Пятничный бум
Фото: freepik.com
С каждым годом торговый пейзаж стремительно эволюционирует, подчиняясь сменяющимся тенденциям и потребительским пристрастиям. Однако среди множества всевозможных акций исключительным символом массовых распродаж и покупательского ажиотажа признано лишь одно событие. Феномен Черной пятницы, зародившийся в США, стал международным явлением, завоевав внимание миллионов покупателей и предпринимателей по всему миру.
На самом деле даты проведения самого громкого события в сфере маркетинга и продаж уже давно потеряли конкретную привязку к числам и даже дням недели. Россияне привыкли: Черная пятница длится весь ноябрь.
Это событие превратилось в масштабную торговую стратегию, которая требует внимательного анализа и стратегического планирования от предпринимателей всех масштабов. Ведущие эксперты в области маркетинга, экономики и ритейла поделились с uldelo.ru своим видением того, как эта традиция влияет на бизнес и какие новые тренды формируют, а также каким образом предпринимателям следует подходить к этому празднику скидок для максимизации своих выгод.
Станислав Сидоров, генеральный директор Pro Control:
- Черная пятница – это день распродаж, который традиционно проходит в США в пятницу после Дня благодарения (четвертый четверг ноября). За последние десятилетия эта традиция стала популярной и в других странах. Во многих местах Черная пятница стала не просто однодневным мероприятием, но недельной или даже месячной кампанией.
В условиях экономических изменений, вызванных глобальными событиями, многие предприятия столкнулись с необходимостью стимулировать продажи, и Черная пятница может служить хорошим инструментом для этого.
Хотя скидки, возможно, уже и не будут такими глубокими, как в предыдущие годы.
Сергей Самонин, CEO programmatic-платформы RTBSape:
- Механизм Черной пятницы опирается на особенности человеческой психологии. Деньги – ценный ресурс для выживания, но возможность потратить меньше очень заманчива, и она перекрывает опцию не тратить деньги вовсе. Совсем ненужных товаров рынок не производит, и поэтому перспектива отдать меньше денег позволяет мозгу самому себя обмануть – создать искусственную потребность купить товар по акции, если нет естественной. При этом избежать попадания под влияние маркетинговых технологий практически нельзя. Даже те, кто придерживается концепции разумного потребления, тоже часто покупают товары на распродажах – просто для некоего социального соответствия окружающим.
Найти действительно хорошие и честные скидки в Черную пятницу можно, если товар или услуга потеряли популярность (сезонно или навсегда), либо если производителю просто необходимо их реализовывать по любой цене, чтобы сохранить производство или рабочие места.
Предпринимателям важно понимать особенности своего бизнеса, чтобы находить возможности получать выгоду от скидочных акций в период Черной пятницы. Хороший пример – отельный бизнес. Если в это время наблюдается простой, то выгоднее сдать номер по 90% скидке, поскольку помещение все равно требуется обслуживать, при этом не получая доход от постояльцев.
Николай Ившин, финансист, основатель агентства финансовых директоров «Финсовет»:
- Черная пятница – это распродажа товара, который вскоре станет невостребованным, и это нужно понимать. Любой продавец избавляется от остатков, чтобы в следующем сезоне взять новые модели техники, коллекции одежды и т.д.
Новый сезон начинается в конце декабря: на Западе он приурочен к Рождеству, у нас - к Новому году. И покупатели будут выбирать для подарков вещи из вновь представленных коллекций. Поэтому Черная пятница традиционно проводится в последнюю неделю ноября.
После пандемии Черная пятница в большой степени перешла в онлайн-формат, и некоторые продавцы начинают ее раньше, чем обычно. Например, Wildberries в прошлом году просто продлил большинство акций с распродажи 11.11.
Насколько существенны скидки и распродажи в новых экономических реалиях?
Несмотря на современные обстоятельства, можно найти предложения с очень существенными скидками. Так, в прошлую Черную пятницу (2022 год) маркетплейсы, например Озон, предлагали на некоторые позиции скидки до 90%, а ювелирные магазины распродавали коллекции с 70- и 80-процентной скидкой.
Плюсы и минусы для предпринимателей
Повторюсь, Черная пятница – это, в первую очередь, способ сбыта неликвидного товара, который уже не будет пользоваться спросом. В этом смысле она приносит пользу предпринимателям, которые освобождают склады, получают прибыль от товара, который вскоре станет неприбыльным и, кроме того, привлекают новых покупателей.
Однако Черная пятница таит в себе парадоксальный минус для бизнеса – покупатели так ждут ее, что зачастую показывают заметно сниженную активность в дни, когда акции не проводятся.
Предпринимателям можно рекомендовать активно пользоваться Черной пятницей, чтобы не упускать возможность распродать товар и привлечь внимание к своим брендам. А чтобы обеспечить устойчивый спрос, следует также проводить акции и вне рамок традиционных ноябрьских распродаж.
Плюсы и минусы для покупателей
Черная пятница - отличная возможность купить товар практически по цене производителя и даже ниже, особенно если человеку не так важно носить ультрамодные вещи или пользоваться техникой самых последних поколений.
Но вместе с тем следует помнить, что некоторые магазины идут на обман: поднимают цены перед распродажей, а в Черную пятницу снижают их, выдавая за скидки. Чтобы не попасться на эту уловку, нужно мониторить цены на желанные товары в течение года или пары последних месяцев.
Мария Вылегжанина, управляющий директор рекламного агентства MDK Creative:
- Черная пятница по вызываемым у людей эмоциям схожа с Новым годом и днем рождения. Во всех случаях это ожидание приятных событий. Если на праздники люди ждут подарков, то на Черную пятницу – скидок на то, что давно хотели купить.
Помните знаменитый зефирный эксперимент? Перед ребенком кладут зефир и на пару минут выходят из комнаты. Перед этим ему поясняют, что если он не съест лакомство до возвращения взрослого, то получит второй зефир.
Потребитель перед Черной пятницей напоминает вот этого ребенка. Ему нужно потерпеть, чтобы потом получить что-то существенно дешевле. Это ожидание многократно усиливает эмоции от ощущения, когда желаемое наконец окажется у него в руках. По себе могу сказать, что человек действительно получает раза в три больше удовольствия от покупки с существенной скидкой. И речь тут не совсем про экономию, а про некое внутреннее удовлетворение от ощущения, обозначенного в известной интернет-шутке: «урвала!».
Конечно, такое поведение сложно назвать разумным. На практике оказывается, что люди очень часто в порыве покупают много ненужных вещей, которые потом пылятся на балконе или в гараже.
Несмотря ни на что, Черная пятница как явление была, есть и будет актуальна еще очень долго. Нужно ли бизнесу готовиться к этим дням? Конечно. Я советую придерживаться следующих рекомендаций:
Первый совет – начинать готовиться как можно раньше. Выкупить нужные вам рекламные площадки для продвижения акции. Ближе к дате цены станут гораздо выше, а свободные места для размещения очень быстро закончатся. AliExpress закроет своей рекламой почти все.
Второй совет – делать честные скидки и хорошие выгодные предложения. К сожалению, в России очень многие магазины объявляют о присоединении к акции, но при этом скидки делают формальные, предполагая, что на волне ажиотажа сметут все. Это неуважение к своему покупателю.
Необязательно делать только скидки. Если речь идет о реализации дорогостоящих услуг, например, в сфере инфобизнеса, консалтинга, обучения, то можно давать рассрочки на дорогие продукты.
Если бизнес связан с продажей товаров, то Черная пятница – хороший период, чтобы попытаться продать с скидкой плохо реализуемые позиции или остатки на складах. При этом нужно хорошо просчитать, что не сработать в убыток себе. Особенно это касается тех, кто работает через маркетплейсы.
Третий совет – использовать историю с приближающимся Новым годом. Многие корпоративные клиенты закупают подарки и сувениры заранее. Поэтому какие-то привязанные к праздникам товары, которые плохо расходятся в другие периоды, лучше реализовать в период ноябрьской акции.
Четвертый совет – хорошо продумать визуальный ряд и подачу объявления, которое будет информировать о вашей акции.