Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

История ИП

Автором одной из лучших деловых книг 2022 года стал известный российский предприниматель Илья Пискулин, получивший награду на юбилейном ПМЭФ. «Деловое обозрение» получило разрешение от издательства «Бомбора» на публикацию отрывков из увлекательной «Истории ИП», где автор рассказывает о своих взлетах и падениях, дает практические советы коллегам-предпринимателям на основе личного опыта.

Фото: Издательство «Бомбора»

Время героизма

В моем лексиконе применительно к людям есть такое понятие – «мощность». Если просто, то это способность человека за единицу времени выполнять определенный объем работы. Чем мощнее человек, тем больший объем он может делать. Мощность можно постепенно увеличивать интенсивным трудом, работая все усерднее, и дойти таким образом до сверхмощности. Сверхмощные люди, как суперкары, способны действовать на передаче, недоступной для остальных. Они, как супергерои, могут не есть, не пить, не спать и при этом перемещаться так, будто владеют телепортацией. Они борются за цель, как если вы были готовы отдать за нее жизнь.

Будущие бизнесмены должны стараться развивать эту недоступную простым смертным передачу. Именно благодаря ей, мы в сложные периоды можем сохранить свое дело. У любой компании есть этап, когда приходится бороться за выживание. В такие времена дело может спасти только герой. Им не станет никто, кроме вас.

Мой вам совет, когда в вашей жизни нужно будет побороться – не спасуйте. Зажмуривайтесь и включайте героя. Проиграть всегда лучше, чем сдаться. Весь ваш коллектив в эту секунду ждет, что скажет командир, смотрит, как он себя поведет. При таком раскладе неприменимы никакие стили менеджмента, кроме авторитарного. Говорите: «Слушай мою команду» – и уверенным тоном объясните людям, что нужно делать. Помогите им хотя бы на секунду поверить, что в ситуации, когда никто не знает, как поступить, их шеф видит свет в конце тоннеля.

Тот факт, что я в самый сложный момент времени взял штурвал в свои руки, очень сплотил вокруг меня мой маленький коллектив. Они выдали большой кредит доверия, которым мне вскоре предстояло воспользоваться, потому что надвигались смутные времена.

Расширяйте круг общения и наводите кипиш

Читая книгу, вы увидите, что мою действительность все время меняет какой-либо человек. Это не случайно. Есть такое утверждение: ваш доход равен среднему доходу вашего круга общения. Я не знаю, так ли это, но осознаю, что ваши возможности точно равны средним возможностям вашего социального круга. Как и проблемы, которые вы вынуждены решать, зачастую прямо пропорциональны тем проблемам, с которыми сталкиваются ваши близкие.

Так или иначе люди решают свои проблемы и реализуют возможности через тех, кому доверяют либо лично, либо профессионально. Не зная, кому позвонить, они берут телефон, набирают вас и предлагает принять участие в гранте на господдержку, дают шанс проявить себя в маркетинге строительного магазина или открытии ресторана. Они просят вас помочь им в чем-то, сделать что-то.

Тезис про проблемы и возможности, а также про их масштаб очень важен, потому что деньги всегда образуются, когда мы либо решаем чьи-то проблемы, либо реализуем какие-то возможности. Если они у вашего круга общения по-настоящему большие, а вы для своих знакомых – доверенное лицо, то вам с высокой доли вероятности найдется место, потому что все масштабное, как правило, результат труда не одного человека. И из всех людей мы всегда предпочитаем тех, кому верим. Особенно в дорогих, сложных и ответственных вопросах.

Многие начинающие предприниматели не знают, что нужно делать для успеха. Я же могу сказать, что это совсем не первое, о чем стоит думать. Гораздо важнее сформировать правильный круг общения. Порой этого вполне достаточно. Деятельные высокоуровневые люди, которые вам доверяют, сами предложат знания, чреватые большими дивидендами.

Если же вы будете общаться с теми, чьи проблемы в жизни – это семейные дрязги, а возможности ограничиваются поездками на дачу и походами за чем-то пенным, то именно это они и будут с вами разделять.

Формируйте свой круг общения. Причем как ближний, так и дальний, который знает нас лишь через соцсети. Не стесняйтесь в этом вопросе. Рассказывайте о себе, говорите, чем занимаетесь, чтобы ассоциироваться с какими-то делами, которые когда-нибудь вашим знакомым могут пригодиться.

Я убежден, что бизнес – это волшебство. Если мы присмотримся ко многим успешным компаниям и их продуктам, то поймем, что нет логических причин покупать у них то, что они продают. Тем не менее люди покупают, и к тому, чтобы это продавать, нельзя было прийти через логику. Только экспериментами.

Никогда недооценивайте мелочи, даже разбогатев, выживайте всегда, даже процветая. Да, можно сокращаться для эффективности, но принцип сохранения кипиша, когда вы продолжаете все время что-то пробовать, должен присутствовать на всех этапах жизни компании. Обычно этот кипиш в больших корпорациях называется словом НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. В современном бизнесе это заменили аббревиатурой R&D. Именно НИОКР создает для компании будущее. Кипиш – его часть.

Управляйте вашим бизнесом и уделяйте ему внимание

Чем дольше работаешь, тем лучше понимаешь, что ничего не работает само по себе. Всем нужно управлять и все нужно контролировать. Многие управленцы не понимают всей глубины слова «управлять» и не занимаются этим в полной мере. Им кажется, что они поставили задачу, ушли, а люди работают. Это не так.

Настоящее управление начинается с того, что многие задачи команде ставите вы. Некоторые этого не делают, считая, что люди должны сами поставить цели. Отчасти это так, но есть целеполагание, которое обеспечивает успех и выживание. Оно является уделом предпринимателя и называется словом «видение». Профессионал иногда способен продолжить путь, но он не всегда видит максимальную итоговую точку назначения. Если бы сотрудники были способны ее разглядеть, то они были бы владельцами бизнеса. А так их глаза боятся, а руки делают.

Проблема планирования многих сотрудников в том, что цель большинства в бизнесе – ничего не делать. Люди не хотят работать. Они хотят денег, но деньги платят на работе, и поэтому они на нее пришли. Если дать возможность ставить себе цели, то, поверьте, они будут не сильно амбициозны.

Настоящее управление – это когда после планирования вы помогаете команде организоваться для выполнения поставленных целей. Это очень важный пункт, потому что мы, предприниматели, склонны практиковать полуменеджмент. У нас есть видение, мы ставим цель и считаем, что теперь всем и так все понятно.

Это неправда. Профессионалы, которые были там, где вы хотите оказаться, это понимают, но проблема в том, что вы не всегда покупаете таких людей к себе в команду. Часто вы отправляете в путь первопроходцев, которые видят, благодаря вам, пункт назначения, но не могут проложить к нему дорогу. Их глаза боятся, а руки не делают, потому что трясутся от неуверенности.

Если вы им не поможете, то получите тот результат, на который вашей команде хватило организаторских способностей. Представьте сколь печальный итог можно получить, если не оказать команде содействия и в постановке цели, и в организации. Управляя таким образом, можно не прийти и к самым скромным показателям.

Настоящее управление – это когда вы, поставив задачу и организовав всех, не уходите, а контролируете процесс. Контроль с точки зрения менеджмента состоит из мониторинга и коррекции. Вы должны постоянно проверять, как работают люди, и корректировать их действия. Это помогает сотрудникам меньше нервничать, потому что им становится спокойнее, когда ими руководят.

Настоящее управление – это когда вы мотивируете людей. Причем не всегда деньгами или перспективами. Иногда речь о добром слове, которое подскажет человеку, что он делает все верно. А иногда, когда кто-то чего-то не делает, морковку можно подвесить не только спереди, но и сзади. Люди должны знать, что если вы увидите, как кто-то саботирует исполнение, то будете ругаться, а то и уволите. Это позволяет всем находиться в тонусе.

Если не применять эти правила, то, поверьте, все будут проверять систему управления на возможность ничего не делать. Неспроста говорят, что менеджмент – это профессиональное принуждение к труду.

Настоящее управление – это развитие, когда вы помогаете людям становиться лучше, если у них что-то не получается в процессе работы. Не все готовы к тому, чтобы пройти тот путь, который вы проложили. Как и не всегда вы можете найти того, кто лучше вашего окружения. Иногда надежность – более ценное качество, чем профессионализм, потому что второе – приобретаемое, а первое – врожденное. В этом случае стоит вложиться в обучение дорогих вам людей.

Ну и конечно, настоящее управление – это прежде всего внимание. Вы должны просто проводить время с командой и говорить с ней о важных вещах. О ценностях, о принципах, о жизни, о нравственности, о морали. Это архиважная задача, потому что если вы не маринуете людей в чем-то общечеловеческом, то вы слишком рискуете. Когда вы ставите им задачу, они уходят на свое рабочее место и остаются наедине с собой. В этот момент вы вынуждены полагаться на их воспитание, а далеко не каждого в детстве научили, что обязательность, честность или даже чистота на рабочем месте – это важно.

Говорить с сотрудниками об общечеловеческом необходимо, потому что эти разговоры создают культуру, которая проявляется, когда за ними не смотрите, когда они остаются одни. Если не проводить этих разговоров, то по мере роста компании вам потребуется все больше контроля, а вы не успеете промониторить все. Глаз может не хватать, поэтому ваши люди должны смотреть на мир вашими глазами. Если проводить разговоры и уделять команде внимание, то вы сможете ей доверять.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: