Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Экспортная переориентация

В новой реальности ощутимо поменялся ландшафт международной торговли. Тем не менее, все новые российские производители включаются во внешнеэкономическую деятельность, практически любая продукция, сделанная на достойном уровне, находит покупателей не только в нашей стране, но и за ее пределами. Журналист uldelo.ru поинтересовался у российского бизнеса, как изменилась экспортная составляющая их деятельности, как компании смогли перестроиться под новые условия в плане ВЭД, в какую сторону планируют развиваться дальше.

Юлия Янелис, коммерческий директор ХК «Транссертико» (ООО «Брок-Инвест»):

- В нашей компании за последний год импортная составляющая возросла кратно. Кроме того, ощутимо сместился фокус участников рынка, клиентов. Их стали интересовать вполне конкретные продуктовые группы. В первую очередь, конечно, оборудование и электроника. К счастью, такого рода товары всегда составляли основу нашего бизнес-портфеля, и здесь мы давно заручились определенной экспертизой, что в текущих условиях играет нам на руку.

Мы масштабируем накопленный опыт во внешнеэкономической деятельности и перекладываем его на новые кейсы, что существенно легче, нежели впервые «изобретать велосипед». Процессы перестройки финансовой и грузовой логистики нам поддались достаточно быстро, несмотря на постоянно растущие санкционные запреты. В целом, на рынке достаточно быстро произошла переориентация с Европы на третьи страны, через которые пошли транзитные отправки, в ход пошло и ближнее зарубежье, и Турция. Помимо этого, на рынке растет запрос на поиск альтернативных, аналоговых прежним товарам продуктов в Китае, в Иране, Индии, Эмиратах и в других дружественных странах.

Наше международное направление в ближайшем будущем будет развиваться в том же ключе, что и прежде, с той лишь разницей, что особый упор предстоит сделать на направление дистрибуции товаров, расширение возможностей для клиентов и, например, опций для среднего бизнеса. Все чаще мы ищем и предлагаем клиентам такие решения, которые призваны снизить их расходы на логистику, когда это возможно. Например, рекомендуем использовать консолидированные отправки небольших партий в составе сборных грузов. Это немногим дольше по времени, но дешевле. Для нас сейчас особенно важно работать, что называется, на максимум, совершенствуя свои процессы, формирующие тот самый «полный цикл», куда входит поиск поставщиков, заключение контрактных обязательств, закупка и оплата товаров, их ввоз и таможенное оформление, а также дальнейшая реализация уже на территории России. Очевидно, что новые для большинства российских потребителей товары, поставляемые с «дружественных рынков» сегодня, будут постепенно завоевывать доверие, закрывая, тем самым, внутренние потребности рынка, а наша задача сделать в этот процесс свой профессиональный вклад.

Роман Гришин, CEO SIBEARIAN:

Мы начали получать негативные отзывы на немецком Amazon – люди не хотели покупать товар, потому что он был произведен в России – и приняли решение свернуть бизнес, продав компанию вместе с Amazon-аккаунтом. Этот проект не приносил прибыли, доля экспорта была незначительная – менее 2% от выручки. Можно сказать, что, закрыв это направление, мы подвели некий итог.

Что касается импорта, некоторые иностранные поставщики используемого нами в производстве сырья ушли с рынка. Это разорвало налаженные цепочки поставок, и нам пришлось в срочном порядке их перестраивать.

Часть ключевых ингредиентов мы закупаем через третьи страны. Это увеличивает наши транзакционные издержки, время и стоимость логистики. Также мы столкнулись с большими сложностями по переводу денег. Так как все банки, в которых у нас были счета, попали под санкции, нам пришлось адаптироваться к новой действительности.

Мы и дальше планируем работать с иностранными поставщиками по функциональному сырью и отдушкам. В ближайший год сфокусируемся на развитии бизнеса в России. Экспорт же будем наращивать в Казахстан и Беларусь по остаточному принципу.

Дмитрий Светлов, управляющий партнер Центра правовой поддержки внешнеэкономической деятельности «ПравоВЭД»:

- Основными сложностями, с которыми пришлось столкнуться участникам ВЭД в новой экономической реальности, являются проблемы с осуществлением международных платежей и трудности с логистикой. Решение подобных проблем в большинстве случаев было возможно за счет изменения схем поставки и оплаты по внешнеторговым контрактам.

В первую очередь, в новых условиях ведения международной торговли у российских импортеров и экспортеров значительно возросла потребность в участии посредников для внешнеэкономической сделки. Прямые контракты с контрагентами в недружественных странах практически невозможно исполнять, поэтому бизнес активно перестраивает поставки под агентские схемы, косвенный импорт, транзитные поставки и проч. В большинстве таких посреднических схем включается дополнительный участник сделки, выступающий буфером между российским участником ВЭД и его «недружественным» контрагентом.

По практике работы нашего Центра, в 2022 году спрос на разработку агентских контрактов, контрактных обвязок для косвенных схем, последовательной продажи товаров возрос на 80%. В качестве агентов чаще всего выступают посреднические компании в Казахстане, Армении, Турции, ОАЭ.

Сложности с проведением платежей за поставки товаров разрешаются как за счет привлечения к сделке нового плательщика, платежного агента, так и за счет внесения изменений в существующие внешнеторговые контракты в части валюты контракта и валюты платежа. По нашей статистике, количество дополнительных соглашений об изменении валюты платежей и включении валютной оговорки в тексты контрактов за прошедший год выросло практически в четыре раза. Также активно стали использоваться соглашения о зачете встречных требований, встречные поставки и другие инструменты выхода из-под санкционных рестрикций.

Наряду с валютной оговоркой участники ВЭД стали чаще запрашивать помощь в проработке антисанкционных примечаний в контракте. Санкционная оговорка позволят уменьшить коммерческие риски российского бизнеса, при этом нередко требует усилий для согласования с иностранным партнером.

Предпринятые государством и бизнесом шаги позволили значительно снизить шоковое влияние санкций. По данным информационного агентства Bloomberg, российский импорт вышел на показатели докризисного 2020 года.

В краткосрочной перспективе вряд ли можно ожидать существенного изменения ситуации. С достаточной долей уверенности можно прогнозировать усиление давления на агентские структуры, позволяющие обходить санкционные ограничения. В первую очередь, речь идет об угрозе вторичных санкций, поэтому участники ВЭД уже сейчас начинают прорабатывать запасные каналы поставок и проведения оплат за поставку товаров.

Вадим Некрасов, заместитель генерального директора по снабжению и логистике Юговского комбината молочных продуктов:

- Несмотря на то, что мы – производство, ориентированное на внутренний рынок, импорт продолжает играть важную роль в нашем развитии и масштабировании. Дело в том, что особенности производства молочной продукции требуют наличия специального оборудования, которое в основном производится в европейских странах - в Голландии, Австрии, Германии, Швейцарии, Испании, Дании. Поэтому импортная составляющая, несмотря на санкции, за последний год практически не изменилась.

Конечно, процесс приобретения необходимого оборудования усложнился: появились дополнительные звенья в логистической цепочке – теперь вместо одной транзитной страны их может быть пять, усложнились юридические аспекты, появилась необходимость поиска новых стран-партнеров, поставщиков, транспортных и страховых компаний. Но, несмотря на все вышеперечисленные факторы, импортная деятельность продолжает осуществляться: в течение 2022 – 2023 года нам удалось настроить достаточно устойчивый и гибкий алгоритм поставок из стран, производящих интересующий нас товар.

Кроме этого, мы стараемся не просто поддерживать текущее состояние, но и постоянно развиваться, искать новых партнеров и самое современное оборудование.

Михаил Иосифов, генеральный директор компании «СОЛИД ЛОДЖИСТИКС»:

- Наши покупатели - это крупнейшие предприятия разных отраслей промышленности, в работе которых важно качественное оборудование.

Новые условия дали нам новые возможности. Теперь мы можем импортировать эксклюзивные товары, которые ранее были охраняемыми объектами интеллектуальной собственности, и их могли ввозить только правообладатели, которые, по сути, имели монопольное положение на рынке их сбыта, что позволяло им устанавливать любую стоимость.

Поскольку мы являемся не только импортерами, но и транспортно-таможенной компанией, то замечаем такой же тренд и у наших клиентов-импортеров. Список брендов их товаров так же расширяется, а работы у нас прибавляется. Поэтому можно однозначно говорить о расширении импортной составляющей, поскольку многие товары хорошего качества известных брендов стали доступнее.

Наше международное направление за 17 лет существования уже достаточно развито, а инфраструктура выдерживает и проходит не первый кризис. Сейчас мы занимаемся установлением новых деловых отношений с новыми зарубежными продавцами, через наши фирмы, зарегистрированные за пределами РФ.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: