€ 106,08
$ 100,68
¥ 13,88
Выбираем надежного контрагента
Фото: rawpixel.com
Контрагенты – это лица, между которыми устанавливается определенный вид отношений, обычно в рамках какого-то договора или сделки. В контексте договоров контрагенты - это стороны, которые обязуются выполнить определенные обязательства по договору. Каждая сторона может быть названа контрагентом по отношению к другой. В гражданском праве контрагентами могут быть физические лица, юридические лица или другие юридические образования, участвующие в правовых отношениях. В экономике контрагенты – это участники рыночных отношений: продавцы, покупатели, поставщики и потребители. Они вступают в различные экономические отношения. В банковской сфере контрагентами могут быть клиенты, банки, финансовые учреждения, участвующие в финансовых операциях и сделках.
Как выбрать контрагента?
Выбор контрагента важен для успешного заключения сделок, сотрудничества и предотвращения возможных рисков.
В первую очередь, определите цели и требования относительно контрагента. Что важнее в конкретном случае – квалификация, репутация, опыт, финансовая устойчивость? Например, в одном случае репутация может служить индикатором того, насколько надежен и ответственен контрагент. Отзывы и рекомендации других клиентов могут дать вам представление о прошлом опыте сотрудничества с данной компанией или лицом. В другом же становится важно убедиться, что контрагент обладает достаточными ресурсами для успешного выполнения своих обязательств и не будет представлять финансового риска
Исследуйте рынок. Определите, какие компании или лица предоставляют аналогичные товары или услуги, рассмотрите успешные проекты или сделки, в которых они участвовали. И только после переговоров принимайте решение - свяжитесь с потенциальными контрагентами для обсуждения условий сотрудничества, выясните, насколько готовы они предоставить гибкие условия или адаптироваться к вашим требованиям.
Наталья Проданова, профессор кафедры РЭУ им. Г.В. Плеханова:
- Проводимый заказчиком выбор контрагента при определении поставщика товаров/работ/ услуг является важным, а порой и важнейшим этапом, особенно если приводится государственная или крупная закупка. Помимо объема и сумм заключенных контрактов заказчику важно знать и проблемные стороны потенциального поставщика. Такие факторы, как наличие налоговых задолженностей, неисполнительность или проблемность исполнения заключенных контрактов, аффилированность с организациями и лицами из реестра неблагонадежных поставщиков ровно, как и нахождение в этом реестре и многие другие «красные флажки», позволяют в совокупности обрисовать риски при выборе потенциального контрагента.
Основные источники информации о контрагентах в 2023-2024 году
Получение достоверной информации о контрагенте из официальных источников является важным этапом в процессе выбора партнера или подрядчика. Отчеты и выписки из реестров, могут предоставить информацию о финансовом состоянии контрагента. Это важно для оценки устойчивости и способности выполнить обязательства. Получение информации из официальных источников также способствует безопасности ваших данных. Это уменьшает риск работы с контрагентами, которые могли бы использовать ваши данные неправомерно.
Наталья Проданова, профессор кафедры РЭУ им. Г.В. Плеханова:
- На декабрь 2023 года в помощь заказчику успешно действуют условно-бесплатные и платные сервисы и программы, по клиентскому запросу подробно изучающие контрагента. При относительной насыщенности рынка подобных услуг стоит выделить несколько сервисов, успешно себя зарекомендовавших в этом направлении – сайт «ЗаЧестныйБизнес», программные сервисы «Контур.Фокус», «СБИС» и «СберКорус». Данные сервисы осуществляют проверку контрагентов, а также позволяют добавлять по ним информацию; проводят поиск аффилированных лиц – демонстрируют дерево связей; имеют в наличии индикаторы для оценки рисков – встроенную оценку по уровням и факторам риска; производят мониторинг и отслеживание изменений с целью получения оперативной информации обо всех изменениях, происшедших в официальных регистрационных данных организаций, на основании ЕГРЮЛ и ЕГРИП от ФНС, а также в некоторых пакетах услуг предоставляют доступ к Картотеке Арбитражного Суда РФ. Также стоит отметь то, что помимо вышеперечисленных услуг, некоторые сервисы предоставляют ряд уникальных. Так, например, «ЗаЧестныйБизнес» в формате активного фидбека участников и официальных общедоступных реестров формирует базу контрагентов, с возможностью оставлять и читать отзывы, а «СберКорус» обладает наличием индикаторов для оценки рисков «Светофор», формирующий отчет для бухгалтера по степени риска выездной налоговой проверки к вам или вашим контрагентам.
Янковская Кристина, ведущий юрист АО «Интернет-Проекты» (Sendsay):
- Источники информации о потенциальном контрагенте условно можно разделить на 2 вида: бесплатные и платные.
Бесплатные источники:
- Сайт ФНС. Здесь можно получить выписку из Единого государственного реестра юридических лиц/индивидуальных предпринимателей. Поиск осуществляется по ИНН, ОГРН (ОГРНИП), наименованию юридического лица или Ф.И.О ИП. В выписке будут данные о том, ведет ли свою деятельность юрлицо или ИП, какие у них виды экономической деятельности, сведения о банкротстве, лицензиях и пр. В выписке по организациям также содержится информация о руководителе, юридическом адресе, размере уставного капитала.
- Картотека арбитражных дел. Поиск осуществляется по ИНН, ОГРН, наименованию юрлица или Ф.И.О ИП. Здесь можно проверить наличие судебных дел, в которых участвовал или участвует потенциальный контрагент в качестве истца или ответчика. В картотеке представлены тексты всех вынесенных судебных актов. Изучив информацию, можно понять, нарушает ли контрагент сроки оплаты, проведения работ, оказывает ли услуги качественно и многое другое.
- Сайт ФССП. Здесь представлена База данных исполнительных производств. Если исполнительных производств несколько, стоит задуматься о том, насколько благонадежным является потенциальный партнер.
- Реестр недобросовестных поставщиков. Сюда включаются лица, каким-либо образом нарушившие условия муниципального или государственного контракта либо уклонившиеся от заключения контракта.
Анализируем полученные данные
Анализ данных о контрагенте - это систематическое изучение информации, собранной о потенциальном или текущем бизнес-партнере. Наиболее важными моментами при анализе – за исключением конкретных случаев – являются легальность и финансовая стабильность. Это основные пункты, на которые всегда нужно обращать особое внимание. Убедитесь, что контрагент соблюдает все законы и нормативные акты, касающиеся вашей отрасли и региональных требований, оцените финансовую устойчивость и потенциальные риски, связанные с сотрудничеством с данным контрагентом.
Ольга Колозина, советник налоговой практики ООО «Аудит Груп», замдиректора юридического агентства «Сезар Консалтинг»:
- Юридические лица несут при осуществлении своей деятельности имущественные и иные риски, ввиду чего условия гражданского оборота требуют от таких лиц при осуществлении предпринимательской деятельности должной осмотрительности. Необходимо убедиться, что компания не относится к числу «однодневок», так называемых юридических лиц, не обладающих фактической самостоятельностью и созданных не для ведения реальной предпринимательской деятельности:
- узнать, не находится ли компания в процессе реорганизации и ликвидации;
- обратить внимание на наличие общедоступной информации об организации (сайт, группы в социальных сетях, рекламные объявления, статьи и отзывы в СМИ и интернете, опыт в данной сфере);
- проверить наличие ОКВЭД в ЕГРЮЛ, соответствующего предмету будущего договора,;
- убедиться, что компания не состоит в Реестре недобросовестных поставщиков;
- удостоверится, что руководитель контрагента не числится в реестре дисквалифицированных лиц и является массовым, и проверить его достоверность.
Во-вторых, необходимо проверить на наличие данных в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (ЕФРСБ) информации о банкротстве юридического лица, проверить судебные дела в качестве ответчика. Проанализировать финансовое положение на основе данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период – насколько устойчиво его финансовое положение, оценить его платежеспособность, прибыльность и стабильность, способен ли он, например, выполнить долгосрочные контракты.
В-третьих, проанализировать факторы, которые могут провоцировать проверки организации налоговой инспекцией:
- не числится ли за контрагентом несданной налоговой отчетности и/или налоговой задолженности;
- нет ли решений о блокировке банковских счетов налоговыми органами;
- не применяются ли обеспечительные меры в отношении организации за налоговые правонарушения?
- совпадают ли фактический и юридический адреса организации, предварительно запросив копии договора аренды или собственности на помещения, используемые для осуществления предпринимательской деятельности; установить действительно ли контрагент находится по этому адресу.
Кроме того, особо рекомендуем проанализировать обеспеченность материальными и, техническими и кадровыми ресурсами. Этот анализ должен дать ответ на вопрос о том, имеет ли данный поставщик достаточный персонал, основные средства, производственные активы, складские помещения, транспортные средства, обязательные разрешения и лицензию на возможность исполнения предмета договора.
Проведение именно такого анализа контрагента позволит выбрать надежного поставщика, исполнителя или партнера.
Составляем договор, минимизируем риски
Договор с контрагентом формализует условия и обязательства сторон в рамках сделки или сотрудничества. Создание четкого и детального договора является ключевым шагом для обеспечения успешных отношений между сторонами и предотвращения возможных споров. Помимо основных пунктов, вроде указания сторон и предмета, в документе обязательно должны быть указаны сроки действия договора и условия его расторжения. Это может быть определенный период времени или степень выполнения определенных условий. Если в договоре предусмотрены права на интеллектуальную собственность, уточните их. Включите положения о конфиденциальности, определяющие, какая информация не подлежит распространению и как ее следует обрабатывать. Обязательными являются условия того, какие действия считаются форс-мажорными и какие меры принимаются в случае их возникновения. Также укажите применимое право и механизм разрешения споров (арбитраж, судебное разбирательство и т.д.). Важно отметить, что содержание и структура договора могут различаться в зависимости от типа сделки или сотрудничества. Всегда рекомендуется консультироваться с юристом при создании и заключении договоров.
Ольга Афанасьева, юрист инфобизнеса и онлайн-сервисов:
- При составлении договоров есть два ключевых момента:
- согласование всех существенных условий;
- согласование выгодных для себя условий и удаление невыгодных.
Существенные условия
Существенные условия отличаются в зависимости от вида договора. Например, для договора оказания услуг это только предмет (какие услуги и в каком объеме нужно оказать), а для договора подряда также условие о сроке выполнения работ (дата начала и конца).
Посмотреть список существенных условий можно в части второй Гражданского кодекса РФ. Если вы укажите предмет договора (что нужно сделать или что продается), срок исполнения основного обязательства и цену, то большинство договоров будет считаться согласованными.
Несогласование существенных условий влечет незаключенность договора – договор не будет создавать никаких правовых последствий.
Выгодные и невыгодные условия
Оговоримся, что перечень выгодных и невыгодных условий отличается не только от вида договора, но и от интересов сторон.
К каким условиям по умолчанию нужно быть внимательнее:
- все, что касается денег;
- все, что касается наделения вашего контрагента правом на односторонний отказ от договора.
Эти условия могут быть спрятаны по всему договору, но, скорее всего, они будут указаны в разделах о финансовых условиях, об ответственности и о порядке расторжения договора. Все формулировки про какие-либо удержания, неустойки, штрафы и прочее нужно удалять. Ну или хотя бы показывать юристу.
Также часто невыгодные условия любят прятать за сложными формулировками. Всегда спрашивайте другую сторону, что значит этот сложный пункт, и вместе переформировывайте его, даже если пояснения по нему вас устроят.
Для своей безопасности также советую предусмотреть такие пункты:
- качество услуг или товара. Определите четкие характеристики, чтобы ссылаться на них при приемке;
- порядок взаимодействия. С каких электронных адресов ведется переписка, можно ли переписываться в мессенджерах и через какие аккаунты;
- неустойка для контрагента за просрочку в выплате вознаграждения или в выполнении работ/поставке товара. Нормальным размером неустойки является 0,1% за каждый день просрочки;
- заверения о неприменении контрагентом схем дробления и об уплате им всех необходимых налогов;
- конфиденциальность, если вы хотите сохранить определенные аспекты сотрудничества в тайне;
- положения об одностороннем отказе от договора (можно отказаться или нет, за какое время об одностороннем отказе нужно предупреждать друг друга).
Конечно, эти пункты можно продолжить. Вписывайте в договор те положения, которые для вас действительно важны, ведь, как я говорю своим клиентам: договор – это пластилин, из которого можно сделать все что угодно.