Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Эмпатия женщины-лидера

Как создать высокоэффективную команду, уместно используя эмпатию, в рамках форума деловых женщин рассказала бизнес-коуч, наставник для предпринимателей, ведущая стратегических сессий для бизнеса, собственник сети детских образовательных центров и агентства переводов Надежда Мертвищева.

Фото: Константин Салмин

Существует мнение, что развивать эмпатию невозможно и что это врожденный талант: либо он есть, либо нет. Многие, наоборот, уверяют, что это навык, который можно улучшить. А стоит ли руководителю развивать эмпатию или лучше убрать ее из своей практики вообще? На собственном примере я поняла, что эмпатия действительно нужна, но включать и выключать ее нужно вовремя.

Черты руководителя-эмпата:

– заходя в офис, вы сразу понимаете настроение коллектива;

– у вас хорошо развита интуиция;

– умеете «считывать» людей и чаще всего правильно подбираете сотрудников;

– сильно переживаете из-за конфликтов, увольнений, несправедливости;

– коллеги подходят к вам, чтобы поделиться личными историями, переживаниями, надеясь на ваш эмоциональный отклик.

Эмпатия: матчасть

Эмпатия – один из компонентов эмоционального интеллекта (EQ), который входит в перечень гибких надпрофессиональных навыков – soft skills. Это наша способность к сопереживанию, пониманию эмоций и чувств других людей.

Питер Тиль в своей книге «От нуля к единице» говорил, что именно предприниматели чаще всего склоняются к крайностям: они либо очень-очень эмпатичны, либо совсем не чувствуют чужие эмоции, но сильны в аналитике или стратегии.

Польза:

– эмпаты хорошие переговорщики;

– могут выстраивать доверительную атмосферу в команде, находя подход, сглаживая конфликты;

– умеют работать с токсичными клиентами и партнерами;

Из эмпатов получаются отличные специалисты по работе с людьми: коучи, психологи, врачи, HR и другие.


Вред:

– эмпатией руководителя могут манипулировать сотрудники и коллеги;

– при анализе критики и негатива принятые близко к сердцу слова приводят к потере эффективности;

– сострадая кому-то, можно стать жертвой тех же эмоций;

– когда эмпатии слишком много, руководитель быстро выгорает;

– авторитет руководителя, дистанция и рабочий тон коммуникации находятся в зоне риска.

Как найти баланс?

Эмпатия – это часть личности, и ей важно научиться управлять. Для этого необходимо:

– соблюдать психоэмоциональную гигиену: не обслуживать интересы токсичных сотрудников, расставлять границы;

– лимитировать время на эмоциональные переживания: 5 минут на сочувствие – и работаем дальше!

– не проваливаться в эмпатию, когда ситуация требует быстрых решений и холодного разума;

– не позволять эмпатии брать верх в общении с сотрудниками-жертвами, инфантилами и манипуляторами;

– учиться переключаться между ролями и субличностями;

– планировать время наедине с собой для «переваривания» накопившихся эмоций и переживаний;

– вовремя отдыхать и устраивать себе спокойные дни;

Ключевое правило: эмоции не должны мешать эффективности!

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: