Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

От искусства к бизнесу

Впервые термин «креативная экономика» использовал нью-йоркский журнал Businessweek в 2000 году, используя в связке с интеллектуальной деятельностью человека. О том, как развиваются креативные индустрии, – в материале «Делового обозрения».

Фото: freepik.com

Интеллект, искусственный и человеческий

За прошедшие годы значительно увеличилось количество сфер, входящих в пул креативных индустрий. В него вошли разработка игр, программные продукты, продукты виртуальной и дополненной реальности, музыка, искусство, реклама, архитектура, кинематография, анимация, дизайн.

В отчете ООН говорится, что объем креативного сектора мирового рынка с 2002 по 2015 год вырос больше чем в 2 раза – с $208 млрд до $509 млрд. На сегодняшний день креативная индустрия является драйвером экономического роста – капитализация в мире составляет почти $2,3 трлн. Даже во время экономического спада, связанного с глобальным кризисом и пандемией, объем мирового креативного сектора вырос на 14%.

Важнейшая роль здесь отводится создателям контента, и речь не только про людей. Цифровизация, аддитивные технологии, искусственный интеллект помогают в развитии сферы.

Не только развлечение

Рост популярности креативных индустрий легко объясним: минимальные материальные затраты, одновременное появление множества форм бизнеса на стыке с творчеством, как следствие – создание новых рабочих мест и повышенный интерес среди молодежи. Отличает такие бизнесы необходимость работы в двух областях: в бизнес-сфере (нужно следовать законам рынка) и социокультурном поле (работа с аудиторией и отслеживание трендов).

Большая часть креативных видов бизнеса начинается с личных тем и интересов будущего предпринимателя. Стоит отметить, что креативный сектор работает не только на производство развлекательного контента. Часть технологий дополненной и виртуальной реальности используется в медицине при проведении высокотехнологичной диагностики, позволяет сократить длительный процесс реабилитации после хирургических вмешательств.

По данным Influencer Marketing Hub, с октября 2020 года в стартапы креативной экономики было инвестировано $800 млн. Краудфандинговая площадка Patreon получила $155 млн от фондов Tiger Global, Woodline Partners, Wellington Management. Компания утроила свою капитализацию, достигнув отметки в $4 млрд. Китайская корпорация, которой принадлежит соцсеть TikTok, увеличила выручку на 70%, до $58 млрд за 2021 год.

А что у нас?

В России очевидный подъем переживают киноиндустрия, IT-сфера (мобильные приложения), разработка компьютерных игр. В условиях санкционных ограничений эти виды продукции пользуются особым спросом. Так, меньше, чем за полгода продаж игра от российских разработчиков Atomic Heart заработала 120 млрд рублей. Выручка онлайн-кинотеатров от продажи контента собственного производства достигла 5,1 млрд рублей. Всего выручка видеосервисов достигла 63,3 млрд руб., рост рынка оценивается в 17%.

В нашей стране в творческих профессиях занято 3,5 млн человек, 2,7 млн человек работают в креативных индустриях. Главный центр притяжения – Москва с долей в 24,5%, то есть в столице трудится каждый четвертый занятый в креативном секторе в РФ. Следом идут Санкт-Петербург (7,3%) и Московская область (5%). В последний год стала наблюдаться тенденция «растекания» креативщиков по регионам России.

Ульяновск – родина креатива

В 2021 году Ульяновская область вошла в топ-5 креативных регионов России вместе с Московской и Нижегородской областями, ХМАО и Республикой Саха.

На креативные индустрии приходится 9% от всех организаций и 3% от всей численности работающих жителей региона. Приближенная оценка вклада креативных индустрий в ВРП Ульяновской области – 3%. В топе по суммарной выручке в секторе креативных индустрий: научные исследования и разработки, программное обеспечение, производство мебели и дизайн.

Основными участниками кластера творческих индустрий в Ульяновской области являются не только творческие бизнесы, но и областные и муниципальные учреждения культуры, профессиональные творческие сообщества, а также учреждения профессионального и бизнес-образования. Благодаря тесному взаимодействию представителей бизнеса, инвесторов, органов власти и фондов появляются новые интересные проекты и площадки – для взаимодействия с широкой аудиторией и популяризации творческих направлений бизнеса. В мае 2023 года в Сенгилеевском, Цильнинском, Павловском, Старомайнском и Чердаклинском районах появились новые креативные пространства для креаторов и активной молодежи под эгидой проекта «Расширение сети молодежных креативных пространств "Третье место"».

Сейчас Ульяновск принимает активное участие в федеральном проекте WONDERUSSIA. Цель проекта – выявление, описание и визуализация в формате онлайн-витрины локальных продуктов творчества, медиа, искусства российского производства. На сайте представлено 100 локальных товаров и продуктов от индустрии моды и ремесел Ульяновской области.

Получают ульяновские предприниматели и поддержку от Президентского фонда культурных инициатив. За два года сотрудничества с фондом поддержку получили 66 ульяновских проектов на общую сумму в размере 74 миллиона рублей. На территории области открываются новые творческие мастерские, проектные лаборатории, проводятся музыкальные, театральные и кинофестивали. Из наиболее ярких событий в сфере креативных индустрий: фестиваль стрит-арта CTRL+C/CTRL+V, ArtFest, проект «Кивать в стиле ЭТНО», создание «Дома инженеров» и «Дома молодых», международный фестиваль имени Валентины Леонтьевой «От всей души», выставка «Всю жизнь играем в куклы», фестиваль «Бульвар», фестиваль «Баржа».

Алена Обольская, основатель и дизайнер бренда женской одежды «Пион»

– Рынок одежды и в целом легкой промышленности живет своей жизнью и сам диктует правила. Современный бренд – это сообщество по интересам и видению.

Мы, деятели fashion-индустрии, раньше всех узнаем о трендах, перерабатываем их под себя и свою аудиторию и выпускаем продукт под собственной маркой, идеей и философией. Вообще люблю fashion за возможность сочетать творчество с бизнесом. В современном мире считаю важным для предпринимателя находиться в актуальной повестке и не игнорировать глобальные тренды – пандемия, ИИ, мировая экологическая повестка и бренды «с человеческим лицом».

Создать просто продукт стало недостаточно, людям нужна идеология и отражение собственного «я» в конечном изделии.

Владимир Маенков, владелец гончарной мастерской «Чародеи»

– Гончарная школа – идея сама по себе новаторская и креативная для нашего города. Хотя, казалось бы, древнейшее искусство человеческой цивилизации. Наша история с гончарным кругом почти случайная. Путешествуя по Болгарам, мы с женой наткнулись на небольшую гончарную мастерскую, в ней стоял круг и небольшая печка. Мастер уже собирался уходить, но сделал для нас исключение. Вот из этого исключения и зародилась идея создания душевного, атмосферного места, где каждый может стать творцом.

Наше кредо в жизни (и в деле) – это утонченные детали во всем. В оформлении студии, ремонте, в проведении мастер-классов, в общении с учениками. Например, в нашей школе хочется разглядывать чудесную керамику и элементы интерьера, внимать историям мастеров и возвращаться вновь. В данный период времени важно быть отзывчивыми и чуткими к потребностям учеников, если речь идет о школе, создавать для них безопасное пространство для ментального отдыха и творчества. Креативность не знаменует однозначный успех, но и игнорировать ее тоже не стоит. Важен баланс.

Наталья Романова, дизайнер авторских украшений и основатель бренда А.Sole

– Однажды я купила брендовое платье, очень красивое и дорогое, но испортила затяжкой. Расставаться с платьем не хотелось, я стала думать, как можно исправить ситуацию. В то время в Ульяновске еще не было интересных украшений, предложения из социальных сетей мне не приглянулись. Но вот на просторах интернета наткнулась на брошь из кристаллов Сваровски и решила сделать украшение своими руками. Я вдохновилась процессом и стала понемногу изучать ассортимент Сваровски, сочетание материалов.

На мой взгляд, в наше время в дизайне украшений очень важно уловить настроение людей. Сегодня в тренде многофункциональность, когда одну вещь можно использовать различным образом, в дизайне стали популярны темы аутентичности, патриотизма, национальной культуры. Тема самобытности плюс текущие тренды могут составить хорошую коллаборацию. Если тезисно: многофункциональность, код аутентичности (самобытность), натуральные качественные материалы (экологичность), природные цвета, естественность в любом проявлении – вот эти тренды будут актуальны в ближайшие годы.

Никита и Анна Абрамовы, семейная мастерская по созданию эксклюзивных изделий из массива дерева и эпоксидной смолы NIK&ANN

– Толчок к созданию собственного бренда дал период пандемии. Чтобы не сидеть дома просто так, муж решил осуществить свою давнюю мечту и создать обеденный стол-реку из массива дерева и эпоксидной смолы. Сейчас у нас большой и уникальный ассортимент изделий – от разделочных досок до обеденных столов.
В связи с высокой конкуренцией и переизбытком товаров на рынке людям становятся неинтересны обычные и стандартные вещи. Поэтому оригинальность – это один из основополагающих факторов продвижения своей продукции на безграничном рынке товаров.

Екатерина Ишмукова, авторская мастерская ArtKattyBags

– Около 10 лет назад по просьбе подруги зашить подкладку в ее сумке я была удивлена «внутренним» миром сумочки. Рассмотрев все швы и прочие нюансы, решила самостоятельно повторить модель. Результат порадовал не только меня, но и мое окружение. Так начался мой путь в изучении этой сферы деятельности – от интереса и хобби к большому бизнесу и коллаборации с мультибрендовыми бутиками. Изучаю недели моды, магазины, интернет – беру оттуда формы, цвета изделий, привношу авторские фишки. В 2022-2023 гг. в моду вошла вышивка на сумках, объемные цветы и интересные формы моделей, так что взяли тренд на вооружение.

Часто приходится работать с индивидуальными заказами – люди устали от массовости и стремятся получить что-то личное, свое, уходят от масс-маркета. Наверное, в этом вся суть современных тенденций, когда на основе собственного вкуса и общения с клиентом подбираешь модель, материалы, цвета, фурнитуру, отшиваешь изделие. Клиентоориентированность важна, но важна и изюминка. Без идеи сейчас никуда, в обществе наблюдается спрос на арт-объект, даже если он заключен в сумке или ключнице

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: