Выстраивание эффективной налоговой системы: комментарий ульяновского эксперта
Фото: cookie_studio, freepik.com
Возрастает значение налогового мониторинга. ФНС все активнее заменяет традиционные проверки на онлайн-взаимодействие и удаленный доступ к бухгалтерской и налоговой отчетности налогоплательщика. В 2023 году в налоговом мониторинге принимали участие 445 компаний, которые обеспечивают 37% поступлений в федеральный и 22% в консолидированный бюджеты. В новом году на удаленный формат взаимодействия с ФНС перейдут уже 573 компании.
Кроме того, Правительство РФ продолжает повышать эффективность налоговой системы благодаря точечной настройке. Принято решение расширить перечень денежных премий в области культуры, лауреаты которых освобождаются от налога на доходы физических лиц (НДФЛ), а также перечень детских товаров, на которые распространяется пониженная ставка налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 10%.
- Общая эффективность и стройность налоговой системы России претерпела значительные трансформации за последние два десятилетия. И если основной целью нулевых был вывод большей части бизнеса из тени и расширение возможностей налогового планирования для субъектов бизнеса, то последние десять лет характеризуются точечной настройкой системы, максимально учитывающей как интересы государства, так и потребности субъектов экономики и населения.
Наиболее значимым налогом для физических лиц остается традиционно налог на доходы физических лиц. Постепенный рост финансовой грамотности населения значительно увеличил объем получаемых вычетов по НДФЛ из бюджета – социальных, имущественных и инвестиционных. Однако государство продолжает совершенствовать как содержание, так и механизм предоставления данных вычетов населению. Так, с 2023 года расширилась возможность получения социальных вычетов с расходов на здравоохранение, физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги на детей в связи с увеличением возраста последних с 18 до 23 лет. Более того, уже несколько лет активно практикуется и совершенствуется интерфейс личного кабинета налогоплательщика физического лица, позволяющего владеть актуальной информацией по состоянию расчетов гражданина с бюджетом в части налогов, просто и оперативно передавать заявление на вычет по НДФЛ, а также оформлять налоговые льготы по имущественным налогам физических лиц (при соблюдении условий).
Интересы семей с детьми учитывались при внесении дополнений в п.2 ст.164 НК РФ по расширению перечня детских товаров, облагаемых ставкой НДС 10%. С 1 января 2024 года этот перечень расширен.
Стоит напомнить о действующих мерах поддержки предприятий и индивидуальных предпринимателей, привлекающих наемных работников (реальные меры сокращения налоговой нагрузки для субъектов малого бизнеса). Так, с 2021 года в рамках применения патентной системы налогообложения у индивидуальных предпринимателей, относящихся к категории микробизнеса, появилась возможность сокращения величины патента, уплачиваемого в бюджет (от 50 до 100%) на величину фактически уплаченных страховых взносов за себя (предпринимателя) или страховых взносов от заработной платы работников. Аналогичная мера налогового стимулирования продолжает применяться и в рамках упрощенной системы налогообложения для объекта налогообложения «доходы». Важно отметить, что одновременно решается задача по стимулированию работодателей к начислению «белой» заработной платы работникам и своевременному перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды.
Также с 1 июля 2020 года по всей стране введен в действие налог на профессиональный доход (НПД), позволивший самозанятым предпринимателям снизить как налоги с доходов, так и получить экономию на фиксированных страховых взносах в части пенсионного страхования. Данный специальный налоговый режим позволил самозанятым гражданам и предпринимателям не только максимально упростить налоговый учет (отсутствует налоговая отчетность, расчет и уплата налога осуществляются через бесплатное мобильное приложение), но и вывести «из тени» большое количество налогоплательщиков, ранее не декларирующих свои дополнительные доходы из-за необходимости платить в 2-3 раза большие суммы налогов и сдачи налоговой отчетности. Несмотря на то, что НПД в данный момент реализуется как эксперимент, следует считать его высокоэффективным (предварительные плановые индикаторы его реализации до конца 2023 года уже превышены в два раза).
Эффективность налоговой системы характеризуется также и показателями результативности организации мероприятий налогового контроля. Здесь стоит отметить ежегодный прирост дополнительных налоговых доходов государства в виде доначисленных налогов, начисленных штрафов и пени при одновременном сокращении общего числа проверок. Причина состоит, в том числе, в активном расширении практики налогового мониторинга, проводимого в виде онлайн-взаимодействия субъектов налоговых отношений и удаленного доступа ФНС к бухгалтерской и налоговой отчетности налогоплательщика. В 2023 году налоговым мониторингом было охвачено около 450 компаний – крупнейших налогоплательщиков, обеспечивающих треть налоговых поступлений в федеральный и 22% в консолидированный бюджеты РФ. В 2024 году на удаленный формат взаимодействия с ФНС перейдут уже 573 компании.
Фото из архива Ирины Большухиной