Новый главный
Фото: freepik.com
Фатима Чапхаева, главный консультант и соучредитель компании «Перформия»:
- Как интегрироваться в уже сформированную команду в роли руководителя? Ответ на этот вопрос будет и прост, и сложен одновременно. Новый руководитель должен прийти с чистым разумом, отодвинув свои предубеждения, ожидания и мысли о том, что только он знаю «как правильно». Такому человеку нужно искренне хотеть понять, как все устроено на новом месте. Сложность в том, что человеку с опытом очень сложно самому себе сказать: «Я не знаю тут многих вещей и готов учиться».
Команда, получая человека со стороны, будет готовиться к тому, чтобы оказать ему сопротивление. Люди считают – причем чаще всего не без причины – что подход нового руководителя – без разборов судить за ошибки и неправильные действия. Поэтому, если удастся удивить такую команду своим интересом к тому, как все устроено, и придержать свои категоричные суждения, то это поможет на самом старте наладить контакт с сотрудниками.
Для эффективных коммуникаций и безболезненной интеграции в команду нужно:
- Помнить, что, интересуясь людьми и их делами без оценок и осуждения, вы располагаете их к себе. Новый руководитель должен спрашивать, наблюдать и учиться у команды.
- В самом начале прояснить ожидания и требования. Новый руководитель должен не только рассказать об этом, но и поинтересоваться, чего хотят его будущие подчиненные. Их мысли и идеи стоит записывать и брать в работу.
Константин Митин, управляющий партнер «ИТ-координата»:
- Команду можно сравнить с единым организмом: каждый ее участник имеет свой вектор поведения, но действует совместно с другими людьми, подчас предпочитая общие интересы своим собственным. Поэтому для эффективного взаимодействия с командой новый руководитель должен, в первую очередь, понять, что она из себя представляет – узнать ее характер, традиции, подходы и тому подобное.
Текущая модель поведения команды совсем не обязательно окажется эффективной. Однако изучить ее нужно: поняв, как она действует, вы получите отправную точку для дальнейшей работы.
Для того, чтобы погрузиться в команду и узнать о ней больше, достаточно спокойно, без лишних движений понаблюдать за ней, дать людям действовать привычным для них способом. И за неделю-полторы (так как основной цикл всех совещаний, планерок, собраний происходит как раз за это время) можно сформировать представление о команде.
Новый руководитель действительно сразу столкнется с сопротивлением, если он сразу начнет менять привычный для сотрудников уклад. Такая ситуация вполне соответствует национальному менталитету: для наших соотечественников новое – это всегда про борьбу и преодоление.
Сопротивление может также возникнуть, если сотрудники не знают, чего ожидать от нового руководителя. Часто бывает так, что человек при новом начальнике выполняет свои задачи так, как он привык, – а потом вдруг получает выговор за то, что чего-либо не спросил, о чем-то не уведомил.
И здесь задача руководителя состоит в том, чтобы подробно (поначалу даже излишне подробно) объяснять, что и как нужно делать, в какой момент времени, с каким качеством – чтобы команда и каждый ее участник поняли, что от них требуется.
Нужно прислушиваться, быть внимательным; не ломать все сразу, даже если команда, на ваш взгляд, неэффективна; уделять время на ее изучение и на объяснения своих действий.
В самом начале коммуникации, практически сразу после прихода и знакомства с коллективом, можно применить один простой, но очень эффективный прием. Попросите сотрудников сделать какое-то несложное и понятное действие, например передвинуть ваш стол на другое место. Это даст им сигнал, что с вами придется считаться.