Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

«Мода, престол которой в Париже»

Обозреватель uldelo.ru посетила экспозицию из цветных литографий и отследила детали, которые перешли из прошлых эпох в современный стиль

Мода, как известно, циклична. Причем в последнее время срок между этими циклами словно уменьшается – 90-е, 80-е, 70-е, 60-е, снова 80-е, и так даже не ежегодно – ежесезонно. Сейчас, например, среди дизайнеров прослеживается явная ностальгия к началу 2000-х, ярким цветам, клешу (что, в свою очередь, было популярно в 70-х), но с поправкой на поп-культуру, которая в нулевых достигла пика своего расцвета. Розовый total-look? Пожалуйста. Устали от классических туфель со скругленными мысками? Вот вам лоферы в мужском стиле или, напротив, экстремально зауженные лодочки с каблуками-рюмочками. Но так ли нова эта рекурсия, или законодатели моды всегда возвращались к идеям прошлого?

Первый глянцевый журнал, в привычном его понимании, всемирно известный Vogue, увидел свет в 1892 году, однако прототипы появились гораздо раньше - в конце XVII века. Как ни удивительно – не в Париже, городе известных законодателей мод, а в Лионе. Чуть позже первые журналы стали печататься в Испании и Италии.

Сейчас в Ульяновской областной научной библиотеке им. Ленина открылась выставка цветных литографий, благодаря которым посетители смогут ознакомиться с женской и мужской модой 1820-х – 1860-х гг. Из XVIII века в XIX перешла мода на платья прямоугольного силуэта с очень завышенной линией талии в стиле ампир. Но уже в начале 20-х годов XIX века на гравюрах можно увидеть корсеты, пышные, дорого украшенные юбки у дам – отсылка к богатому периодам барокко и рококо. Длина, при этом, уменьшается – взгляду становятся доступны изящные туфли с минимумом украшений, но гораздо более удобные для долгих танцев. Балы в те времена были одним из главных способов светских львиц показать себя. К 30-м годам такая вольность, как обнаженные щиколотки, уходит из гардероба модниц, а сами наряды вступают в эпоху романтизма. Помните недавний тренд на пышные рукава у блуз, платьев, кроп-топов при опущенной линии плеча? Пик своей популярности эта деталь преодолела как раз в 1830-х годах.

Наряду с женской модой, о разнообразии тканей, появлявшихся на мировом рынке, журнал «Московский телеграф» писал и о моде мужской, более консервативной и строгой. Если прежде именно мужчины были настоящими законодателями стиля, то с началом XIX века в обиход входят более строгие наряды, уже обладающие и современными, знакомыми всем чертами – тут вам и фраки, и пальто. Все еще разбавляемые ливреями и цилиндрами, знакомыми всякому, кто хоть раз видел портреты Пушкина или Лермонтова, едва ли не главных звезд того времени, в том числе и светских салонов.

С 1840-х годов настоящим законодателем стиля, которым зачитывался не только Париж, но и вся Европа и Российская империя, стал журнал "Le Moniteur de la Mode". Секрет популярности был в невероятном таланте художника Жюля Давида, который создал более 2600 иллюстраций для издания. Именно с его приходом в журнале появились яркие цветные иллюстрации, с тщательно проработанным фоном, но главное – с невероятной точностью изображенными тканями и украшениями. Дамы в прогулочной одежде - на фоне пейзажей, в визитных платьях - в уютных гостиных, в бальных нарядах - в сверкающих зеркальных залах. Подвенечные наряды, траурные платья, платья для первого причастия, и все это - в соответствующих сюжету декорациях. Теперь у дам была возможность не просто оценить новые тенденции, но и отметить для себя, где будет уместен тот или иной наряд. Постепенно переняли традицию другой французский журнал Les Modes Parisiennes и итальянский A Frascati.

Помимо гравюр, представлены в экспозиции и предметы дворянского быта 1820-х – 1860-х гг. – кружевные зонты, так любимые аристократками, избегавшими солнечных лучей, ради сохранения белизны своей кожи, перчатки, обязательный атрибут того времени, шейные платки, жемчуга – частое украшение дам ушедшей эпохи.

Текст и фото: Анастасия Стяглова

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: