€ 106,08
$ 100,68
¥ 13,88
Этикет успеха
Фото: rawpixel.com
Деловой этикет оказывает значительное влияние на компанию, воздействуя на профессиональную репутацию, отношения с клиентами, партнерами и коллегами, а также на общую эффективность команды и организации. Соблюдение делового этикета способствует созданию профессионального и благоприятного бизнес-окружения, что, в свою очередь, может повысить эффективность работы и проложить дорогу к успеху в карьере.
Ирина Лозянова, сертифицированный тренер по бизнес-этикету, член Союза пиарщиков России:
- Жизнь современного человека с каждым годом все больше ускоряется. Привычка проводить много времени с безымянным гаджетом приводит к тому, что мы забываем представляться, здороваться, пишем безликие письма, сокращаем вежливые слова до «пж» и «спс». Теряется самый важный человеческий навык – коммуникативный. А ведь умение общаться, быть приятным собеседником и вызывать симпатию у людей – это то, что сильно облегчает жизнь, личную и, особенно, профессиональную, сокращает путь к успеху и поддерживает имидж компании на высоком уровне. Хотите простой способ производить нужное впечатление и увеличивать доходы? Изучайте бизнес-этикет как инструмент бесплатного маркетинга.
Еще Глеб Жеглов из легендарного произведения «Место встречи изменить нельзя» говорил о главных правилах общения – улыбаться и проявлять искренний интерес к людям. Добавьте сюда уважение и здравый смысл, и из этого сложатся базовые принципы этикета – того самого якоря, который дает стабильность и при этом дарит свободу. Лучше знать правила и иногда не следовать им, чем чувствовать себя дискомфортно, пребывая в незнании.
Уважение по принципу
Деловой этикет представляет собой систему правил и норм поведения, которые приняты в деловой среде и направлены на установление профессиональных отношений, поддержание хорошего имиджа компании и уважительного отношения к коллегам, партнерам и клиентам. Он охватывает бизнес-коммуникации, поведение на рабочем месте, ведение переговоров и другие аспекты деловой жизни.
В основе делового этикета лежит принцип вежливости и уважения. Но и другие детали, такие как профессионализм, дресс-код, умение правильно распределять время (тайм-менеджмент) и конфиденциальность тоже очень важны.
Эллина Чахкиева, эксперт в области делового и светского этикета, спикер образовательного проекта «Женщина-предприниматель»:
- Влияние делового этикета на имидж компании можно резюмировать следующим образом:
Соблюдение надлежащего этикета демонстрирует профессионализм, который повышает имидж компании. Он вселяет уверенность и доверие клиентам, партнерам и заинтересованным сторонам, демонстрируя приверженность высоким стандартам.
Деловой этикет способствует уважительному и позитивному взаимодействию между сотрудниками, клиентами и другими людьми. Это способствует созданию гармоничной рабочей среды и укрепляет репутацию компании как этичной организации.
Соответствующий деловой этикет помогает облегчить эффективное общение. Четкое и уважительное общение приводит к лучшему взаимопониманию, улучшению командной работы и отношений с клиентами и партнерами, тем самым положительно влияя на имидж компании.
Деловой этикет учитывает культурные различия и нормы. Проявление культурной чувствительности во взаимодействии демонстрирует уважение и инклюзивность, что позволяет компании строить прочные отношения и расширять свое глобальное присутствие.
Соблюдение надлежащего этикета при взаимодействии с клиентами подчеркивает подход, ориентированный на клиента. Это повышает удовлетворенность потребителей, их лояльность и положительные отзывы, которые являются ценным активом для формирования имиджа компании.
Компании, известные своей приверженностью деловому этикету, часто имеют конкурентное преимущество. Их профессиональный и уважительный подход привлекает лучших специалистов, партнеров и клиентов, выделяя их среди конкурентов.
При коммуникации с конкурентами и партнерами деловой этикет имеет некоторые различия:
Коммуникация с конкурентами
- Важно соблюдать профессионализм и избегать недобросовестной конкуренции, такой как клевета, угрозы или незаконные действия.
- Необходимо быть осторожным с обменом конфиденциальной информации и избегать разглашения важных бизнес-секретов.
- Взаимодействие должно быть предельно вежливым и уважительным, даже если есть разногласия или конкурирующие интересы.
Коммуникация с партнерами
- Важно проявлять доверие, открытость и готовность к сотрудничеству для достижения общих целей.
- Необходимо соблюдать конфиденциальность информации и уважать коммерческие интересы партнера.
- Взаимодействие должно быть основано на взаимном уважении и видении долгосрочных взаимовыгодных отношений. При общении с конкурентами акцент делается на соблюдении правил здоровой конкуренции и недопущении недобросовестных практик, в то время как при коммуникации с партнерами уделяется больше внимания сотрудничеству, доверию и взаимной поддержке.
Вежливость онлайн
Деловой этикет – это как один из аспектов визитной карточки компании. От того, как ведет себя персонал компании, начиная от руководства и заканчивая рядовыми сотрудниками, можно судить об ее успешности, надежности, клиентоориентированности.
Особенно правила делового этикета надлежит соблюдать в условиях, когда практически весь бизнес стал присутствовать в онлайн-пространстве.
Ольга Кириллова, заместитель генерального директора КППС:
- На «живых» переговорах, встречах, бранчах и совещаниях субординацию соблюдать легко. В онлайн-пространстве зачастую бывает просто непонятно, с кем ведется переписка. Клиентам в таких условиях приходится прислушиваться к собственным ощущениям – комфортно ли иметь дело с представителями данной компании или нет.
В онлайн-общении с потенциальными клиентами и с уже действующими клиентами стоит соблюдать базовые правила этикета:
- представляться, указывать должность, максимально персонифицировать себя как представителя компании;
- не допускать сленга в общении, вести переписку вежливо и тактично;
- отвечать максимально быстро, либо сразу информировать собеседника о рабочем времени и ожидаемом времени на ответ;
- всей важной информацией обмениваться по адресам электронной почты, поскольку в мессенджерах реализована функция удаления сообщений. В них детали могут быть утрачены, а значит можно лишиться потенциально важных вещей.
К соблюдению норм делового этикета относятся также обращение с чужими персональными данными, неразглашение конфиденциальной информации, соблюдение сроков в договорах и договоренностях.
Сергей Оганесян, генеральный директор маркетплейса «Шинсейл»:
– Роль делового этикета особенно возросла в последние годы, когда грани между офлайн- и онлайн-общением практически стерлись и возникло большое количество вариаций коммуникаций. Но основа делового этикета осталась прежней. Будь то личная встреча или Zoom-конференция, к общению нужно готовиться, активно слушать, избегать личных оценок. Если коммуникация идет в виде переписки, то нужно соблюдать правила грамматики и орфографии, не использовать чрезмерно смайлы или восклицательные знаки, формулировать свое обращение в одном сообщении, писать только в рабочее время. Следует придерживаться делового тона, избегая фамильярности в обращении. Все это создает положительное впечатление о вас и способствует конструктивному диалогу.
Имидж формируется не только традиционными методами, но и в социальных сетях. Провокационные посты могут в одночасье поставить крест на вашей репутации. Особенно нужно быть внимательными тем, кто представляет в публичном пространстве крупные компании. Будьте вежливы со своими подписчиками, оперативно отвечайте на комментарии. Формулируйте мысли не в агрессивной форме. Избегайте спама и массовой рассылки сообщений, которые не имеют отношения к работе.
Всем правит ранг
– Тот, кто выше по должности, тот и имеет определенные преимущества: инициирует рукопожатие, представляет нового сотрудника, руководит переговорами, первым снимает пиджак, если переговоры затянулись, - рассказывает Екатерина Богачева, эксперт Национальной ассоциации экспертов по деловой этике, этикету и протоколу (НАДЭП). – Основные элементы делового этикета базируются на принципах уважения к коллегам партнерам, поскольку все правила направлены на осуществление эффективной деловой коммуникации.
- Понимание субординации;
- Знание и соблюдение делового дресс-кода;
- Этичное ведение бизнеса (например, о том, что ведется запись онлайн конференции необходимо предупреждать сразу);
- Отсутствие гендерного неравенства (на работе все – коллеги, а не «девочки/мальчики»), дискриминации по национальному признаку;
- Ответственное отношение ко времени коллег и партнеров (а значит, четкие тайминги встреч);
- Ответственное поведение в соцсетях (это не сугубо личное пространство, а общественное, а значит, поведение сотрудника может негативно отразиться на имидже компании).