€ 105,22
$ 97,05
¥ 13,59
Писать или не писать?
Фото из архива Анны Змеевской
Книжный бизнес в России, да и во всем мире, переживает не лучшие времена. Причем, не первый год – на смену чтению пришли другие формы досуга. Компьютерные игры, зачастую сравнимые по глубине проработки сюжета с качественными литературными произведениями, продукты киноиндустрии в форме сериалов и полнометражных фильмов: все это легко заменяет основной аудитории, обладающей покупательской способностью, чтение книг.
Тем не менее, согласно статистике «Авито», в первом квартале 2023 года продажи книг увеличились на 43% за год в целом по стране и на 47% – в Ульяновске. Самыми продаваемыми остаются книги о Гарри Поттере и произведения Стивена Кинга. За год увеличились на 19% продажи антиутопии Айн Рэнд «Атлант расправил плечи». Среди нон-фикшн литературы в топе остается книга по финансовой грамотности Роберта Кийосаки “Богатый папа, бедный папа".
В топ жанров по итогам года вошли любовные романы, фэнтези и фантастика, эротическая и молодежная проза. Все эти жанры охотно печатаются российскими издательствами, от крупнейшего холдинга «Эксмо-АСТ» до небольших изданий, осуществляющих так называемую «печать по требованию».
Наша собеседница Анна Змеевская, автор фэнтези-книг из Ульяновска – в эксклюзивном интервью о сложностях процесса издания своих произведений в России.
- Анна, вначале задам стандартный вопрос: когда вы пришли к писательству и почему выбрали именно такой жанр? В этом решении была коммерческая составляющая?
- Путь довольно прост – сначала ты много читаешь. Пропитываешься чужими историями и мирами. Потом, наверняка у каждого писателя, ну или, по крайней мере, у подавляющего большинства, наступает момент, когда в очередной прочитанной книге хочется что-то изменить. Выбрать другую судьбу для героя или другой сюжетный поворот. Например, известный российский писатель-фантаст Ник Перумов начинал с того, что написал альтернативную историю к популярной трилогии «Властелин колец». Я на такие произведения не замахивалась, начинала с мелких рассказов, которые, к счастью, не увидели свет. А потом решила, что могу сочинять оригинальные истории. Никакого желания заработать на этом не было, да и сейчас нет. Если писать только для того, чтобы заработать, это – провальный путь.
- И что, все писатели живут согласно истине «художник должен быть немного голодным»?
- Нет, конечно. Есть весьма коммерчески успешные авторы. Но, увы, реальность такова, что сейчас на книжном рынке оценивается не столько талант или оригинальность истории, сколько степень ее попадания в так называемую точку хайпа. Не буду говорить за свой жанр, но некоторое время назад буквально «выстрелила» книга Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза». На мой взгляд, не самое выдающееся произведение, но ему удалось попасть в эту точку, по роману даже сняли сериал. А это, как вы понимаете, совсем другой уровень популярности, ну и заработка, конечно.
К тому же именно печатное издание, в физическом его виде, уже давно не является основным способом дохода. Сейчас это, скорее, некоторый способ потешить свое тщеславие, мол, у меня есть целая бумажная книга, я настоящий автор. Основной же свой доход писатели уже несколько последних лет получают через продажу на электронных площадках, как в формате продажи уже завершенной книги, так и в виде подписки. На таких известных электронных порталах как Литнет, Литрес и других, наиболее рабочей показала себя именно такая система: автор начинает выкладывать свое произведение, через какое-то время закрывает доступ для всех, и прочитать продолжение можно только оплатив установленную сумму. Обычно авторы, и я в том числе, не жадничаем – цена на подписку начинается от ста рублей за доступ. Вроде бы и мало, но за счет эффектного начала и низкой цены можно привлечь больше читателей.
Правда, тут есть нюанс – чтоб гонорары были регулярными, писать тоже нужно регулярно. Нельзя уйти в творческий кризис на год, два, семь, - аудитория попросту потеряется. И да, новинки тоже нужно выдавать регулярно. Самые топовые авторы на порталах запускают подписку раз в два-три месяца. Так что, писатель сейчас - это, в какой-то степени, ремесленник, который работает ничуть не меньше, чем представитель любой другой профессии.
- Говоря о количестве, сколько книг у вас написано на сегодняшний день?
- Законченных – десять. Из них шесть являются частями «Эрмегарского цикла», еще три входят в цикл «Свет во тьме». Все книги при этом являются самостоятельными работами - с отдельными, независимыми друг от друга сюжетами, просто объединены одним миром, по ходу повествования читатель может встретить знакомых персонажей из предыдущих книг. Последний законченный роман полностью самостоятельный и в цикл, скорее всего, не войдет (хотя мы с соавтором никогда не отрицаем такие варианты, все возможно), и представляет собой работу знакомого и любимого многими поджанра «академок», где основной сюжет крутится вокруг героев, обучающихся в школе магии.
- А незаконченные есть? Как вообще происходит работа над книгой, в вашем случае?
- Кладбище нерассказанных историй есть у каждого писателя. Мы стараемся заканчивать все наши книги, не оставлять «висяков», но вот в данный момент у нас в работе одновременно находятся три романа. Это вторая часть академки, потому что в одну мы не уместились, как ни пытались, и два романа из цикла «Свет во тьме», где действие сосредоточено вокруг работы отдела магической полиции. Не скажу, что это хороший путь, особенно для современного коммерческого автора, но иногда просто необходимо переключиться на другую историю, чтобы вернуть себе свежий взгляд, придумать новые повороты.
Работа… Какой-то определенной системы нет, если честно. Я знаю писателей, которые занимаются своими произведениями так, как если бы отрабатывали часы на обычной «цивильной» работе. Встают в восемь утра, ставят перед собой определенный план по количеству знаков и так пишут. Я, наверное, в этом плане, более… творческая. Могу прокрастинировать неделями, придумывая одну строчку, а могу за один день написать главу. Тут дело в том, как складывается картинка, если она цельная – все легко и просто. А бывают такие куски текста, которые необходимы для дальнейшего продвижения, но писать их совсем не хочется. Была в одной из наших книг сцена – не буду рассказывать какая – которую я совсем отказалась писать, и завершал ее мой соавтор.
- Кстати, о соавторстве. Вы ведь, как я поняла, над всеми своими книгами работаете вместе. Есть какие-то сложности, или в вашем союзе все безоблачно?
- С Александрой Гринбенг мы познакомились и начали общаться на почве любви к чтению, книгам, конкретно – к жанру фэнтези. Сначала обсуждали понравившееся в мессенджере, что-то критиковали, а потом решили, что можем попробовать написать вместе что-нибудь. Первую совместную книгу закончили в 2015 году, но до момента ее издания в «Эксмо» внесли достаточно много изменений, ввели новых персонажей. Тогда мы, кстати, не знали, что это будет серия, поэтому «Дочь шторма, невеста огня», на мой взгляд, несколько отличается от других книг цикла. Ну а потом… просто не смогли остановиться, наверное. Это на самом деле затягивает, и, на мой взгляд, именно то, что мы работаем вместе, позволило нам написать столько книг. Ты постоянно в сюжете, общаешься, обсуждаешь какие-то детали, в какой-то степени, это и ролевая игра или небольшая постановка в театре, когда совместно с кем-то еще проживаешь историю. Без ссор, если что, тоже не обходится, когда мы не можем прийти к согласию в какой-то сцене, а порой и в целом сюжетном повороте, но в итоге вспоминаем, какой путь уже пройден, и быстро миримся, договариваемся. Из трудностей… последний год, даже чуть больше, выдались сложными. Коронавирус, ограничения, какая-то постоянная тревожность на грани с депрессией. Творить не хотелось, но мы понемногу возвращаемся в прежний ритм. Сейчас вот ждем авторских экземпляров книги «Фея и лорд кошмаров» из «Эрмегарского цикла», которая вышла в феврале. Одна из любимых наших работ, к слову, потому что писать ее было легко и приятно. Не со всеми книгами так бывает.
- Какая из написанных на сегодняшний день книг самая любимая?
- «Самое черное сердце» из цикла «Свет во тьме», о двух детективах магической полиции, расследующих дело об ужасном маньяке. Звучит пугающе, но помимо фэнтезийной составляющей, там есть еще и любовная линия, которую было комфортно прописывать. Мы вообще и в реальной жизни и в книгах предпочитаем в отношениях комфорт, когда люди – и герои – любят и уважают друг друга в первую очередь, даже если кому-то отсутствие страстей может показаться скучным. За время ее написания мы с Александрой, кстати, ни разу не поругались. Потому и любим, наверное.
- Как вы продвигаете свои книги?
- Через соцсети, рекламу на платформах Яндекса и Google. Среди писательского сообщества работает и система взаимопомощи. Всегда можно обратиться к другому, более популярному автору, и с большой вероятностью он напишет пару слов о вашей книге, что тоже привлечет читателя. В целом, закон тут прост: чем больше взаимодействуешь с миром, тем больше внимания, популярности, ну и заработок, конечно.
- На что обращают внимание издатели, рассматривая кандидатуру нового автора?
- На популярность на электронных площадках. Времена, когда издательство брало книгу в печать, едва прочитав рукопись, давно прошли. Более того, автора, который просто пришлет свою работу на почту того же «Эксмо», с огромной долей вероятности даже не будут читать. А вот если у вашей книги наберется хотя бы пара тысяч подписок на том же Литнете (этот показатель виден всем посетителям сайта), тогда с вами, как автором, уже можно разговаривать. Издателю важно заработать на вас, а учитывая стоимость книгопроизводства в России, на это и не обидеться толком. Бумажная книга – дорогое удовольствие.
- На фоне санкций в России возникли огромные проблемы с поставками промышленных машин для книгопечатания и их запчастей. При этом крупнейшие производства были оснащены именно европейским оборудованием. Как издательства видят перспективы развития книгопечатания в России в данный момент? Как это может сказаться на молодых авторах?
- Весной прошлого года издательствам пришлось остановить производственные процессы. Нас с соавтором это коснулось в малой степени – так как договоры обычно заключаются заранее, то и материалы для всего техпроцесса тоже приобретаются под конкретную книгу и конкретный тираж. Потом логистические связи, производство химикатов для отбеливания бумаги, книжного клея, были восстановлены, и наша следующая книга была выпущена без задержек. Но многие запланированные серии, в которые мы хотели, в перспективе, попасть, были отложены до лучших времен. Так как мы уже входим в когорту печатающихся автором и сотрудничаем с серией «Колдовские миры» на постоянной основе, нас это коснулось в меньшей степени, хотя очередь на печать несколько растянулась. А вот молодым авторам, думаю, будет еще сложнее преодолеть порог входа.
- Кто из мировых авторов для вас является классиком литературы в целом и твоего жанра в частности?
- Для меня классикой фэнтези являются Майкл Муркок, Роджер Желязны и Андрэ Нортон. Их миры, зачастую мрачные, скорее подходящие к жанру темного фэнтези, отличаются высоким уровнем проработки, а персонажи – неоднозначностью характеров и поступков. Читать про исключительно положительных мальчиков и девочек лично мне скучно. И писать тоже. Нас, например, часто ругали читательницы за то, что мы прописываем слишком независимых женщин в своих работах, будь то ведьмы, воительницы или следователи. Что до литературы вообще, скажу честно: русскую классику я не люблю категорически, просто потому, что она, в основном, представлена романами-страданиями. В книгах я ищу двери в сказку, а на желтые дома и сумасшедших соседей я могу полюбоваться и в реальной жизни.
- Многие опасаются за свои авторские права, обращаясь в издательство. Разъясните, пожалуйста, в простых тезисах, что с ними происходит до и после заключения договора на печать?
- Я, наверное, плохой консультант в этом вопросе хотя бы потому, что не являюсь адептом защиты авторских прав. Да, это не слишком приятно, когда ты лишаешься части заработка еще до старта основных продаж, но, как я уже говорила, сейчас работают сервисы подписок, и сайты очень хорошо защищают выставляемый у них контент, потому что имеют свой процент. В издательствах могут предложить эксклюзивные и неэксклюзивные права при составлении договора. В первом случае, авторское произведение принадлежит вам и издателю, вы получаете свой установленный гонорар за тираж и роялти, прав на иные способы распространения вы не имеете. Не можете самостоятельно выкладывать на электронных площадках, например. С неэксклюзивными правами проще – автор распоряжается своей работой так, как он хочет, но тогда и гонорар будет меньше. Зачастую выгодно заключать именно второй тип договора. Если же есть опасения, что ваш интеллектуальный труд будет украден, то, давайте честно – рынок книг любого жанра, не только фэнтези, переполнен. Нет смысла воровать чье-либо произведения, рискуя своей репутацией. Разумеется, не стоит связываться с сомнительными предложениями, которые вам могут прислать в качестве сообщений в соцсетях, или даже на электронную почту. Поверьте, в 2023 году это не работает.
- Ну и напоследок, что вы посоветуете молодым авторам?
- Писать. Много, упорно, следя за коллегами по цеху. Прислушиваться к конструктивной критике и игнорировать советы, вроде «а вот лучше бы ваш герой поступил вот так, а не как вы написали». Зачастую, последнее вызовет только злость или вовсе отобьет желание писать. Научиться можно только через собственный опыт и такового должно быть много. А еще – стараться вносить в жанр что-то новое. Когда фэнтези-рынок представляет собой почти не отличающиеся друг от друга истории про рыцарей-драконов и кальки на «Гарри Поттера», это выглядит грустно.
Беседовала Анастасия Стяглова
Фото из архива Анны Змеевской