Инвестор с 20-летним опытом: «Инвестиции - как занятия спортом, эффективность – в регулярности и последовательности»
Фото: freepik.com
- Алексей, сразу предупредим читателей, что наш разговор состоялся в середине ноября. Поэтому не исключено, что когда выйдет интервью, на фондовом рынке все может измениться. А вообще, какие факторы для него наиболее чувствительные?
- Фондовый рынок - это отражение очень многих факторов, политических, экономических, социальных, даже уровень безработицы влияет, не говоря уже о каких-то глобальных событиях, типа СВО. На данный момент основной негативный фактор — геополитика.
- Кто бы мог подумать, что акции «Норильского никеля» рухнут из-за ипотечного кризиса! Или акции Virgin Galactic, которые с 2020 года потеряли в цене 98%...
- Фондовый рынок - некий индикатор того, что происходит в мире, но действующий на опережение. Он отражает ожидания инвесторов - на горизонте ближайших месяцев, лет, может быть даже десятилетий.
Есть вещи, которые мы, как экономисты, можем предсказывать, но всегда была и есть неопределенность, какие-то моменты, например, политического или природного характера.
Так что люди осторожные, не желающие рисковать, во время «бури» покидают фондовый рынок, выбирают более консервативные инструменты – депозиты, облигации. А тот, кто осознает, что риски создают дополнительные возможности, могут в конечном итоге выиграть.
По этому поводу хорошо сказал Натан Ротшильд: «Покупай, когда гремят пушки и продавай, когда звучат фанфары».
- После падения чаще всего ожидается рост?
- Да. Это легко можно увидеть на графиках котировок за последние 120 лет. Например, после начала второй мировой войны американский фондовый рынок логично пошел вниз и за несколько лет потерял 43%, но разворот вверх произошел не в 1945-м, когда закончилась война, а в 1942 году, когда появились первые успехи, а с ними и позитивные ожидания.
Российский рынок после 24 февраля 2022-го, хоть и не восстановился до конца, но уже большую часть снижения отыграл и уверенно идет вверх уже больше года. Кстати, самое низкое значение индекс московской биржи показал именно 24 февраля и ниже больше не опускался.
Это как ситуация с болеющим человеком: когда его близкие видят, что опасность миновала, температура начала спадать, они спокойно выдыхают.
Так и в нашей сфере: когда мы видим некоторые улучшения ситуации – тот самый свет в конце тоннеля – рынок начинает расти. Конечно, в России все пока не так явно, как в Америке или Европе, но и у них тоже есть свои неопределенности, скажем, результаты выборов или землетрясение – серьезный психологический фактор, на который фондовый рынок остро реагирует.
- … и некоторые трейдеры начинают паниковать?
- Есть такое выражение: в сложные времена богатый становится богаче, бедные – беднее. Как раз потому, что богатые, а среди них немало людей бизнеса, умеют контролировать, оценивать риски, пользоваться этими возможностями, принимая правильные решения. Они понимают, что возникающие сложности – временные. Взять ситуацию с ковидом: пандемия это же не навсегда. Или, допустим, трудности у крупных компаний, которые неизменно получат господдержку, - тоже временное явление.
А люди без опыта и знаний предпочитают избавиться от страха, то есть продать свои активы.
- Двадцать лет назад вы совершили свою первую сделку на фондовом рынке. Как вы решились покорить то, что и сегодня для некоторых граждан является некоей «терра инкогнита»?
- В 2003 году я был студентом 2 курса, учился на программиста, и у меня были накопления, которые решил преумножить, наслушавшись разговоров людей из своего окружения, плюс, наверное, информация из книг и фильмов тоже повлияла на мой интерес к инвестициям, трейдингу. Мне очень понравилась идея, что в сфере инвестиций есть возможность заработать деньги без посредников именно за счет своих знаний, сил и своей стратегии.
Однако в то время в Ульяновске не было ни одной инвестиционной компании, как не было знакомых, кто помог бы мне начать, но благо, в то время уже появился интернет, и я начал потихонечку самостоятельно изучать это направление.
Долго искал доступ на фондовый рынок, кое-как нашел банк с отделом ценных бумаг, но даже там обнаружил, что многим все это было непонятно.
Что уж говорить про обывателей, для которых слово акции ассоциировались отнюдь не с ценными бумагами, а со скидками в магазинах. Интересно, что в то время некоторые знакомые ассоциировали мою инвестиционную деятельность чуть ли не с казино, ставками на скачках (смеется)…
Это сейчас для того, чтобы купить акцию, облигацию и пр., достаточно просто зайти в приложение на смартфоне и нажать две кнопки, а тогда процесс покупки ценных бумаг занимал немало времени и сил.
- А что стало с вашими приобретениями за 20 лет?
- Ну, например, акции крупного банка, которые я покупал за семь с чем-то рублей, сейчас стоят 260. В моем портфеле это пока лучшая история. В то же время судьба акций ЮКОСа после ареста ее акционера, оказалась печальной. Что лишний раз подтверждает истину: «Не клади все яйца в одну корзину». Да и в целом, начинать свой путь лучше не во время благоприятной фазы рынка, когда все растет, а в период сложностей.
К сожалению, тогда я всего этого не знал, и очень сильно расслабился, получая доходность по акциям до 100% с 2004 по 2007 годы. Чувствовал себя ни много, ни мало гуру управления, всерьез раздумывая о том, чтобы бросить университет: зачем мне учиться, если я и так могу зарабатывать такие деньги (улыбается).
К счастью, вовремя одумался, окончил вуз с красным дипломом, устроился работать в инвестиционную компанию. А потом жизнь расставила все по своим местам…
- Что случилось – 2008-й?
- Да, кризис, отсутствие опыта, знаний, определенных правил, которых надо придерживаться, как, скажем, норм поведения в обществе, сделали свое дело. Но я не роптал, выдержал этот «холодный душ» стоически.
- Какие выводы вы сделали спустя время? Какие мифы развенчали?
- Кто-то до сих пор считает, что игра на бирже – это сложно, и нужны большие деньги. Но это совсем не так.
В мире создана огромная научная база по управлению активами, есть нобелевские лауреаты. К примеру, Гарри Марковиц, который перевернул традиционный подход к покупке акций, изучив взаимосвязь между риском и вознаграждением, опубликовал свой труд в далеком 1952 году. И, как минимум, свои инвестиционный путь надо начинать с изучения основ и проверенных наукой правил…
Отдельно хочу отметить поддержку частных инвесторов со стороны государства. С 2015 года в России появились индивидуальные инвестиционные счета, которые стимулируют долгосрочное инвестирование и помогают людям получать налоговые вычеты до 52 тыс рублей в год (тип вычета А) или не платить налоги с прибыли (тип Б). Большинство моих клиентов за счет ИИС ежегодно возвращают себе по 52 тыс. руб. из уплаченных налогов (из НДФЛ). С 1 января 2024 года ожидается ужесточение правил, поэтому тем, кто еще не открыл ИИС, советую это сделать.
Грубая ошибка - отсутствие финансового плана. И если человек приходит на фондовый рынок просто, чтобы приятно провести время, без какой-либо цели, то и результат будет соответствующим. Как сказал Сенека: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».
Так что главное, надо определиться с тем, чего вы хотите, какие цели ставите. Купить машину, квартиру, дать образование детям, отправиться в путешествие, обрести финансовую независимость на пенсии или раньше: получение пассивного дохода - одна из распространенных целей частных трейдеров. Как говорил один из самых известных в мире инвесторов Уоррен Баффетт: «Кто-то сегодня сидит в тени, потому что он давно посадил дерево».
Еще одна цель - получение вида на жительство, либо рабочей визы, либо гражданства.
В общем, определите цели, сроки, и уже исходя из этого, выбирайте инструменты инвестирования, не забывая о таком понятии, как риск-менеджмент. Люди по своей психологии – азартны, они могут увлекаться, поддаваться эмоциям, расслабляться, получив небольшой позитивный опыт. Но представьте себе лихача, который неделю назад получил права на вождение, и сейчас считает, что у него все получается. А потом выясняется, что на скорости 200 км/час машина ведет себя совсем по-другому…
Снова процитирую Баффетта: «Риск исходит от незнания того, что вы делаете».
Но есть и обратная сторона медали - полное избегание риска. По своей природе человек пытается снизить риск к минимуму и, к примеру, хранит деньги на депозите или в валюте, однако практика показывает, что этот путь ведет к неминуемой потере денег от инфляции. К сожалению, это можно увидеть только по прошествии трех и более лет, когда начинаешь сравнивать цены.
Вывод простой - риска не надо избегать, его надо контролировать, а также иметь финансовый план, соблюдать финансовую дисциплину, тогда и результаты будут хорошие.
Слышал такую примечательную фразу: "Инвестиции кажутся рискованным делом, пока вы не вспомните, что альтернативой является государственная пенсия"
- У ваших клиентов была какая-то экзотическая инвестиционная цель?
- Обычно все цели достаточно прагматичны: пассивный доход, который бы позволил жить за счет инвестиций, дорогостоящие покупки...
Хотя один клиент хотел купить себе остров в океане, а есть люди, которые давно себя всем обеспечили и занимаются торговлей просто потому, что это интересное, интеллектуальное занятие, которое заставляет всегда держать себя в тонусе. В подтверждение: Баффету - 93, а его правой руке Чарльзу Мангеру 1 января исполнился 100!
Ну, и расскажу свою историю. В прошлом году я планировал подарить своей супруге поездку на Мальдивы, но из-за событий, связанных с СВО, путешествие сорвалось. И для того, чтобы совместить приятное с полезным, я внес на ее индивидуальный инвестиционный счет денежный эквивалент стоимости тура. Сформировал сбалансированный инвестиционный портфель, по хорошим ценам удалось купить и акции, и облигации, и валюту. И вот спустя время этот подарок только дорожает, а, значит, можно ожидать выполнение не только одной цели, а даже больше…
- Слышала, что трое ваших детей тоже увлечены темой инвестиций…
- Даже у моей пятилетней дочери есть небольшие активы. И это неудивительно: мои дети впитывают информацию, вращаясь в среде, в которой то и дело обсуждают тему фондового рынка: моя мама, друзья, соседи, приятели, с которыми проводим вместе выходные, - все имеют брокерские счета.
Когда детям на праздники дарят деньги, я предлагаю потратить их на подарки: позитивные эмоции, приятные воспоминания от детства обязательно должны быть. Но вместе с тем предлагаю инвестировать деньги с условием, что я эту сумму удваиваю, при этом прошу не трогать активы до взросления. Ничего не навязываю, но доношу мысль о том, что через какое-то время им потребуются не детские машинки, а настоящие, средства на образование, переезд в другой город и прочие долгосрочные цели.
Так что недавно средний сын Егор, который болеет за «Зенит», приобрел акции Газпрома, который спонсирует эту футбольную команду, акции Coca-Cola…
В диверсифицированном портфеле старшего сына, который занимается футболом, есть акции Nike, а когда встал вопрос покупки iPhone, я предложил ему альтернативу – акции Apple: этот статус на ступень выше, чем у тех, кто гоняется за очередным «яблочным» смартфоном. Мы обсуждаем, какие акции имеют хорошие перспективы в долгосрочном плане и совместно принимаем решения.
Мне импонирует позиция Баффетта: «Дайте своим детям достаточно денег, чтобы они чувствовали, что могут сделать что-нибудь, но не настолько, чтобы они ничего не хотели делать».
- Может быть, когда-нибудь и россияне начнут дарить детям на день рождения акции, как это происходит за океаном…
- Американский фондовый рынок неслучайно называют «рынком домохозяек»: в США практически каждый имеет свой брокерский счет, да не один. Для них это также нормально, как в России иметь депозит, на свободные деньги покупать доллары, недвижимость.
А в США основной класс активов – акции, и в целом, у богатейших людей мира все эти машины, дома, яхты – лишь малая доля в структуре активов, основная же – ценные бумаги.
Россия, конечно, серьезно отстает («пирамиды» 90-х серьезно подорвали доверие россиян к теме инвестиций), но последние пять лет мы усиленно догоняем. Сегодня уже порядка 26 млн граждан имеют брокерские счета на московской бирже, каждый месяц открываются по 500 тысяч новых счетов.
В 2003 году одно из ведущих рейтинговых агентств подняло рейтинг России с "мусорного" до инвестиционного, тем самым открыла ворота российского рынка ценных бумаг для международных инвесторов.\
- Недавно смотрела сериал «Открытый брак», так вот там главный герой - финансовый консультант, чьи неприятности начинаются с разборок с разъяренным клиентом. Специалист ошибся в прогнозах, и «распальцованный» нувориш, потеряв деньги, высказывает тому недвусмысленные угрозы.
А ваши клиенты так резко реагировали?
- Ну, за 15 лет всякое бывало, особенно в кризис 2008 года, однако прямых угроз не было. Но и я изначально до принятия каких-то решений стараюсь обговорить все условия, риски. Объясняю, что проблема возникает как раз в том случае, когда эти риски не были поняты клиентом, когда человек видит только возможную доходность. Это как делить шкуру неубитого медведя…
Но, к счастью, большинство клиентов это понимает и в кризисные моменты приходит ко мне не для выяснения отношений, а для того чтобы купить ценные бумаги по низким ценам, понимая, что падение рынка - время возможностей.
- А как вы оцениваете сегодняшний инвестиционный потенциал недвижимости?
- Недвижимость, наравне с золотом, один из самых старых и популярных классов активов, которые никогда не надо списывать со счетов. И у нее есть как сильные, так и слабые стороны. Среди плюсов – недвижимость можно потрогать, передать по наследству, ее сложно похитить. Но так как этот актив – недвижимый, вы никогда не сможете забрать его.
Кстати, многим кажется, что за последние 15 лет недвижимость сильно выросла в цене. Однако если посмотреть на стоимость недвижимости в долларах, то выяснится, что она не выросла ни на цент (по данным сайта irn.ru)!
Отмечу, что цены на недвижимость достаточно цикличны: после резкого роста потом много лет они почти стоят на месте. За последние годы за счет льготной ипотеки цены на первичку в рублях сильно подскочили, я бы даже сказал - наблюдается «пузырь». Это можно понять по низкой маржинальности и сильному разрыву в ценах на первичку и вторичку. Средний доход от сдачи квартиры в аренду составляет всего 5%-6%, при ключевой ставке 15%...
Так что я рекомендую своим клиентам иметь долю недвижимости в портфеле в диапазоне 5%-15%.
А в целом делать ставку на один класс активов - всегда нести повышенный риск.
- По закону вы не можете давать четких инвестиционных рекомендаций. Но какими-то общими советами с нашими читателями поделитесь?
- Да, но с оговоркой «не является индивидуальной рекомендацией»: у каждого человека - свое отношение к риску, свои цели, и все это очень сильно связаны с доходностью.
Отмечу, что сейчас в России высокая ключевая ставка, поэтому можно получить высокую доходность за счет консервативных инструментов. Только депозиты с высокими ставками, к сожалению, действуют короткое время, в основном, три месяца. Однако, не все знают, что высокую ставку доходности можно зафиксировать на 5-10 лет, купив облигации. Есть облигации федерального займа с погашением аж в 2041 году. И когда ключевая ставка будет снижена, и банки вернутся к параметрам 5-8%, вы все также будете получать свои 12 и более процентов. При этом имея возможность продать ценную бумагу в любое время, купив валюту, да все, что захотите.
Для людей, толерантных к риску, есть акции Гонконга с очень хорошим потенциалом роста, но сейчас из-за санкций надо с особым вниманием контролировать инфраструктурные риски. Интересный инструмент - облигации в юанях, замещенные еврооблигации с доходностью 7-9 % в валюте без каких-либо рисков блокировки. Такая доходность была около 20 лет назад, то есть еще одно подтверждение, что кризис - время возможностей.
Отдельно отмечу российский рынок акций. Наши аналитики на горизонте 12 месяцев ждут примерно 30-ти процентный рост. Наша экономика приспособилась к санкциям, наладила логистику и активно набирает обороты. Девальвация оказывает сильную поддержку экспортерам. Некоторые компании уже зарабатывают больше чем в 2021 году, а их акции стоят до сих пор меньше.
- На заседании Клуба инвесторов, который регулярно проходит в ульяновском филиале «БКС Мир инвестиций», вы рассказывали о том, что рынок бывает «бычьим» и «медвежьим»…
- Эти "звериные" обозначения разных подходов к торговле появились еще в 18 веке, есть несколько версий их происхождения. Инвесторы, т.н. быки, играют на повышении рынка, то есть зарабатывают на росте стоимости ценных бумаг. Спекулянты могут покупать и продавать акции по нескольку раз в день, долгосрочные инвесторы удерживаю позиции годами, но суть у них одна - купить ценные бумаги с целью потом продать дороже. Большинство участников фондового рынка относятся к категории "быков".
В отличие от быка, который поднимает врага на рога снизу вверх, медведи действуют наоборот - бьют лапой вниз. Так и на рынке: трейдеры, т.н. «медведи» зарабатывают на падении фондового рынка, это более рискованная стратегия, относится уже к агрессивным техникам торговли, и далеко не каждый способен ее грамотно использовать. Но те, кто умеют использовать оба подхода, могут зарабатывать как в периоды роста, так и падения!
В общем, в помощь инвестору - аналитика (состояние микро и макроэкономики, бизнес циклов и т.д.), изучение рынка, факторы, тренды, на основе чего каждый и примет решение, выбирая свою стратегию. В одиночку или с личным финансовым советником.
Мне больше по душе среднесрочная торговля, а вообще, как я уже говорил, портфель должен состоять из разных частей, с разными инструментами и разными сроками. Хороший результат заключается в регулярности, последовательности и контролю рисков. Это как занятия спортом: если вы вместо плановых тренировок с правильной нагрузкой раз в месяц дорвались до неподъемной штанги, то вряд ли получите пользу для здоровья.
И даже у профессиональных и опытных спортсменов есть тренеры и целый штаб помощников. Так и у частного инвестора должен быть свой финансовый советник, который следит за текущей ситуацией и всегда поможет взвешенным взглядом и аналитической поддержкой.
Фото из архива А.Зеляева
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией