Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Работа в балансе

Сфера технологий растет, несмотря на продолжающийся дефицит кадров. Все чаще можно встретить специалиста, у которого нет профильного образования, зато есть амбиции и желание развиваться. А бывает, что такой человек приходит на руководящую должность. Один из современных HR-трендов – это переобучение перспективных для компании людей. А что могут сделать сами сотрудники, которые неожиданно для себя стали руководителями?

Фото: Racool_studio, freepik.com

Из линейного специалиста – в руководители

Андрей Степанов, технический директор fuse8:

- Лишь малый процент директоров и руководителей технологических направлений составляют выходцы из других сфер. Поэтому если человек занимает эту должность, он, скорее всего, бывший разработчик или специалист с похожей квалификацией, весьма вероятно получивший соответствующее образование. Тогда для уравновешивания технических и менеджерских компетенций неизбежно придется развивать экспертизу в управлении. На мой взгляд, важно в первую очередь прокачиваться в областях найма, мотивации сотрудников и постановке целей для команды. Зачастую именно эти навыки становятся камнем преткновения для новоиспеченного технического руководителя.

Если есть желание расти до C-level, то обязательно стоит уделить внимание обучению в области выстраивания стратегии развития как команды, так и компании в целом. Кроме того, важно уметь правильно доносить результаты стратегической работы до сотрудников. Способность правильно выстроить коммуникацию здесь тоже очень важна.

Как бы банально это ни звучало, непрерывное обучение является ключом к тому, чтобы оставаться актуальным. Новые инструменты и подходы стоит черпать отовсюду: это и статьи от лидеров отрасли, и доклады опытных руководителей на конференциях, и книги, и курсы.

По опыту общения с менеджерами различных российских топовых Big Tech-компаний, я с уверенностью могу сказать, что эти люди поражают глубиной знаний по части технологий, глубоко понимают архитектуру ПО, с которым работают, могут прозрачно рассказать о сложностях и подводных камнях. Пусть код они не пишут, но это не мешает им отлично разбираться в ИТ-ландшафте. Глубокая погруженность, умение хорошо продумать и презентовать стратегию, знания о продуктовой разработке и понимание того, как строятся продукты в меняющемся мире, чтобы совместно с бизнесом создавать крутые решения – примерно так можно описать характеристики достойного технического директора технологической компании.

Для тех, кто испытывает сложности, могу порекомендовать классную книгу на эту тему автора Камиля Фурнье «От разработчика до руководителя. Менеджмент для IT-специалистов». В ней речь идет о том, как меняются компетенции технического руководителя по мере роста. Если хотите идти по этому пути, то книга может пролить свет на некоторые вещи.

В менеджеры – из других отраслей

Илья Шульга, директор по продукту BirdsBuild:

- Так как IT-сфера достаточно молодая, еще не сформировались единые требования к управленческим вакансиям в ней. Я бы выделил три базовые специализации, которые сегодня наиболее востребованы – продакт-менеджер, проджект-менеджер и скрам-мастер. Это главные боевые единицы на управленческом фронте в IT-сфере.

При этом ключевой парадокс заключается в том, что должность в двух разных IT-компаниях может звучать одинаково, но функционал, и, соответственно, навыки будут нужны совершенно разные. На мой взгляд, это связано со стадией развития как компании, так и самого продукта.

Когда компания выходит на новые рынки, у нее еще нет продукта. Тут важно провести качественные исследования. Нужны не технические навыки, а, в первую очередь, маркетинговые. И наоборот, если у вас уже есть команда разработчиков, вы создаете приложение не один год, но столкнулись с проблемами, например, плохого взаимодействия между техническим и другими отделами, то необходимо учиться переводить язык бизнеса на язык разработки.

Руководителю важно быть в балансе, потому что управление – это в первую очередь работа с людьми, независимо от того, знаете ли вы, как посчитать маркетинговую воронку или нет.

Рынки Запада и России очень отличаются с точки зрения требований к знаниям и способностям. На Западе преобладает культура специальных знаний, в том числе и в позициях менеджеров IT-сферы. Человек должен быть узкопрофильным специалистом и с определенными уникальными способностями. В России же дела обстоят иначе: у нас специалист должен уметь подстраиваться под текущую ситуацию, быть универсальным.

Если вы каждый день взаимодействуете с разработчиками, базовые знания технических аспектов у вас должны быть, но знать все особенности не обязательно. Для рядового управленца в российской IT-сфере, как и для руководителя в любом другом направлении главное – умение работать с людьми.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: