Кадровый голод, или когда есть смысл удержать сотрудников от желания уволиться раньше времени
Фото: ijeab, freepik.com
Приглашаешь на собеседование.
Они не приходят!
Те, что приходят – не те, которых ожидали, не эффективные.
Не то чтобы людей совсем нет – нет тех самых, которых мы ищем и которые в итоге приходят в компанию и работают результативно, долго и счастливо!
И таких можно искать как иголку в стоге сена, то есть очень долго, и не факт, что найдешь, так как зачастую работодатели ищут идеальных кандидатов, которых не существует в природе.
Кандидат, которого мы в итоге берем на работу, обходится в кругленькую сумму, если он не проработает хотя бы год в компании, а так часто происходит, когда в компании отсутствует:
⁃ система найма;
⁃ квалифицированный рекрутер, способный найти и оценить навыки и компетенции соискателя;
⁃ система адаптации;
⁃ наставник, который с радостью будет передавать свои знания, умения, навыки;
⁃ руководитель с управленческими компетенциями, который умеет не столько критиковать и контролировать, сколько мотивировать;
⁃ система обучения;
⁃ выстроенные бизнес-процессы внутри организации;
⁃ здоровый климат (отсутствие «токсиков»).
Сделайте небольшую самопроверку наличия/отсутствия в вашей компании вышеперечисленных пунктов.
В иностранные компании стоит очередь из кандидатов, а все почему?
Именно потому, что там есть то, что хотят кандидаты видеть в будущих работодателях.
Если вы не иностранная компания, то выделите 3 «жирных» плюса, почему кандидаты должны захотеть у вас работать, и постройте на этих плюсах свою стратегию найма, пишите о них в вакансиях и социальных сетях, рассказывайте на собеседованиях и конференциях, и те люди, которым именно эти 3 плюса важны, точно придут к вам работать, и так сложится именно ваша очередь из кандидатов.
Рассуждайте как соискатель, которого вы хотите взять к себе в команду:
⁃ Что должно быть в компании, чтобы я пошел туда работать? (это могут быть даже маленькие радости: мне здесь рады, сотрудники улыбаются, здороваются, на день рождения поздравляют и т.д.).
⁃ Как должно пройти собеседование, чтобы мне захотелось в эту компанию выйти на работу? (рекрутер создает доброжелательную атмосферу, предлагает чай, кофе, воду).
⁃ Какая должна быть система мотивации, чтобы хотелось зарабатывать много?
⁃ Какой должен быть руководитель, чтобы я стал эффективным и было комфортно с ним взаимодействовать?
⁃ И так далее.
Допустим, вам повезло, и в вашу компанию пришел адекватный, вменяемый толковый сотрудник, поработал месяц-другой-полгода и понял вдруг, что это не то место, где хочется задержаться надолго, и вы по его поведению понимаете (стал обновлять резюме на «работном» сайте, то и дело отпрашивается, перестал участвовать в обсуждениях с командой, не ходит с коллегами на обед и т.д.), что он явно «намылил лыжи» – в другую контору или просто «в никуда», то есть хочет уволиться до того времени, пока компании не вернутся инвестиции в виде прибыли от деятельности этого сотрудника.
Вы на него потратили уже немало времени и ресурсов, и как бы не очень хочется сейчас искать нового кандидата, так как достаточно сложно спрогнозировать, когда найдется следующий толковый кандидат, и в этой ситуации есть смысл предпринять попытки удержать этого.
Если от слова «удержать» у вас внутри идет отторжение: типа, «с какого... я должен кого-то удерживать, хочет – пусть идет, на его место придут сотни», то даже не пытайтесь, все равно у вас не получится.
Но если вам жалко свое время, ресурсы, вы понимаете, что текучка стоит дорого, что идеальных кандидатов просто нет, что в компании не все так круто, как на иностранных предприятиях, то вам нужно научиться удерживать кандидатов и выстраивать с ними здоровые экологичные отношения.
Топ-5 рекомендаций «без бюджета», что уже можно внедрить прямо сейчас, чтобы люди оставались в компании надолго:
1. Гибридный график работы.
2. Культура обратной связи.
3. Соблюдение режима труда и отдыха.
4. Внедрение практики наставничества.
5. Даем больше ответственности, а не большее количество задач.
Но если все это не помогло, лучше с таким сотрудником провести карьерную консультацию или серию таких консультаций. Когда вы заметили первые попытки к «побегу из Шоушенка», пригласите человека на беседу.
О чем с ним нужно поговорить:
1. О его карьерных целях на 3-5 лет.
2. О рынке труда Ульяновска.
3. Об уровне зарплат в регионе.
4. О личных целях кандидата.
5. О взаимоотношениях с руководителем.
6. О его навыках и компетенциях. И рассказать о том, сколько он будет искать работу, если вдруг уйдет.
7. О сложностях в работе, которые у него возникли, и с чем он не может справиться в данный момент.
8. О реальной причине, что не понравилось в компании.
9. О ментальных установках, розовых очках и волшебных таблетках, в которые верит сотрудник во взрослой жизни.
10. Об его ожиданиях, что должно быть в компании, чтобы ему захотелось остаться на долгие годы и быть эффективным.
Если самостоятельно не можете провести подобные диалоги, есть специально обученные люди, которые могут такие консультации провести за вас.
Таких людей в современном мире называют карьерными консультантами.
Помимо удержания сотрудников они также работают с другими вопросами, а именно:
⁃ постановка профессиональных целей;
⁃ поиск предназначения и профориентация;
⁃ объективная оценка навыков и компетенций;
⁃ помощь в преодолении страхов в достижении целей.
Карьерный консультант – человек, с базовым образованием в сфере управления персоналом, который помогает сотрудникам и руководителям разобраться в вопросах, связанных с карьерой и профессиональной реализацией и развитием. Карьерное консультирование стоит в одном ряду с другими видами консалтинговой деятельности, прежде всего с индивидуальным консультированием и психотерапией.
Консультант выступает как эксперт в сферах, связанных с кадровым рынком.
Результатом работы консультанта является представление сотрудника/работодателя о том, что ему сейчас нужно с точки зрения работы и профессиональных выборов.
С практической точки зрения результатом становится изменение в карьере сотрудника, повышение успешности в профессиональной деятельности или профессиональном (должностном) статусе.
Если вы придерживаетесь точки зрения, что «кадры решают все», читайте мои статьи в следующих номерах «ДО».
Фото из архива К. Фроловой