«Социальный бизнес – это веление души»
Фото: архив «Ортопедии доктора Стеклова»
Александр Стеклов
Александр, расскажите о своей ортопедии. Как к ней вы шли?
- Больше 10 лет назад я перешел из взрослой ортопедии и травматологии в детскую. Работая с пациентами с ДЦП, мы с коллегами видели, что у нас в регионе практически отсутствует обеспечение этой категории пациентов хорошими ортопедическими изделиями. Старые схемы изготовления ортезов были достаточно архаичными и не соответствовали времени. И мы начали придумывать что-то свое. В 2008 году организовали небольшое предприятие. Много учились, ездили по отечественным и зарубежным предприятиям, копили информацию и опыт. Наш проект вырос в довольно успешную организацию, которая изготавливала изделия для деток с разными патологиями.
Два года назад мы решили перейти на новый уровень работы: от хорошей, но старой гипсовой технологии мы обратились к современной цифровой модели, чтобы улучшить и качество изделия, и доступность для других регионов. Мы открыли новое предприятие, полностью соответствующее требованиям современной ортопедии. Сегодня у нас есть актуальные технологии и инновационное оснащение. Скоро нашей ортопедии исполнится год. А наши изделия уже представлены во многих регионах России.
Динамический ортез – это ваш главный продукт. Что он собой представляет?
- Динамический ортез – это изделие, которое позволяет стабилизировать часть конечности, давая пациенту возможность наступать и ходить, улучшая эту функцию. Все благодаря биомеханике, геометрии и строению самого ортеза. Он анатомически соответствует голеностопному суставу, который является главным балансиром в нашем организме. Мы долго работали, перенимали опыт, сами конструировали, чтобы понять, как правильно его моделировать и производить обрезку, какие дополнительные элементы вводить, чтобы ортез работал именно в динамике, а не в статике. На сегодняшний день это один из ведущих динамических ортезов на рынке России.
Какие еще продукты вы изготавливаете?
- Мы имеем почти полный перечень ортопедических изделий: ортезы на верхние и нижние конечности, корсеты жесткой фиксации, функционально-корригирующие корсеты и шлемы. Идет разработка специальных опор для сидения и кресел для детей, которые не могут сами стоять и сидеть. Это очень востребованный продукт за рубежом. Он начинает распространяться и у нас.
Вы используете технологию CAD/CAM – что это?
- Технология CAD\CAM подразумевает снятие 3D-модели объекта, передачу его на обрабатывающий компьютер, где происходит моделирование, а затем – на станок с числовым программным управлением, который создает скульптуру. Сегодня у нас есть партнеры в дальних регионах, откуда нам присылают 3D-сканы: по ним мы изготавливаем ортез, после чего отправляем заказчикам. Это быстро и технологично.
До недавних пор процесс создания индивидуального ортеза оставался ручным и трудоемким. Пациенту необходимо было иметь прямой контакт со специалистом, чтобы он мог снять гипсовый слепок для моделирования скульптуры. Не исключались ошибки и обыкновенный человеческий фактор, а срок изготовления был гораздо больше. И разве могли пациенты преодолевать дальние расстояния, если это требовалось, чтобы просто снять слепок? А сегодня 3D-файл приходит на компьютер в день сканирования – и мы запускаем его в работу.
Где изготавливаются протезы?
- Производство находится в нашей области. У нас есть своя промплощадка, где стоят обрабатывающие станки и компьютеры. Там происходит изготовление пенополиуретановых заготовок, из которых вытачиваются скульптуры. Все оборудование российского производства. Мы старались максимально импортозаместить оснащение – и нам это удалось.
Сканирование, формирование 3D-модели и изготовление ортеза длится не более двух недель – от начала общения с пациентом до выдачи готового протеза. Доставка по России осуществляется транспортными компаниями и обычно занимает 2-4 дня.
Я обратила внимание, что у ортезов разный дизайн: яркие цвета, интересные орнаменты…
- Да, дизайн делается с помощью термопринта. Это специальная бумага, которая отдает краску при наложении на расплавленный пластик. Все протезно-ортопедические компании, которые работают с детьми, раскрашивают свои продукты. Ребята могут сами выбрать дизайн. Девочкам обычно нравится что-то розовое и со зверушками, а мальчикам – оттенки синего или военная тематика. Хотя некоторые дети предпочитают и бесцветный вариант.
А есть ли у вас конкуренты в Ульяновске и России?
- На ульяновском рынке похожих предприятий нет. В России существует несколько компаний, которые занимаются похожей деятельностью по этой же технологии, но их можно пересчитать по пальцам. Оборудование дорогое, компьютерный софт тоже – требуются огромные вложения. Но рынок большой, и хочется, чтобы количество таких предприятий росло.
Дети – это непростая категория пациентов. Как вы находите с ними общий язык?
- Это пришло с опытом. Я в медицине больше 25 лет. Кроме того, любой квалифицированный врач является еще и психологом, и психотерапевтом, и просто понимающим человеком, который может найти общий язык не только с ребенком, но и с его родителями – что зачастую бывает сложнее.
От родителей у вас много замечательных отзывов. Что для вас значит то, что вы для них делаете?
- Это веление души. Просто так этот бизнес не начнешь. Любое предприятие социального направления завязано, в первую очередь, на идее – и только потом на получении прибыли. Мы гордимся этим, и нам очень важно помогать не только пациентам, но и их родителям. Ведь они обременены уходом за ребенком и психологически, и физически. Если наши изделия дают им почувствовать себя хоть немного свободнее и легче, это хорошо. Иногда мы переделываем одному пациенту ортезы по мере его взросления, хотя это, может быть, и невыгодно для нас. Главное, что родители понимают, насколько важна ортопедия, как она способна облегчить жизнь и детям, и им самим.
А взрослые пациенты у вас есть?
- За последние два месяца в геометрической прогрессии увеличивается количество взрослых пациентов, потому что мы разработали динамический ортез для постинсультных осложнений. Это упрощенный ортез с минимальным набором опций, который призван удержать конечность от развития деформации. С каждым днем у нас растет количество заявок от взрослых пациентов. Жаль, конечно, что они поступают не от врачебного сообщества. Надеюсь, что в ближайшие два года ситуация изменится и мы будем сотрудничать с медицинскими организациями Ульяновска. Ведь самое главное – начать восстановление в ранние сроки, чтобы предотвратить развитие негативных последствий.
Заболевания и трудности с работой опорно-двигательного аппарата сегодня чаще носят врожденный или приобретенный характер?
- У детей деформации, как правило, врожденные. Они усиливаются в процессе роста скелета. У взрослых чаще прослеживаются последствия травм, болезней или невылеченных патологий.
Как вы думаете, существует ли в этой области какая-то закономерность, связанная с развитием общества?
- Человечество сейчас быстро урбанизируется, и травматизм техногенных факторов – машин, механизмов, условий труда – увеличивается. Травмы часто бывают тяжелыми, что требует скорейшего вмешательства врачей и начала реабилитации.
Говорить определенно об увеличении процента заболеваемости детей нельзя. Правильнее будет отметить, что вырос процент выявляемости. Раньше дети с тяжелыми формами заболеваний находились вне социума и жили в изоляции: дома, подальше от глаз. Но в связи с тем, что сейчас быстро растут возможности медикаментозного лечения, ортопедии, оперативного и хирургического влияния, такие ребята обеспечиваются качественной диагностикой и врачебным сопровождением.
Как вы чувствуете себя после победы в конкурсе «Предприниматель года»?
- Мы приложили много усилий, чтобы открыть наше предприятие и рассказать о нем обществу. То, что нас увидели, оценили и наградили, это правильно и закономерно. Если такие же предприятия будут открываться и дальше, их надо поощрять. Это мотивирует к дальнейшим действиям и развитию. И, конечно, это всеобщая огласка, которая дает определенный стимул, чтобы не сбавлять темпы и не снижать качество.
Какие у вас планы на будущее ортопедии?
- Впереди нас ждет грандиозная работа. В январе мы открыли филиал в Нижнем Новгороде, сегодня ведется работа над филиалами в Санкт-Петербурге и Воронеже, а также завершающий этап по отделению в Москве, которое будет основано в сотрудничестве с одним из наших партнеров. Это три города-миллионника. Кроме того, мы трудимся над продвижением наших продуктов среди врачебного сообщества и частных больниц. Сейчас поедем в Пензенскую область с ВОРДИ – Всероссийской организацией родителей детей-инвалидов. В ближайшее время планируем посетить три региона, в каждом - по четыре города. Будем рассказывать о правовой и юридической поддержке, консультировать по применению протезно-ортопедических изделий, говорить с семьями и врачами. Ведь важно не только работать над производством, но и повышать уровень просвещенности населения.