подходящими для того или иного возраста и уровня развития. Интерес есть, поэтому, думаю, скоро появятся и заказы.

Владимир Косаткин, участник «Лиги школьного предпринимательства», один из создателей бренда авторских шопперов и футболок «Трендбэг»:

– Период подготовки к форуму для нас был непростым. Мы долго думали над бизнес-идеей. В итоге смогли прийти к нужному для нас формату продуктов: и сейчас он всем нам нравится. Хотим дальше развиваться в этой теме. Наш новый учитель экономики вовлек нас в эту деятельность и открыл целый мир возможностей, которые мы можем создать для себя сами. Это очень ценный опыт.

Фото В. Бухоновой

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: