Эмпатия женщины-лидера
Фото: Константин Салмин
Существует мнение, что развивать эмпатию невозможно и что это врожденный талант: либо он есть, либо нет. Многие, наоборот, уверяют, что это навык, который можно улучшить. А стоит ли руководителю развивать эмпатию или лучше убрать ее из своей практики вообще? На собственном примере я поняла, что эмпатия действительно нужна, но включать и выключать ее нужно вовремя.
Черты руководителя-эмпата:
– заходя в офис, вы сразу понимаете настроение коллектива;
– у вас хорошо развита интуиция;
– умеете «считывать» людей и чаще всего правильно подбираете сотрудников;
– сильно переживаете из-за конфликтов, увольнений, несправедливости;
– коллеги подходят к вам, чтобы поделиться личными историями, переживаниями, надеясь на ваш эмоциональный отклик.
Эмпатия: матчасть
Эмпатия – один из компонентов эмоционального интеллекта (EQ), который входит в перечень гибких надпрофессиональных навыков – soft skills. Это наша способность к сопереживанию, пониманию эмоций и чувств других людей.
Питер Тиль в своей книге «От нуля к единице» говорил, что именно предприниматели чаще всего склоняются к крайностям: они либо очень-очень эмпатичны, либо совсем не чувствуют чужие эмоции, но сильны в аналитике или стратегии.
Польза:
– эмпаты хорошие переговорщики;
– могут выстраивать доверительную атмосферу в команде, находя подход, сглаживая конфликты;
– умеют работать с токсичными клиентами и партнерами;
Из эмпатов получаются отличные специалисты по работе с людьми: коучи, психологи, врачи, HR и другие.
Вред:
– эмпатией руководителя могут манипулировать сотрудники и коллеги;
– при анализе критики и негатива принятые близко к сердцу слова приводят к потере эффективности;
– сострадая кому-то, можно стать жертвой тех же эмоций;
– когда эмпатии слишком много, руководитель быстро выгорает;
– авторитет руководителя, дистанция и рабочий тон коммуникации находятся в зоне риска.
Как найти баланс?
Эмпатия – это часть личности, и ей важно научиться управлять. Для этого необходимо:
– соблюдать психоэмоциональную гигиену: не обслуживать интересы токсичных сотрудников, расставлять границы;
– лимитировать время на эмоциональные переживания: 5 минут на сочувствие – и работаем дальше!
– не проваливаться в эмпатию, когда ситуация требует быстрых решений и холодного разума;
– не позволять эмпатии брать верх в общении с сотрудниками-жертвами, инфантилами и манипуляторами;
– учиться переключаться между ролями и субличностями;
– планировать время наедине с собой для «переваривания» накопившихся эмоций и переживаний;
– вовремя отдыхать и устраивать себе спокойные дни;
Ключевое правило: эмоции не должны мешать эффективности!