Как преодолевать кризисы, разногласия и конфликты в партнерстве
С разрешения издательства «Бомбора» публикуем отрывок из книги.
Кризисы
Кризис – событие, которое меняет привычный уклад и порядок. Точнее – ощущение человека, что случившееся привело к трансформации, и так, как делали раньше, теперь уже нельзя.
Если совсем глубоко копать, получится так: никакое событие само по себе не является кризисом – только наш собственный вывод о том, что оно меняет правила игры, делает его таковым.
Важно: кризисы в бизнес-партнерстве происходят часто, и с ними надо уметь работать.
Причина большого числа партнерских конфликтов и прекращения сотрудничества в том, что во взаимодействии возникали кризисы: кто-то переставал делать то, о чем договорились. При этом партнеры этого не замечали, не придавали значения или не прорабатывали. Недовольство копилось, а потом превращалось в разрушающий поток эмоций, слов и действий.
Чтобы быстрее замечать кризисы, разберемся, какие они бывают. Если не рассматривать подробности с точки зрения теории психологии, в партнерстве эти явления можно разделить на внутренние и внешние, позитивные и негативные.
Внутренний кризис совладельцев бизнеса возникает из-за событий и действий, которые происходят непосредственно с самими партнерами. Например, внутренний кризис для
семейного бизнеса – расторжение брака: муж с женой были партнерами и развелись. Кризис ли такой развод? Да, в чистом виде, потому что их бюджет раньше был совместным, а теперь – раздельный. Могут ли они остаться в партнерстве? Абсолютно точно могут.
Другие примеры внутренних кризисов связаны с тем, что один из партнеров:
● прошел обучение в бизнес-школе и теперь иначе смотрит на принципы ведения бизнеса;
● переосмыслил личностные установки и принципы после определенных событий в своей жизни;
● решил уехать в другую страну и оттуда продолжить совместный бизнес;
● попал в аварию или заболел и больше не может выполнять прежние функции;
● отстранился от дел – или так кажется второму партнеру;
● не согласен с политической позицией второго партнера и эмоционально это демонстрирует.
Внешние кризисы не связаны с личностями и обстоятельствами жизни совладельцев, но значимо влияют на их бизнес или взаимодействие.
Например:
● у компании появился первый инвестор;
● партнеры решили выдать опцион – долю компании в будущем – ценному сотруднику или топ-менеджеру компании;
● конкуренты компании ушли с рынка;
● правительство ввело запрет или ограничило деятельность компании.
Кризисы бывают негативные и позитивные. Об этом стоит помнить, потому что обычно их путают с конфликтами.
Предприниматель может ждать кризис только от негативных событий, например пандемии или санкций, и при этом игнорировать позитивные экстраординарные изменения. Последние тоже способны разрушить отношения, если на них вовремя не среагировать в партнерстве.
Примеры негативных событий, которые приводят к кризису:
● кассовый разрыв, который партнерам придется закрывать своими деньгами;
● пожар в офисе, который повлечет траты на восстановление помещения и техники;
● внезапный переход топ-менеджеров компании к конкуренту;
● задержание или арест бизнес-партнера.
Примеры позитивных событий, которые приводят к кризису:
● резкий рост продаж, производства или всех показателей компании в целом;
● возросшая известность одного из партнеров – его приглашают выступать на конференциях и подкастах, давать интервью и работать лектором в бизнес-школе;
● рождение ребенка в семье одного из совладельцев;
● начало отношений между партнерами или регистрация брака.
Разногласия
Разногласия – это несовпадение точек зрения по какому-то вопросу. Когда они возникают – это нормально и даже хорошо. Их отсутствие указывает на сложности во взаимодействии. Если партнеры во всем всегда согласны, то непонятно, зачем они друг другу. Это как отношения главы итальянской мафии Дона Корлеоне и его советника – консильери: есть ведущий и есть его «второй номер» – имеющий право совещательного, но не решающего голоса советник.
Проблемой становятся не сами разногласия, а эмоции, которые они провоцируют.
Почему возникают необратимые реакции совладельцев, которые препятствуют решению разногласий? Первая причина – кто-то из партнеров не умеет распознавать свои эмоции и чувства, и поэтому они копятся, а потом выплескиваются в самый неожиданный момент.
Вторая причина – у компаньонов нет привычки и умения обсуждать друг с другом свое эмоциональное состояние, в том числе недовольство. Вместо этого они говорят о ситуации с другими. Их собеседники не знают деталей и причин поступков, а также мыслей и чувств конфликтующих сторон. Из-за этого «пострадавший» партнер только укрепляет свое ощущение правоты, а не пытается разобраться в ситуации и понять точку зрения второго партнера.
Чтобы снизить риск возникновения эмоционально заряженных ситуаций, компаньонам нужно регулярно разговаривать друг с другом. И говорить не только о работе – как самотрудоустроенные руководители, – но и как совладельцы. Для этого нужно делать партнерские дни.
В разногласии каждая сторона может использовать одну из стратегий:
● приспособление,
● соперничество,
● избегание,
● компромисс,
● сотрудничество.
Четыре из них неконструктивны в долгосрочных отношениях.
Конфликты
Конфликт – противоречие или несогласие, которое уже перешло в стадию намеренного противодействия. Партнер может саботировать какую-то часть работы открыто или скрыто: например, не предлагать идеи, просить своих сотрудников не работать над задачей в первом приоритете, препятствовать их действиям, нарушать договоренности.
Расскажем, как решать конфликты и как ими управлять во благо партнерства.
Не стоит действовать на этапе эскалации конфликта. В открытом противостоянии любая коммуникация будет расцениваться как нападение. Этот этап надо пережить – и уже потом браться за разрешение ситуации.
Если вы можете спокойно слушать партнера с противоположным мнением, попытаться понять его аргументы и гипотетически встать на его сторону, скорее всего, эскалация в конфликте прошла, а значит, самое время вырабатывать совместные решения.
Приглашайте третьего участника. Зовите нейтрального профессионального посредника в переговорах – медиатора. Он сможет задать фрейм, рамку разговора, основанную не на эмоциях, а на повестке, о которой договорились партнеры.
Тщательно подбирайте слова. Во время конфликта все находятся в нервном напряжении, и любая некорректная фраза может привести к взрыву. Поэтому постарайтесь общаться без генерализации и обобщений. Есть триггерные слова, которые совершенно точно выводят из себя и раздражают – например, «да он всегда», «постоянно», «никогда» или «ничего не делает», «никто не занимается» и тому подобное.
Подбирая слова, очень важно использовать Я-сообщения, которые обезоруживают собеседника и создают новый уровень искренности. Так называют заявления о своих чувствах, эмоциях, переживаниях и мыслях. Вместо «ты не последовательный», «ты меня раздражаешь» можно сказать «я не уследил за повествованием», «я чувствую нестабильность», «я хочу разобраться». Когда вы говорите о себе, с этим невозможно спорить, потому что вам всегда виднее – и дискутировать тут не о чем.
Не забывайте о праве передумать, пока договоренность неполная. Правило звучит так: «Пока не договорились обо всем – не договорились ни о чем». Когда стороны находятся в конфликте, никто не готов первым идти навстречу, вытаскивать все карты из рукава и открыто заявлять о том, что ему нужно. Каждый хочет получить реализацию только своих пожеланий, но так дело не сдвинется с места. Это правило всегда полезно озвучить в начале обсуждения. Его цель – сделать так, чтобы партнеры не боялись выкладывать варианты, в которых они идут навстречу друг другу.
Фото предоставлено издательством «Бомбора»