€ 103,38
$ 92,58
¥ 13,04
Жизненный цикл сотрудника
Фото: pressfoto, freepik.com
Жизненный цикл сотрудника – это непрерывный процесс, охватывающий все этапы трудовой деятельности человека от момента принятия на работу до завершения его карьеры в организации. Этот цикл включает в себя множество аспектов, влияющих как на самого сотрудника, так и на компанию в целом. От успешной интеграции новичка и его профессионального роста до важных вопросов увольнения или перехода к новой должности – каждый этап имеет свои особенности и требует осмысленного подхода.
Игорь Бутаков, президент Ассоциации развития рынка кредитной кооперации:
Жизненный цикл сотрудника в компании состоит из 11 этапов.
- Работа над привлекательностью компании
Данный этап особенно важен, поскольку он в первую очередь создает привлекательность HR-бренда для соискателя. Работа над этим необходима каждой компании. Прежде чем сотрудник познакомится с ней лично, у него должна быть возможность получить объективную информацию из открытых источников.
- Поиск сотрудников и первый контакт
Рекрутинг в компании имеет ключевое значение, и первый контакт уже способен произвести качественное впечатление на кандидата. Этика делового общения и качество разговора, а также соблюдение тайминга и договоренностей способны сильно повысить имидж работодателя в глазах потенциального сотрудника.
- Отбор и найм
Все собеседования должны проходить в комфортной обстановке с соблюдением стандартов делового общения. То впечатление, которое HR и руководитель произведут на собеседовании, позволит кандидату сформировать для себя качественное понимание о компании и определиться с выбором.
- Адаптация
Процесс привыкания сотрудника к работе в компании должен начинаться с welcome-тренинга, на котором человек получает первичную информацию о достоинствах компании и полный перечень инструкций. Дальнейший процесс будет проходить с поэтапным вовлечением сотрудника во все внутренние процессы организации. Этот период может занимать до 3-х месяцев.
- Вовлечение
Все процессы компании должны преподноситься в позитивном ключе для достижения хороших результатов. Идеальным вариантом вовлечения сотрудника в процессе может встать внедрение наставничества или системы Buddy. Важным моментом будет постепенное приобщение к ценностям компании и регулярное ассоциирование действий сотрудника с ними.
- Развитие
Для постоянного роста компетенций сотрудника компания может проводить тренинги и семинары, отправлять на дополнительные обучения или выставки. Необходимо устраивать обмен опытом и мозговые штурмы среди коллег, чтобы каждый работник мог забрать и применить ту информацию, которой он ранее не пользовался. «Знания невозможно дать, их можно только взять». Сотрудник очень редко способен признать, что не знал чего-либо, а забрать информацию на общем мероприятии сможет, сохранив свое лицо.
- Удержание
Удерживать сотрудников следует двумя способами: материальным и нематериальным.
К материальному относятся заработная плата и премия, которые можно повышать или выписывать дополнительно.
Нематериальным могут стать любого рода поощрения, подарки, грамоты, публичные признания. Дополнительным мотиватором является карьерный рост или передача части полномочий для развития навыков.
- Признание
Ситуация при которой сотруднику уже не надо ничего доказывать. Все вокруг знают о его возможностях и намерениях. На этом этапе очень важно не допустить выгорания. Но если оно произошло, можно вернуться на этап адаптации, правильно мотивировать сотрудника, дать ему дополнительным функционал и тем самым сохранить человека на следующий цикл.
- Оффбординг (подготовка к увольнению)
Подготовка к увольнению должна проходить с минимальным ущербом для остального коллектива. Необходимо сократить количество возможных контактов, которые способны вызвать негативные эмоции у коллектива. С работником следует провести Post-интервью и сформировать позитивный образ его в компании и компании в нем.
- Увольнение
Процесс увольнения должен быть автоматизированным, показывать сотруднику максимальную вовлеченность в качество его дальнейшей карьеры. Принцип: «каждый человек – звездочка, и светить он должен на своем месте». Следует пожелать сотруднику счастливого пути и предоставить рекомендации для будущего работодателя, а также в очередной раз подчеркнуть его статус добросовестного коллеги.
- Работа с бывшими сотрудниками
Это один из самых важных этапов, поскольку он формирует дальнейший облик компании на рынке и способен работать как сарафанное радио. Довольный клиент приведет еще троих, а недовольный может увести дюжину. Это касается и сотрудников, и никогда не стоит об этом забывать.
Евгений Кеменев, управляющий директор «Игротрейд»:
Жизненный цикл - это пребывание сотрудника в своей должности, которое сопровождается горизонтальным или вертикальным ростом, ростом его дохода, успехом в работе.
Из чего состоит:
1. Начало работы. Вход в компанию, адаптация, первые шаги. Первые успехи и неудачи. Первая обратная связь.
2. Понимание того, «что такое хорошо и что такое плохо». Осознание принципов, необходимых для результативной работы, источников успеха других сотрудников.
3. Развитие. Анализ обратной связи и переосмысление своих взглядов на работу.
4. Кризис. Появление у сотрудника ощущения, что он всего добился или, наоборот, что у него ничего не получается. Работа с руководителем и HR-ом. Итог: уход из компании или качественный рост (должность, новые задачи, проекты, обучение).
5. Развитие. Если сотрудник остался, то происходит развитие с учетом новых вводных (должность, задачи, доход, проекты, обучение).
6. Кризис. Аналогично с первым. Как правило, на этот раз он связан с доходом, желанием карьерного роста, стремлением что-то изменить (без должных ресурсов). При этом у человека уже есть реальный опыт и доказанная результативность. Это уже более зрелый кризис.
7. Если сотрудник остался, то карьерный рост и рост дохода. Новый статус. Новые полномочия. Новая ответственность.
8. Развитие с учетом новых вводных.
9. Новый кризис. С каждым разом он будет становиться все более глубоким и фундаментальным.
Дальнейшее пребывание человека в компании зависит от:
1. Частоты наступления кризиса, его проявления и влияния на атмосферу, карьерные результаты и других сотрудников.
2. Эффективности самого сотрудника и его отдела.
3. Соблюдения паритета интересов сотрудника и работодателя.
Что делает жизненный цикл сотрудника наиболее эффективным?
1. Быстрая и удачная адаптация;
2. Опытный наставник;
3. Адекватный руководитель;
4. Прозрачная и понятная система оценки результатов работы сотрудника и отдела, в котором он работает;
5. Благоприятная рабочая среда и атмосфера в коллективе;
6. Понятная и прозрачная формула дохода;
7. Прозрачная ситуация с возможностью горизонтального или вертикального роста;
8. Соблюдение баланса интересов работника и компании.