Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Живи сегодня – и будет жизнь!

Легендарному художнику Алексею Соколову – 70 лет.

Фото: Екатерина Эйрих

14 июня исполняется 70 лет выдающемуся ульяновскому художнику Алексею Соколову. Его картины украшают не только частные коллекции, государственные музеи, но и квартиры обычных горожан. Маэстро живет и работает в Красной Реке, где, по его меткому выражению, «то пишет, то косит», ведет блог в ВК, преподает живопись в формате онлайн и с удовольствием принимает гостей в своей мастерской.

Вместе с художником вспоминаем интересные факты его творческой биографии.

Восемь профессий художника

До поступления на худграф ульяновского педучилища Алесей Соколов освоил восемь профессий – был и бетонщиком, и киномехаником, и трудился в автоматном цехе автозавода. «Я часто заходил в Красный уголок и наблюдал, как работает художник-оформитель. Это было такое удовольствие! Во мне уже тогда все кипело!» – вспоминает Алексей.

Письма Ван Гога

Своим главным учителем Алексей Соколов считает Ван Гога. Во время учебы на художественно-графическом отделении московского пединститута начал читать книгу писем Ван Гога брату Тео – по одному в день. Хватило на шесть лет. Книга стала своеобразным евангелием, программным текстом для художника на всю творческую жизнь.

Рождение «Левого берега»

9 мая 1987 года группа художников устроила для жителей Верхней Террасы праздник живописи, творчества и общения – выставку работ на мольбертах, пленэр для детей. Крутили винил на патефоне, писали с натуры сирень. Так родилось объединение художников «Левый берег», одним из организаторов которого стал Алексей Соколов.

Западное признание

В 1990 году левобережцы Алексей Соколов и Рамиль Идрисов участвуют в выставке «Арт-МИФ-90» в московском ЦДХ. Событие планировалось на две недели, но закончилось уже через четыре дня, потому что все картины были распроданы. Их в основном покупали «челноки» от искусства, которые вывозили полотна на Запад – на продажу.

Экспрессия

Алексей Соколов мог писать по нескольку десятков работ в день. Его экспрессивность, молниеносное исполнение и громадная производительность созвучны стилю андеграундных художников – Виктора Казарина и Анатолия Зверева, во многом повлиявших на его творчество.

Легендарные петухи

«Петухи крикливы, драчливы, слишком горды, но при этом для художника они вестники не столько нового дня и покоя вечера, сколько хранители иных, словно внеземных просторов», – говорит о знаковых персонажах Соколова директор Музея современного искусства Елена Сергеева. 1 января 2005 года все жители России по центральному телевидению увидели сюжет, в котором Алексей Соколов размашисто и экспрессивно, буквально за минуты, пишет петуха – символа того года. На сегодняшний день полотен, изображающих птиц, Соколов написал порядка четырехсот.

Пленэр без картин

Один из самых плодотворных пленэров – Самаркандский. Хотя там он не написал ни одной работы. В творческой поездке 1990-го художник бродил по городу, погружаясь в атмосферу восточных базаров и площадей, навсегда впитывая образы, звуки и запахи. Лишь по возвращении Алексей Соколов создает цикл среднеазиатских картин, последняя работа из которого была написана в 2018 году.

«Дозор»


Дозор. 1500*700. Фонд современного искусства «Левый берег»

– Эта работа пришла в то время, когда случилась страшная трагедия, земная, общечеловеческая, – говорит Алексей Соколов. – Всегда казалось, что украинцы – это русские, и все мы внутри одной страны. У меня половина друзей из Киева, Одессы. Весь мир разделился. Обычно я не смотрю телевизор, но тогда я увидел документальный фильм о войне. Все внутри сжалось и закрутилось – и «Герника» Пабло Пикассо, и «Предчувствие гражданской войны» Сальвадора Дали, и «Капля крови на рукаве» Виктора Цоя, и «Караван», написанный мной после поездки в Самарканд. Там вереница воинов с копьями, едущих на колесницах. Их число бесконечно. Дозор – это те, кто идет впереди войска, самый ответственный легион, в дозорных зашифрованы автопортреты. Название родилось позже, сначала было «Защитники». Я долго писал, но когда закончил, успокоился. Любой человек задается вопросом, почему это происходит, и от этого никуда не уйдешь. Думаю, многие искренние и настоящие художники и скульпторы откликаются на это, потому что, если не напишешь, оно будет мучить.

«Жизнь моя – живопись»

Отсылка к творчеству Константина Коровина, основателя русского импрессионизма, размещена на странице Алексея Соколова в ВК. «Все так, и это неслучайно, – говорит художник. – Как я могу рисовать с натуры так, как есть, когда это бог создал? Покажи свое отношение – как импрессионисты, как постимпрессионисты. Тебе господь дал краски, но если ты хочешь повторять его, это ничем не закончится. Бог сказал мне: «Делай, как ты делаешь – красиво, хорошо. Делай, как бог, но для себя. Делай, чтобы тебе нравилось, чтобы ты себя любил за это. Если будешь делать и любить себя за это, то я с тобой».

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: