Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Елена Новик: «Дизайнер должен быть и психологом, и строителем, и руководителем!»

Елена Юрьевна Новик родилась в р.п. Вешкайма Ульяновской области. Окончила Ульяновский технический университет, Санкт-Петербургскую онлайн-школу ARTRUM, Международную школу дизайна по декорированию интерьеров. Опыт работы в области дизайна интерьера более 15 лет. Замужем, три дочери.

– Елена, а вы из творческой семьи? Что определило ваш выбор профессии?

– Я родилась в замечательной семье педагогов, мой дедушка работал директором школы, был историком, бабушка в совершенстве знала три языка, и я считаю, что да, моя семья – творческая, где все что-то созидали, творили, пели, развивали культурные ценности, в том числе в нас, детях.

А еще один мой дедушка занимался стройкой, и его гены, видимо, мне передались. Когда папа делал ремонт или строил дачу, я в этом процессе активно участвовала, меня он завораживал: вот лежит груда стройматериалов, а вот уже по кирпичику растет дом. Такое ощущение, что я родилась с этой стройкой!

Помню, мне лет десять было, я сама сколотила на даче из досочек лестницу на второй этаж, и все ею пользовались много лет. А когда мы с сестрой и бабушкой жили в маленькой комнате, я умудрялась делать перестановку мебели так, чтобы каждый раз было по-новому. С детства фантазировала, мечтала о преобразовании пространства, красота меня влекла, сколько себя помню.

Я по жизни эстет, люблю красивое убранство, уют, чтобы было все чистенько, аккуратненько, и профессию выбрала такую, чтобы людям нравилось их жилище, чтобы оно их вдохновляло.

– А вы всегда работали «на себя»?

– Да, и жизнь так интересно складывалась, что меня все время куда-то «уносило»: то я спортивный клуб открывала, то магазин – предпринимательская жилка во мне всегда была сильна. Много училась, например ландшафтному дизайну. А дизайн интерьеров поначалу рассматривала как хобби – помогала с ремонтами друзьям, родственникам. Подруга до сих пор восхищается: «Лен, вот как у тебя получилось – из остатков плитки сделала шикарный уголок в санузле без лишних затрат!».

– А как вы решили, что пора заниматься дизайном всерьез?

– Лет 15 назад делала сестре московскую квартиру, подготовила дизайн-проект, все материалы сама подбирала, а когда пришла ее знакомая, то ахнула: как же классно получилось, и мне сделай – спальню! И вот с тех пор я поняла, что могу брать деньги за свою работу как дизайнер интерьера. И постепенно полностью переключилась на эту деятельность: разработка индивидуальных планировочных решений, реализация проекта, комплектация, декорирование – это колоссальная по энергозатратности работа, и сейчас я полностью в нее погружена. Все эти годы расту как профессионал, потому что постоянно учусь. В противном случае тебя просто начнет откидывать назад.

И теперь уже позиционирую себя не просто как дизайнер интерьера, а как генподрядчик: делаю проекты под ключ, сдаю заказчику завершенный объект с вниманием к каждой детали.

– Какими главными качествами, на ваш взгляд, должен обладать хороший специалист в вашей области?

– Скажу про свои приоритеты. Во-первых, это коммуникабельность, ты же постоянно общаешься с людьми – со строителями, с заказчиками, с поставщиками. Дальше – любознательность, которая не дает мне спокойно жить, нет такого, что я проект отдала строителям и больше не участвую: мне все интересно, каждая мелочь, вплоть до поворота трубы в санузле. Конечно, очень важна ответственность, так как я отвечаю за результат. Ну и логическое мышление, организаторская жилка – дизайнеру без этого никак.

– Какой проект из своего портфолио вы считаете образцовым?

– Все мои проекты дороги и близки, а образцовый проект – тот, который я довела до конца, то есть повесила шторы, расставила вазочки, столовые приборы. Как правило, дарю брендированные бокалы со своим именем на новоселье, люди признаются, что не могут сдержать слез, когда заходят в готовое жилище и видят всю эту красоту.

А знакомство с заказчиком начинаю с изучения его психотипа, даже спрашиваю, кто он по гороскопу. Конечно, это не значит, что, скажем, Водолей обязательно выберет картинки на морскую тематику, но если мы тонкой нитью перенесем в интерьер его «фирменный» оттенок, то человеку там будет комфортно жить.

Моя задача, как дизайнера, – освободить людей от проблем, максимально помочь им оформить гармоничное пространство, которое будет вдохновлять, настраивать на нужный лад, наполнять силой. Как я говорю: у каждого человека должен быть свой психолог и свой дизайнер (улыбается).

– Вспомните самый сложный проект?

– Не бывает легких проектов, легкого ремонта, все они индивидуальные, другое дело – для меня нет нерешенных задач, любую преодолею, потому что мне все это близко по духу и по крови. В каждый проект вкладываю душу. Знаете, я сравниваю проект с рождением ребенка: ты его «вынашиваешь», ждешь появления на свет, несешь за него ответственность. Неслучайно мы с каждым заказчиком даем имя проекту или комнате.

Некоторые клиенты встают в ступор, а я говорю: как корабль назовешь, так он и поплывет. Например, у меня был проект «Седьмое небо», и эта квартира на 24 этаже реально соответствовала своему имени. Заказчики жили на Сахалине, мы все этапы согласовывали по телефону, а когда они приехали, то были на седьмом небе от счастья: все сложилось именно так, как мы и назвали изначально.

А одна моя клиентка моментально придумала своей новой квартире оригинальное название – «ЧистоТы». И в процессе реализации этого своеобразного проекта вырисовалась философия открытого пространства чистоты со спокойными оттенками – серыми-черными-голубыми, без привычного тюля на окнах. И, главное, ее душа была наполнена гордостью: все так, как она хотела!

– У вас много проектов детских комнат. Здесь, наверное, тоже есть свои «подводные камни»?

– Моя работа с каждым заказчиком начинается даже не с разработки концепции, а с понимания, совпадаем ли мы друг с другом, как личности, – не только я должна подходить клиентам, но и они мне, элементарно – по манерам общения, по характеру. Мы же проекты, бывает, до года ведем, так что человеческий фактор очень важен. Как я говорю, на это время «будем дружить семьями» (улыбается). Кстати, и после окончания проекта мы с заказчиками продолжаем общаться, как добрые знакомые, поздравляем друг друга с праздниками, иногда они обращаются ко мне за советом.

Что касается детей, то они – тоже личности, поэтому разговариваю с ними как со взрослыми, спрашиваю про их пожелания, предпочтения. У меня был проект небольшой комнаты для троих детей, и помню, как одна из девочек сказала, что хочет большие окна – много света! – и чтобы у нее был свой уголок, я слушала ее с замиранием сердца. С помощью грамотной планировки, правильного освещения мне удалось решить эту непростую задачу. И было очень приятно, когда спустя время эта же семья смогла расширить свое жилище и недавно снова пригласила меня, как дизайнера, на новую квартиру. Дети подросли, и мы с ними работаем теперь уже над новым проектом.

– Как здорово! А было такое, что вы прервали проект на каком-то этапе, отказавшись от работы с клиентом?

– Нет, такого, к счастью, не было. Да, у всех разные характеры, мы не идеальные, но я люблю и уважаю своих клиентов, хоть и бывают разные ситуации. Другое дело, когда после первой встречи возникают сомнения, сработаемся ли мы… Стараюсь избегать людей, у которых нет понимания, кто такой дизайнер, зачем он нужен. Странно слышать: «А нарисуй мне пару картинок!». Что значит, нарисуй? Дизайнерский проект и его реализация – это живой организм, целая сложная система, в которой, как в кубике Рубика, должны все стороны сойтись. Бывало такое, что я, извинившись, говорила: у вас классный объект, но вам все-таки по пути с другим специалистом. Интуиция меня не подводит.

– У всех людей разное представление о прекрасном. Вам приходилось спорить с заказчиком, отстаивая свою позицию?

– В реализации проекта первоначальную роль все-таки играет человеческий фактор, поэтому должна быть форма диалога, и я всегда внимательно выслушиваю заказчика, а потом раскладываю ему все плюсы и минусы каждого шага. Допустим, человек хочет угловую мойку, да, не вопрос, поставим. Но я объясняю, что это как минимум сейчас немодно, и это не просто так – потому что еще и эргономично неправильно, сжирает колоссальную площадь на кухне. Мы ведь можем и окно на балкон прорубить и все стены снести, но вся ответственность – на вас. Как правило, человек прислушивается к моим доводам, и это дорогого стоит.

– В одном из интервью вы сказали, что ремонт должен быть удовольствием, а не стрессом. Но легко сказать – люди чуть ли не разводятся во время преображения своего жилища!

– Вот поэтому дизайнер и должен быть, в первую очередь, психологом. Мои домочадцы удивляются порой, с кем это ты уже час беседуешь? А я успокаиваю человека, помогаю ему на этом нелегком этапе. Моя задача – поддержать, подсказать, где-то даже пошутить, ситуации бывают разные. И потом, люди все разные! В одной семье кому-то нужно открытое пространство, а кто-то хочет иметь возможность закрываться на ключ, и я это прекрасно понимаю, потому и стараюсь удовлетворить запросы каждого, но при этом веду людей через все этапы проекта системно, по правильному алгоритму, согласно своим навыкам и опыту.

Я работаю для людей, которым дорого время, и которые не хотят, и не могут внедряться «с головой» в эти стройки-ремонты. Даже мы, дизайнеры, порой теряемся в современном многообразии материалов, поставщиков, производителей, цен, а обычный человек может запросто в этом «утонуть». Главное – заказчик должен ответить, сколько денег он готов потратить на проект, я должна понимать, что конкретно поведет за собой цепочку затрат…

– Вы работали с заказчиками из Москвы, Сочи. А видите какой-то региональный менталитет у своих ульяновских клиентов?

– Очень чувствуется, но радует и то, что наш город – пусть и не такими темпами, но все-таки растет. Я очень люблю путешествовать, часто бываю на конференциях, выставках, например, два раза посещала интерьерную выставку Maison&Objet в Париже, и отовсюду везу какое-то вдохновение, разные фишечки, которые можно применить в дизайне, например шаттерсы на окнах. Думаешь, сейчас горы свернешь, а натыкаешься на то, что строители порой не хотят учиться новому.

А вот клиенты – молодцы, последние лет пять охотно принимают инновации, например концепцию «умный дом», понимают, насколько удобней, комфортней будет их жизнь. Все мои предложения по большому счету направлены на эти цели. Мечтаю, чтобы люди как можно чаще обращались к дизайнерам – даже перед покупкой квартиры, ведь у каждого застройщика столько нюансов, и не секрет, что современные планировки квартир оставляют желать лучшего. А я не волшебник, и как бы ни хотелось помочь людям с грамотным планированием жилого пространства, иногда просто физически невозможно что-то туда вместить.

– Вы прошли обучение по скандинавскому стилю в Международной школе дизайна. Он такой востребованный или лично вам интересен? Можете сказать, какое направление в дизайне привлекает лично вас?

– Скандинавский стиль, актуальный для севера, где мало солнца и долгие холодные зимы, прижился и в нашей стране с похожими климатическими условиями. Лично мне близок этот стиль – простой, лаконичный, безо всех этих рюшей и завитков, но создающий уютное, светлое пространство. Как говорят дизайнеры, с его помощью «можно затащить солнышко в наши квартиры».

Но знаете, сейчас в домах практически не встречается какой-то единый стиль, – все миксуется, и тот же скандинавский сейчас объединился с японским. Из смешения этих двух интерьерных традиций родилось новое направление – Japandi, мне оно очень нравится. В моде – и ретростили, когда бабушкины сундуки, буфеты обретают вторую жизнь, внедряются в современный интерьер. А вот от классики я далека, меня все-таки привлекают современные тенденции в интерьере, и люди, которым все это близко, ко мне притягиваются. Считаю, что профессионал не должен «изобретать велосипед», но немного опережать события обязан. Тот же мрамор, когда он только начал массово внедряться в интерьеры, мне, как дизайнеру, уже был не интересен, потому что, условно, завтра этот материал уже неактуален. Мне хочется предложить людям что-то новенькое, поэтому я должна быть на шаг впереди.

– Где вы черпаете источники вдохновения?

– Конечно, это природа, двигатель всему, могу на пару дней уехать на дачу, просто воздухом подышать, птичек послушать. Иногда играю на фортепьяно, это моя отдушина, учусь на барабанах, мне все интересно, я очень любознательная. С семьей катаемся на лошадях, в боулинг ходим. Я ведь работаю в режиме 24/7, постоянно в таком «энергетически организационном» состоянии, и мне бывает сложно отключиться от дел, но я учусь, в том числе с помощью моих родных. Благодарна своей семье за поддержку.

– Недавно прочитала у Райли Сейгера: «Иногда жизнь подсовывает тебе кнопку перезапуска. От тебя требуется лишь нажать на нее изо всех сил». У вас было такое?

– Мне кажется, у меня такое постоянно. Нельзя эту кнопку упускать, нельзя лениться, нужно всегда двигаться как ракета, а еще – видеть знаки судьбы, чувствовать подсказки Вселенной. И обязательно любить то, чем занимаешься, это мое кредо.

Безумно счастлива, что занимаюсь любимым делом, участвую в созидательном процессе. Всегда говорю клиентам: покупка квартиры – это счастье, начало чего-то нового. Смотрю на стройку, – кругом грязь, кирпичи, – а мне уже красиво, потому что уже вижу конечный результат, к которому мы шаг за шагом идем вместе с заказчиком. И тут главное – вопрос доверия.

Татьяна Задорожняя

Фото: Екатерина Эйрих, из архива Елены Новик

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: