Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Когда болит душа

В канун Всемирного Дня психического здоровья главный редактор «ДО» встретилась с главным врачом ГКУЗ «УОКПБ им. В.А. Копосова» Ольгой Гаврилиной. В этом году старейшему медицинскому учреждению региона - областной клинической психиатрической больнице исполнилось 125 лет!

Фото: freepik.com

Ольга Гаврилина

Главный врач ОМК ГКУЗ УОКПБ им.В.А.Копосова

- Ольга Владимировна, сколько лет вы работаете в психиатрии?

- С 2001 года, практику начала в Детской больнице восстановительного лечения № 2, работала с детьми и подросткам. Теперь принимаю пациентов всех возрастов.

Мне всегда было интересно познавать глубинные механизмы возникновения болезней: в основе многих соматических заболеваний, таких, как инфаркт миокарда, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и др., изначально лежат проблемы психического здоровья.

- То есть в шутке «все болезни от нервов» есть доля правды?

- Пожалуй. А если серьезно, то в психиатрии особенно важно вовремя и правильно оказать помощь. В нашей сфере врач должен посвятить пациенту достаточно много времени, чтобы вообще понять, что с ним происходит, определиться с верным направлением в лечении, а после и с сопровождением.

Вообще, в последнее время делается особый упор именно на реабилитацию и адаптацию душевнобольных, это одно из позитивных изменений в нашей сфере.

- А еще какие изменения произошли в российской психиатрии за последние годы?

- Их много. Так, серьезно возрос арсенал медикаментозных средств для лечения пациентов, за последнее время появилось много новых препаратов, в том числе пролонгированного действия, которые избавляют от необходимости принимать лекарство каждый день, это удобно.

Появилось много новых методик, например, в области психотерапии. Задача психотерапевта, медицинского психолога – понять, какой именно метод подходит конкретному человеку. К сожалению, число людей, страдающих депрессивными, тревожными расстройствами, возросло. Но и спектр инструментов по лечению депрессии и тревоги сегодня очень большой.

Главное же изменение, на мой взгляд, состоит в том, что подход к лицам, страдающим психическими расстройствами и расстройствами поведения, в целом меняется - и в лучшую сторону, окружающие более гуманны и терпимы к ним.

- Не секрет, что отголоски «карательной психиатрии» из советского прошлого до сих пор наводят страх на иных граждан.

- Мы уходим от такого «имиджа», и колоссальные изменения, которые произошли в российском законодательстве в последнее время, этому способствуют. Сегодня права граждан защищены, и уровень контроля над нашей деятельностью стал гораздо серьезнее. Это не дает развиваться злоупотреблениям, которые когда-то имели место быть.

Но проблема в том, что в глазах населения и профессия психиатра, и его пациенты по-прежнему стигматизированы. Из-за такого «особого» отношения люди порой боятся просто прийти на осмотр – мол, поставят на учет пресловутый. Хотя мы всегда подчеркиваем, что на приеме у психиатра вас никто во время первой консультации на учет не поставит, врач побеседует и обсудит с вами проблемы.

И в последнее время граждане, особенно следящие за своим здоровьем, стали чаще обращаться к врачам: психиатрам, психотерапевтам, медицинским психологам.

Еще лет 10 назад трудно было представить ситуацию, чтобы молодой человек или подросток сам обратился к психиатру, а сейчас это обычное дело.

- А с какими проблемами к вам обращаются миллениалы?

- Чаще всего, это проблемы связанные с самоидентификацией, когда у подростков появляется растерянность, тревожность, они не знают, чего хотят в этой жизни, в какую сторону им двигаться. Очень много вопросов по взаимоотношениям – межличностным, в семье. Распространенная ситуация, когда родители давят на своего ребенка, чрезмерно контролируют - ты должен то, должен это, - и тот не может сформироваться как личность, принять ответственность за себя и за свои поступки из-за такого тотального контроля.

Что касается межличностных отношений в группе, то такие явления, как буллинг, троллинг, на самом деле имеют место быть, даже в младшей школе. Отсюда - проблемы пищевого поведения, девиации, склонность к ауто или внешней агрессии. Раньше, например, анорексия - булимия была больше проблемой девочек, сейчас встречается и у мальчиков тоже.

На самом деле спектр проблем огромный, и подростку часто нужно просто поговорить с человеком, который мог бы выслушать, посочувствовать, что-то посоветовать.

Кстати, в последнее время наблюдается акцент на раннее выявление психических расстройств у детей, в том числе аутизма: к сожалению, таких деток стало больше, и это общемировая проблема. Раньше это заболевание выявляли в среднем в 5-7 лет, что очень поздно. Сейчас тяжелые формы аутизма мы можем увидеть уже в полтора года. Чем раньше ставится этот диагноз, тем раньше можно будет работать с таким ребенком, соответственно лучше окажутся его прогнозы по адаптации в социальной сфере и т.д.

- О полном излечении душевной болезни говорить не приходится?

- К сожалению, при ряде заболеваний мы можем говорить только о ремиссии, и, конечно, наша задача – добиться, чтобы ремиссия была полноценной и длительной. И, главное, качество жизни пациентов должно быть хорошим.

- …и окружающих!

- Конечно! Психические заболевания и расстройства поведения не просто так и называются социально-значимыми: они затрагивают не только пациента, но и окружающих его людей.

- В лечебные учреждения страны ежегодно за психиатрической помощью обращаются более 7,5 миллионов человек (более 5% населения). По оценке экспертов, в психиатрической помощи нуждается около 14% населения России. А как в целом вы оцениваете душевное здоровье ульяновцев?

- В сравнении с другими регионами, оцениваю больше со знаком плюс: проводя анализ за много лет, мы видим, что у нас нет какого-то взрывного роста больных с тяжелыми психическими заболеваниями. Некоторый рост происходит за счет психических расстройств непсихотического уровня. Люди стали больше обращаться за помощью именно с пограничными психическими заболеваниями.

Возросло количество тревожных, депрессивных расстройств, неврозов и др. Свою лепту в рост числа панических расстройств, т.н. панические атаки, внесла новая коронавирусная инфекция.

Также возросло количество заболеваний, связанных с пожилым возрастом, -болезнь Альцгеймера, деменция. Что объяснимо: во многих странах, в том числе, в России, увеличивается продолжительность жизни, лиц «серебряного» возраста стало больше, а соответственно и заболеваний связанных с возрастом.

В Ульяновской области в 2022 году зарегистрировано 33499 случаев психических расстройств. Показатель первичной заболеваемости – 120,7 (на 100 тыс. населения), впервые выявлено 1453 заболевания в 2022 году.

Количество зарегистрированных с расстройствами аутистического спектра:

в 2020 году — 387 чел.

в 2021 году — 455 чел.

в 2022 году — 479 чел.

Радует, что осознанность населения по вопросам психического здоровья растет, хотя мы и отстаем в этом плане от мегаполисов: обращаемость ульяновцев к врачам-психиатрам все-таки ниже, чем в тех же столичных регионах.

Так что нам нужно еще работать в этом направлении, повышать уровень информированности населения, чтобы люди не решали свои проблемы, например, приемом алкоголя или других психоактивных веществ. Мы же понимаем, что все эти зависимости возникают от психических проблем.

- Непростая тема – добровольный уход из жизни. С этим у нас как?

- Ульяновская область входит в т.н. «зеленую зону», есть регионы, где ситуация обстоит хуже. Однако, каждый суицид, особенно детский, подростковый – трагедия, которая всегда вызывает общественный резонанс.

И меня, как специалиста, больше настораживает тот факт, что, к сожалению, чаще стала наблюдаться тенденция суицидального поведения, когда молодые люди, подростки наносят себе повреждения, например, с целью «напугать», родственников, знакомых. Иногда такое шантажное поведение заканчивается трагически.

- Какие еще симптомы должны показаться тревожными? Когда становится понятно, что без помощи психиатра не обойтись?

- Если человек пришел к психологу с любой проблемой, даже бытовой, то, в принципе, грамотный специалист, увидев какие-то болезненные симптомы, сам поймет, в чем дело и честно скажет: вы знаете, нужна еще помощь доктора, мы с вами самостоятельно не справимся.

И еще у нас, психиатров, есть критерий, характерный для многих патологических состояний, когда какой-то симптом, допустим, расстройство сна, плохое настроение, снижение работоспособности, активности, потеря интереса к своим хобби и т.д. – у человека наблюдается больше двух недель, то это все-таки повод обратиться к специалисту. Или, например, у человека возникают навязчивости, он чувствует страх, тревогу...

- Вопрос от моих подписчиков. Как распознать в своем окружении душевнобольного: мол, такие лица совершают преступления, а жертвами становятся их близкие или знакомые.

- Сразу скажу, что опасность наших пациентов сильно преувеличена, если, конечно, не брать во внимание «острые» формы. Риск нарваться на улице на «здорового» преступника куда выше.

Наших пациентов бояться не нужно, а уж если относиться к ним с добром, то это находит у них благодарный отклик даже больше, чем у «обычных» людей.

Кстати, издавна в России, в отличие от других стран, к блаженным и убогим относились, в общем-то, по-доброму. Это потом уже появилось стремление их изолировать от других. Но сейчас общество старается максимально повернуться к людям с особенностями, в том числе и с проблемами ментального здоровья. И это радует.

- Но если все-таки поведение человека настораживает?...

- Да, бывает такое, что проживает одинокий человек с явными психическими расстройствами, соседи начинают замечать странности в его поведении и обращаются к нам в больницу. Случается, что такому пациенту мы помогаем не только в диагностическом и лечебном планах, но и оказываем юридическую, социальную поддержку. Бывает, что у человека обострение, и тогда при показаниях его могут госпитализировать.

Но, к сожалению, чаще сталкиваемся с необоснованными обращениями граждан. Вот, мол, этот человек опасен. Начинаешь выяснять, в чем опасность, - ну, вот не так посмотрел или что-то выкрикнул….

- Существует много противоречивых теорий, откуда вообще берется психическая болезнь….

- Хотя тайна человеческой психики да конца не изучена, большие шаги в ее изучении сделаны. Известно, что основная группа затяжных тяжелых психических заболеваний - это эндогенные расстройства, и речь здесь идет о генетическом факторе, наследственности, когда какие-то «поломки» в генах вызывают изменения на биохимическом уровне, что приводит к психическому дисбалансу.

Есть большая группа т.н. органических расстройств, вплоть до тяжелых, таких, как органическое бредовое расстройство, когнитивное расстройство, когда снижается интеллект, - их могут вызывать такие факторы, как черепно-мозговая травма, энцефалопатии. Ну, и собственно все сосудистые проблемы - атеросклероз сосудов головного мозга, выраженная артериальная гипертензия и пр. – тоже запускают изменения психики, например, сосудистые деменции, когда человек постепенно «деградирует».

Триггером может служить и стресс. Хотя в норме стресс, в общем-то, нормальный защитный механизм, который повышает адаптацию человека в среде. Но вот случается психотравмирующая ситуация, например, какой-то конфликт и человеческая психика не справляется…

- В деловой среде нередки такие ситуации. Предприниматели тоже страдают ментальными расстройствами?

- Да, конечно. Вот случай из практики. Предприниматель Н. сильно завидовал своему знакомому, - тот тоже занимался бизнесом, причем, в другой сфере. Н. постоянно думал о том, что «проигрывает» в этом негласном соревновании, что его знакомый – успешнее, богаче. Бедняга так испереживался, что перестал нормально спать, похудел, в семье начались проблемы… Но, к счастью, вовремя спохватился и нашел в себе силы обратиться к специалисту.

Другого предпринимателя К. обманул партнер по бизнесу, состоялся суд, однако свои деньги К. так и не вернул: бывший его товарищ – разорен, взять с него нечего. Тут бы К. отпустить ситуацию, но его начали терзать навязчивые мысли о потерянных деньгах, хотя сам – не беден. И только помощь психиатра не дала бизнесмену окончательно скатиться в безумие.

Третьего фигуранта к нам привела жена: после пандемии ковида предприниматель стал одержим мыслями о том, что может потерять бизнес, деньги, стал патологически скупым, дрожал над каждой копейкой…

- А какие мифы о психиатрии вы слышали?

- О первом я уже говорила: мол, психиатр - это очень страшный врач, который тебя сразу поставит на учет, и это может осложнить жизнь. Конечно, это неправда. Второй, тоже очень распространенный миф, с которым мне самой приходится часто бороться: врач-психиатр – это некий шаман, обладающий чуть ли не магическими способностями, который что-то такое сделает, и сразу все будет хорошо.

Хочу сказать, что очень многое зависит от самого пациента, от доверия к врачу, настроя, желания что-то в себе поменять, особенно, это касается расстройств личности, людям с «плохим» характером. Как правило, таким гражданам очень сложно жить, они часто конфликтуют или, наоборот, слишком становятся замкнутыми, тревожными, они не удерживаются на работе, не могут выстраивать отношения с противоположным полом и т.д.

Да, препараты в какой-то степени могут помочь, но они не решают всех проблем. Кстати, это еще один из мифов, когда приходят и говорят: дайте мне таблетку, чтобы я стал спокойным, чтобы сон нормализовался, в семье стало все хорошо.

Или часто бывает, что приводят ребенка, у которого проблемы в школе: вертится, отвлекается, не слушает учителя. «Дайте нам таблетки, которые сделают его внимательным и послушным!» Приходится долго объяснять родителям, что не существует препаратов, способных изменить стереотипы поведения, которые сформировались еще внутриутробно, а потом развивались в условиях семьи, детского сада и т.д. Врач-психиатр - не Бог, который может легким жестом полностью решить ваши проблемы!

- У УОКПБ им. В.А. Копосова в этом году - юбилей. Большинство ульяновцев родом из советских времен знают о ней, как о «Карамзинке». Поделитесь интересными фактами о вашей больнице!

- Наша больница - одна из старейших в городе, и за все 125 лет она никогда не меняла своего профиля, что большая редкость. Историей создания психиатрической службы в Симбирской губернии можно считать решение Владимира Николаевича Карамзина (сына российского историографа Николая Михайловича Карамзина) сделать дар Симбирскому земству в размере 125 тыс. рублей с целью построить в память об отце какое-либо богоугодное заведение.

Для этой цели было выбрано место на берегу Волги с хорошим микроклиматом. В июле 1898-го состоялось торжественное открытие Карамзинской колонии для душевнобольных на 400 мест, первым директором и главным врачом колонии назначили Василия Александровича Копосова (чье имя сейчас носит наша больница), который всю свою жизнь посвятил больнице, ее процветанию. Именно он заложил здесь главный, в том время революционный принцип, – отсутствие стеснения пациентов (никаких смирительных рубашек!), посильное привлечение к труду. На территории колонии были разбиты фруктовые сады, построены коровники, свинарники, больница сама себя обеспечивала всем необходимым.

Для пациентов колонии и персонала проводились литературные вечера, концерты, спектакли, то есть колония жила своей полноценной жизнью.

И, конечно, мы стараемся максимально поддерживать традиции В.А. Копосова, - сохранение гуманного отношения к пациентам, привлечение к трудотерапии, к творчеству - по мере их возможности.

Стационар УОКПБ им. В.А. Копосова рассчитан на 1135 коек (обычно заполнен на 95%). Амбулаторное отделение рассчитано на 150 посещений в день.

- В Алексеевской больнице в Москве (известной по песне Высоцкого, как «Канатчикова дача») создано отделение для молодых пациентов, впервые попавших в психиатрическую лечебницу. А в Ульяновске есть?

- Да, есть. В этом году вступил в силу новый порядок оказания психиатрической помощи, который регламентирует структурные подразделения лечебного учреждения. И в нашей больнице в июле этого года открылось отделение первого психотического эпизода. Туда попадают пациенты с острым психозом, первичные, к которым нужен особый подход. И при правильном лечении мы часто добиваемся очень хорошей ремиссии, более того, многие пациенты больше никогда не возвращаются к болезненному состоянию, живут обычной жизнью.

- Чтобы меньше болеть простудами, рекомендуют закаливаться и принимать витамины. Здоровье желудка зависит от питания. А как сохранить рассудок в этом безумном мире?

- По определению ВОЗ, здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Мы знаем, что нужно по утрам умываться, чистить зубы, правильно питаться и т.д., но почему-то совершенно не следим за «гигиеной» своих эмоций - что чувствуем, мыслей, поведения. Помним о физическом здоровье, но забываем о ментальном.

Конечно, все те рекомендации, призванные вести здоровый образ жизни, применимы и для сохранения психического здоровья. И все-таки нужно обязательно обращать внимание на эмоциональную сферу своей жизни.

Элементарно, с каким настроением вы встали с утра, улыбнулись себе в зеркало, в течение дня похвалили себя за что-то, наметили для себя какое-то занятие, которое принесет удовольствие, сказали приятные слова коллегам, позитивно пообщались со своими близкими людьми… Вот от всего этого и зависит психологическое благополучие и комфорт - не только ваше, но и окружающих вас людей. Помните об этом!

Фото: ОМК ГКУЗ УОКПБ им.В.А.Копосова

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: