€ 106,08
$ 100,68
¥ 13,88
С любовью к братьям меньшим
Фото: freepik.com
Дамир, расскажите, пожалуйста, про ваш центр.
- Моя супруга очень давно занимается разведением кошек. Она была председателем фелинологического клуба любителей кошек «Богема». Мы делали самые шикарные выставки в Ульяновске, Димитровграде и Сызрани. Соответственно, много знали о кормах, содержании и лечении питомцев.
Мы начинали свой бизнес в стареньком помещении - всего 90 м2 на ул. Карла Маркса. Взяли его в аренду, как давно мечтали, и открыли зоомагазин. В то время на рынке было представлено всего два основных бренда кормов – выбора почти не было. Наша идея состояла в том, чтобы завезти трендовые европейские продукты. В Москве это уже развивалось. Мы думали, что на высокое качество у нас сразу появится спрос… Но столкнулись с реальностью: в то время культура заботы о питомцах не была так развита. Никто не думал о составах кормов, особенностях содержания питомцев и других важных вопросах.
Поначалу было очень тяжело. Мы занимались – и до сих пор занимаемся – просвещением наших горожан. Домашние животные – это члены семьи, и люди дают им продукты бюджетных брендов не ради экономии, а просто потому, что не знают разницы между кормами эконом-класса и премиальным. А разница очевидная! Достаточно просто взглянуть на состав.
Конечно, со временем нами начали интересоваться, а мы – расти. Но свои идеи продолжаем транслировать нашим клиентам.
Какие товары и услуги вы сейчас предлагаете клиентам?
- На базе «Богемы» сегодня работает груминг-салон. Наши специалисты учатся у ведущих грумеров в Москве. Мы закупаем лучшую косметику на рынке - естественно, от нее совершенно другой эффект. Клиенты видят качество шерсти, ценят то, насколько долго питомец не линяет и хорошо пахнет. Такие продукты решают многие дерматологические проблемы.
Кроме того, все наши сотрудники – сертифицированные ветврачи, поэтому они могут и проконсультировать по лечению, и оказать рядовые ветеринарные услуги: вакцинацию, стрижку когтей, чипирование.
Также наш груминг-салон оказывает услугу по чистке зубов ультразвуком. И мы единственные в городе, кто делает это без очень опасного наркоза.
Животные бывают разные: энергичные, нервные, боязливые. Как мастера с ними справляются?
- Животные чувствуют людей, а в нестандартных ситуациях испытывают большой стресс. Особенно это заметно в поведении кошек, когда животное остается один на один с мастером. Конечно, нужно изучать психологию животных. Наши специалисты умеют «договариваться» с питомцами. Бывает, требуется помощь – и это нормально. А иногда наоборот: клиент говорит, кошка за свои десять лет не мылась с шампунем и боится воды, а мы вместо ожидаемой агрессии видим робость и покладистость.
Зоотовары, ветеринария – это отрасль, связанная с множеством рисков. Наверно, в большей степени потому, что до сих пор не все привыкли к продуктам для животных как к товарам первой необходимости. Вы ощущали последствия этого в последние годы?
- Кризис не обошел нас стороной. Мы так или иначе находимся в рамках мировой экономики и ощущаем ее движения.
Но наиболее остро мы почувствовали уход крупных поставщиков ветеринарных препаратов. Качественные аналоги существуют, но они не всегда способны закрыть спрос на нашем рынке. А новые бренды может и могли бы предоставлять хорошие продукты, но с ними тоже есть трудности: например, кто-то просто не проходит требования Россельхознадзора, ведь речь идет о соответствии государственным стандартам.
Как сейчас обстоят дела с поставками кормов для животных? Насколько способен российский премиум-сегмент конкурировать с зарубежным?
- Российские производители не сидят на месте. У нас уже сейчас делают неплохие корма. Регистрируются новые марки, которые производятся в нашей стране и ближнем зарубежье. Из Китая и Вьетнама тоже завозят неплохие корма. С ними ситуация лучше, чем, например, с вакцинами.
Обстановку на нашем рынке стоит рассматривать с положительной стороны. Для многих это мотивация к формированию собственного производства. А конкуренция, возникшая между новыми брендами, мотивирует их работать над качеством продуктов.
В начале апреля вы отметили большой юбилей. Как вы сейчас можете оценить прошедшие десять лет?
- Это были отличные десять лет. Наша выручка ежегодно росла и продолжает расти, а в прошлом году мы открыли второй магазин за Волгой. Теперь несем добро и на ту сторону реки. Также планируем открыть там груминг-салон. Будем расти дальше – и в Засвияжье, и в новые города.
Недавно вас номинировали на премию «Предприниматель года». Что вы почувствовали, узнав об этом?
- Премия – это очень позитивное событие. Честно говоря, мы не могли предвидеть свою победу. Просто делали свое дело.
Конечно, здорово, что подобные премии вообще существуют. Признание вдохновляет. Теперь мы хотим уже намеренно участвовать и в других конкурсах. Ведь победа – это высокая оценка труда и клиентами, и обществом.
Товары для каких животных можно найти у вас в магазинах?
- У нас представлены продукты для совершенно разных животных: помимо товаров для кошек, собак и грызунов, есть корма для любых птиц, даже для крупного рогатого скота и домашней птицы, а также для рыб. Аквариумистику мы не развиваем, но лакомства и аксессуары продаем.
А за какими продуктами покупатели приходят чаще всего?
- Для каждого питомца нужно что-то свое. Животные – как люди: кому-то нравится рыбка, кому-то ягненок, а у кого-то аллергия на них. У нас действительно большой ассортимент – на любой вкус. И очень сильная ветаптека. Если нужны редкие препараты, клиники знают, куда направлять клиентов.
В топе самых популярных товаров еда, наполнители для кошек и амуниция для собак. Зимой очень востребована одежда: носочки и ботинки, защищающие от холода, повреждений и реагента, которым покрывают дороги.
Расскажите про самые необычные запросы от клиентов.
- Как-то раз у нас покупали что-то для лисы. По осени приходят за лекарствами для грачей, выпавших из гнезд. Но большой экзотики у нас все же нет.
У вас есть постоянные клиенты?
- У нас их очень много. Покупатели пользуются программой лояльности, приложением, к которому подключены многие ульяновские предприниматели. Это платформа, которую можно настроить под себя. С каждой покупки там копится кэшбек, которым можно оплачивать товары и услуги у нас в магазине. Иногда под Новый год покупатели приходят тратить эти бонусы и набирают огромные мешки подарков для своих любимцев.
У нашей карты пять уровней: 3%, 5%, 7%, 10% и 15% кэшбека. Переход происходит автоматически после достижения определенной суммы, потраченной в магазине. У многих наших покупателей карты с максимальным уровнем, и это очень большая выгода.
Существует ли в вашем бизнесе сезонность?
- Сезонность есть, конечно. Летом животным требуется обработка от клещей. Эти препараты востребованы с марта по ноябрь. У нас, к сожалению, не обрабатывают лесные массивы, поэтому защита нужна всем четвероногим, которые гуляют на улице.
Зимой приходят за одеждой и обувью. Ну а кушают питомцы всегда, поэтому корма популярны вне зависимости от времени года.
У вас самих сейчас есть домашние животные?
- У меня среднеазиатская овчарка, а супруга так и продолжает заниматься кошками.
Как вы думаете, что ждет вашу отрасль в будущем?
Сегодня мы заводим питомцев с осознанием культуры заботы о них. Следим за здоровьем, комфортом и внешним видом своих животных. Многие даже берут их в путешествия за границу. Поэтому наш рынок точно продолжит развиваться – на радость людям и их любимцам.