€ 105,69
$ 96,11
¥ 13,58
Символ бренда
Фото: freepik.com
Что значит логотип для современной компании?
Роберт Дерцян, CEO агентства TBTBO Brand Mastering:
- Людям, которые занимаются разработкой логотипов, очевидно, что это не просто графический знак, а глубинная сущность бренда, его идея и образ, которые формируются в сознании потребителей. Это не значит, что визуальная составляющая не важна: скорее, она играет роль дополнительного инструмента, а не самостоятельного носителя смысла.
Главный тезис, на котором строится работа бренд-менеджера, заключается в том, что логотип сам по себе не имеет ценности, если под ним нет выстроенного в умах потребителей и глубоко проработанного образа бренда. Самый красивый и технически сложный логотип будет бессилен, если люди не ассоциируют его с определенными качествами, идеями или эмоциями. Сам по себе логотип не может отражать ключевые аспекты бренда: его миссию, ценности, уникальные предложения и преимущества перед конкурентами. Логотип — лишь вершина айсберга.
Выбор посыла, который должен нести логотип, напрямую зависит от стратегической платформы бренда. Это может быть обещание качества, инновационности, надежности или любое другое ключевое значение, важное для целевой аудитории. В процессе разработки важно опираться на глубокое понимание того, что именно ценит аудитория и как бренд может удовлетворить эти потребности и желания.
При этом посыл подразумевает эмоциональное наполнение логотипа и айдентики на уровне восприятия, переданное через цвета, формы, сетку и шрифты. Мы воспринимаем Mercedes таким, каков он есть, не благодаря логотипу, а благодаря совокупности всех элементов бренда.
Чтобы логотип был действительно лишь вершиной айсберга, нужно начинать со стратегии. Разработка стратегической платформы бренда – это фундаментальный этап, предшествующий созданию айдентики. Он включает определение целевой аудитории, исследование рынка, формулировку уникального торгового предложения и разработку ключевых сообщений. Именно на основе этой стратегической платформы и будет создаваться логотип, который станет визуальным отражением сути бренда. Поэтому редко компании сегодня могут сделать высококлассный логотип своими силами: предварительно должна быть проведена большая подготовительная работа.
Современным брендам необходимо отходить от практики создания логотипа ради логотипа. В центре внимания должна быть работа над сущностью бренда, его ценностями и обещаниями. Логотип – это лишь один из инструментов, помогающих бренду взаимодействовать с аудиторией, но без прочной стратегической основы даже самый изысканный дизайн не сможет обеспечить успех.
Какой стиль использовать в 2024 году?
Софья Иванова, ведущий дизайнер HTDev, Ульяновск:
- Логотип является частью целостного образа – брендинга – компании, поэтому важно, чтобы он имел связь с ее сферой деятельности. Также при разработке логотипа необходимо определить, какие ценности он должен отражать: например, надежность, стабильность, безопасность или же радость, яркие впечатления и новые эмоции. Конечно, товарный знак – это не визитка или вывеска, в связи с чем он не с первого раза может рассказать, чем компания занимается, но грамотный логотип, разработанный с учетом целевой аудитории, позволит вызвать нужный эмоциональный отклик, повысит лояльность к продукту и его узнаваемость через рекламные коммуникации (билборды, буклеты, соцсети и другой маркетинг)
Тренды в создании логотипов в 2024 году:
1. Простота и контрастность. Мы живем в мире, который перенасыщен информацией, поэтому бренды стремятся облегчить свой товарный знак. За последнее время свои логотипы упростили «Тинькофф», Nissan, МТС, Nokia, «Яндекс Лавка», Студия Лебедева и «М. Видео».
Простые формы легче наносить на разные поверхности, их не потребуется изменять при уменьшении размера, чтобы все детали хорошо считывались. Такой тренд подойдет для взрослой аудитории.
2. Шрифты в стиле 60-80-х годов прошлого столетия. В последнее время компании стали обращать внимание на винтажные тенденции: они позволяют людям определенного поколения и любителям стиля ретро почувствовать приятную ностальгию. Такой логотип подойдет бренду косметики, ресторану, в меню которого есть классические блюда или переосмысления классики, ювелирному дому, барбершопу и, кстати, продуктам питания с отсылкой к СССР (мороженому, колбасе, молоку в треугольниках).
3. Символизм. Например, если продукт транслирует традиционные, семейные ценности, то при разработке логотипа стоит сделать акцент на ассоциациях с устойчивостью, защищенностью, стабильностью. К таким товарным знакам лучше добавлять словесную часть: название компании, емкий слоган. А при выборе цвета стоит отдать предпочтение нейтральным, не кричащим оттенкам.
4. Яркие цвета и градиенты. Это тренд для молодежи и «продвинутой» аудитории – тех людей, которые держат руку на пульсе, следят за технологическими новинками, модными тенденциями и активно внедряют все это в свою жизнь. Часто используется, когда требуется сделать упор на современные интерпретации мировых трендов: экологичность, правильный образ жизни, технологии и так далее.
5. Использование нейросетей. Современные площадки с подключенным базами нейронной сети, например, Free Logo Design, Renderforest, Logoza, позволяют самостоятельно создавать логотипы. Так как многие бренды имеют символьный логотип, то те, кто только начинает свой бизнес, могут подобрать понравившийся шрифт со свободной лицензией. Но если есть потребность и возможность глубже погрузиться в аудиторию и обратиться к проверенному специалисту с хорошим портфолио, можно создать по-настоящему привлекательный образ бренда, благодаря чему брендинг не только окупится, но и поможет собрать качественную базу лояльных покупателей. Это, несомненно, скажется на прибыли.
Как оживить образ бренда?
Сергей Козлов, генеральный директор «Мегаплан»:
- Важность именно логотипа, на мой взгляд, многие зачастую преувеличивают. Когда в 2009 году создавалась наша IT-компания, нашим фирменным символом стал зеленый самолетик. Он олицетворял отказ от бумаги (мы сворачивали бумажный самолетик и запускали его в небо) и переход к внутреннему цифровому обмену информацией и документами.
Потом появился Telegram с голубым самолетиком, и мы задумались о смене логотипа, чтобы не было путаницы. Однако пришли к выводу, что не всегда логотип привлекает клиентов: это может делать маскот, то есть олицетворенный образ бренда. Персонаж, который ассоциируется с продуктом или компанией, помогает провести клиента за руку по сайту или внутри цифрового решения, несет положительный заряд энергии (прим. редакции: маскот эффективно используется в В2С. Пример – Сберкот у «Сбербанка и кролик Квики у Nesquik). И хотя в тренде механистические логотипы, то есть разного рода эмблемы, символы и геометрические фигуры, нам ближе человеческий персонаж.
Создать рабочий логотип своими руками тоже вполне реально. Для генерации черновиков и прототипирования достаточно хорошо подходит ChatGPT. После этого логотип или маскот (а можно и то, и другое) можно отдать иллюстратору, который «оживит» его, нарисует несколько поз для использования на сайте и в рекламе.