€ 106,08
$ 100,68
¥ 13,88
Спокойствие. Только спокойствие!
Фото: freepik.com
Корень зла
Евгений Громаковский, CEO корпоративного мессенджера Compass:
- Когда мы говорим о стрессе, это понятие правильно будет разделить по его источникам.
Первое – внешние факторы в жизни сотрудника, например, семейные проблемы или вопросы здоровья. Человек физически не может по щелчку пальца переключиться на рабочие задачи.
Второе – факторы внутренние. Сотрудники испытывают стресс, когда у них нет ясности, куда движется компания и как их работа влияет на достижение общих целей. При этом экономический фон не меняет эмоциональную составляющую компании, но оказывает давление на ее цели.
Еще одна часто встречающаяся проблема – токсичность в коллективе.
И внешние, и внутренние факторы стресса контролировать может только руководитель. Для этого необходимо постоянно собирать обратную связь от сотрудников и разговаривать с ними.
Если человека беспокоят внешние факторы, стоит выслушать, предложить помощь – проявить эмпатию и внимание к его жизни в отрыве от рабочих задач. Когда на сотрудника смотрят не только как на ресурс, это способствует установлению эмоциональной связи.
Если же людей беспокоят внутренние факторы, руководителю следует прояснить, куда движется компания и как усилия команды влияют на достижение целей.
Так как все люди разные, причины стресса тоже редко будут совпадать. Поэтому индивидуальный подход к каждому сотруднику поможет контролировать эмоциональную обстановку независимо от экономического подъема или упадка.
Оксана Васько, психолог, бизнес-тренер, преподаватель института практической психологии «Иматон»:
- Руководителю необходимо давать сотрудникам регулярную честную обратную связь по делам компании. Люди очень сильно переживают, когда они не понимают, чего ждать. И тогда они начинают сначала что-то надумывать, а потом накручивать себя, в результате чего возникает хронический стресс. Наш мозг не любит неопределенностей и незаконченности. Все, что неизвестно, автоматически вызывает стресс.
Это нас касается
Евгений Громаковский, CEO корпоративного мессенджера Compass:
- Очевидные последствия стресса – снижение эффективности отдельных сотрудников и команды в целом. Отрицательная эмоциональная нагрузка не даст сосредоточиться на рабочих задачах, в результате упадет и результативность компании.
Неочевидное последствие стресса даже у одного сотрудника – распространение токсичности на весь коллектив. Негатив, как правило, более заразителен, чем позитив. Поэтому если вовремя не распознать стресс одного сотрудника, в стрессе может оказаться вся команда. А это, в свою очередь, еще больше снизит эффективность компании.
Оксана Васько, психолог, бизнес-тренер, преподаватель института практической психологии «Иматон»:
- Когда речь идет о хроническом стрессе, последствия могут быть самыми разными. Например, человек не справляется с большим количеством стресса и уходит в психологические защиты, то есть, «сидит в домике», а не адаптируется к окружающей действительности.
Сотрудник может начать часто болеть, потому что все, что не переваривается в голове, отправляется в тело: частые простудные заболевания (7-8 раз в год), обострение гастрита, аллергии, кожные высыпания – все эти заболевания часто имеют психологическую основу.
На фоне постоянного стресса человек может начать выгорать. У него будет падать мотивация, и работа, с которой он раньше довольно легко справлялся, начнет казаться ему непосильной/очень сложной/несвоевременной. Он станет откладывать ее в сторону до лучших времен. Это называется прокрастинацией.
Человек может срываться на других – отыгрываться за постоянное напряжение.
Наконец, он способен к аутоагрессии, то есть, к направлению накопившегося напряжения на себя. Это грозит постоянным самоедством, самокритикой, обжорством/недоеданием, недосыпанием, алкогольной зависимостью и так далее.
Нервы под контролем
Оксана Васько, психолог, бизнес-тренер, преподаватель института практической психологии «Иматон»:
- В МЧС есть правило: если на месте происшествия вам что-то угрожает, не надо идти и помогать пострадавшим, ведь еще один труп никому лучше не сделает. В бизнесе примерно то же самое: чтобы руководителю помочь своим сотрудникам, ему самому нужен ресурс. Если же энергии нет, то помогать своими силами (выжимать из себя последние соки) точно не следует.
Можно:
1) привлечь отдел HR, чтобы он поддержал сотрудников;
2) нанять корпоративного психолога;
3) дать несколько дней отдыха сотрудникам, которые ценны для организации, если им просто нужно выдохнуть.
Самое главное во всем этом – наладить режим труда и отдыха (и распространить это на своих подчиненных). В одно и то же время ложиться спать, вставать, правильно питаться (4 раза в день), гулять, заниматься спортом, вовремя уходить с работы. Тогда организм довольно быстро придет в себя и начнет постепенно восстанавливаться.
Евгений Громаковский, CEO корпоративного мессенджера Compass:
- Если проявлять эмпатию и показывать сотруднику лояльность, тратить ресурсы на его удержание не придется.
Фраза «уходят не из компании, а от плохих руководителей» часто подтверждается. Если руководитель умеет слушать, помогает советом, вовремя дает ясность и пресекает токсичные настроения, сотрудник отплачивает своей лояльностью.
Но важно понимать, что такая лояльность должна идти с обеих сторон.
Ольга Пленкина, художник-концептуалист, основатель бренда одежды ANDRAMEDA:
- Контролировать эмоциональный фон в периоды упадка и подъема – важная задача. В трудные времена тревожность и стресс могут охватить команду. Нужно поддерживать открытую коммуникацию, честно говорить о ситуации, но при этом сохранять позитивный настрой. Объединяйте команду вокруг общей цели, создавайте атмосферу доверия. Празднуйте даже небольшие победы.
Неконтролируемый стресс одного или нескольких человек может иметь серьезные последствия. Очевидны снижение продуктивности, повышенная конфликтность, текучесть кадров. Менее очевидно то, как это влияет на атмосферу и энергетику всей команды. Негативные эмоции заразительны и могут погрузить всех в состояние повышенной тревожности.
Для баланса собственных ресурсов важно помнить, что люди – ваш главный актив, а не обуза. Фокусируйтесь на самых ценных сотрудниках, вкладывайте в их развитие. Не держите тех, кто демотивирован. Делегируйте полномочия, доверяйте команде, создавайте атмосферу, где люди чувствуют себя ценными.
Я рекомендую предпринять следующие меры:
1. Внедрить корпоративные программы по продвижению здорового образа жизни: организовать занятия йогой, фитнесом, создать корпоративный спортзал или предложить абонементы в ближайшие фитнес-клубы по льготным ценам.
2. Пригласить специалистов по стресс-менеджменту для проведения тренингов по осознанности, медитации, дыхательным практикам. Это можно сделать в формате курсов или открытых лекций.
3. Организовать зоны отдыха в офисе: комнаты для релаксации и медитации, игровые зоны. Оборудовать их мягкими креслами, музыкальным сопровождением, арт-объектами.
4. Проводить регулярные корпоративные мероприятия, направленные на сплочение команды и налаживание социальных связей между сотрудниками: пикники, квизы, творческие мастерские.
5. Стимулировать сотрудников заниматься хобби и интересными для них делами вне работы: предлагать гибкий график, оплачивать курсы по интересам.
6. Организовать психологическое консультирование в офисе. Привлечь корпоративных психологов для индивидуального и группового общения по запросам сотрудников.
7. Внедрить систему наставничества, когда опытные сотрудники курируют новичков. Это поможет облегчить адаптацию и повысит чувство поддержки внутри компании.
8. Проводить ежегодные оценки психологического климата в компании, выявлять ключевые стрессовые факторы и выстраивать адресные программы по их преодолению.
9. Обучать менеджеров и руководителей навыкам эффективной коммуникации, эмоционального интеллекта, мотивации команд. Это поможет создать благоприятную атмосферу.
Будучи художницей, я знаю, что негативные эмоции могут блокировать творческий потенциал сотрудников. Будучи руководителем, верю, что, создавая позитивную обстановку, основанную на доверии и сопричастности, мы можем преодолевать любые вызовы.
Главное – формировать и пропагандировать в компании культуру заботы о благополучии сотрудников. Только в здоровой психологической среде люди будут максимально продуктивны.