Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Как преодолевать кризисы, разногласия и конфликты в партнерстве

Увидела свет книга «Совладельцы», в которой ее авторы – Дмитрий Гриц и Дмитрий Кибкало – рассказывают о том, как не превратить компанию в поле боя и сделать бизнес-партнерство долгим, надежным и прибыльным.
С разрешения издательства «Бомбора» публикуем отрывок из книги.

Кризисы

Кризис – событие, которое меняет привычный уклад и порядок. Точнее – ощущение человека, что случившееся привело к трансформации, и так, как делали раньше, теперь уже нельзя.

Если совсем глубоко копать, получится так: никакое событие само по себе не является кризисом – только наш собственный вывод о том, что оно меняет правила игры, делает его таковым.

Важно: кризисы в бизнес-партнерстве происходят часто, и с ними надо уметь работать.

Причина большого числа партнерских конфликтов и прекращения сотрудничества в том, что во взаимодействии возникали кризисы: кто-то переставал делать то, о чем договорились. При этом партнеры этого не замечали, не придавали значения или не прорабатывали. Недовольство копилось, а потом превращалось в разрушающий поток эмоций, слов и действий.

Чтобы быстрее замечать кризисы, разберемся, какие они бывают. Если не рассматривать подробности с точки зрения теории психологии, в партнерстве эти явления можно разделить на внутренние и внешние, позитивные и негативные.

Внутренний кризис совладельцев бизнеса возникает из-за событий и действий, которые происходят непосредственно с самими партнерами. Например, внутренний кризис для

семейного бизнеса – расторжение брака: муж с женой были партнерами и развелись. Кризис ли такой развод? Да, в чистом виде, потому что их бюджет раньше был совместным, а теперь – раздельный. Могут ли они остаться в партнерстве? Абсолютно точно могут.

Другие примеры внутренних кризисов связаны с тем, что один из партнеров:

● прошел обучение в бизнес-школе и теперь иначе смотрит на принципы ведения бизнеса;

● переосмыслил личностные установки и принципы после определенных событий в своей жизни;

● решил уехать в другую страну и оттуда продолжить совместный бизнес;

● попал в аварию или заболел и больше не может выполнять прежние функции;

● отстранился от дел – или так кажется второму партнеру;

● не согласен с политической позицией второго партнера и эмоционально это демонстрирует.

Внешние кризисы не связаны с личностями и обстоятельствами жизни совладельцев, но значимо влияют на их бизнес или взаимодействие.

Например:

● у компании появился первый инвестор;

● партнеры решили выдать опцион – долю компании в будущем – ценному сотруднику или топ-менеджеру компании;

● конкуренты компании ушли с рынка;

● правительство ввело запрет или ограничило деятельность компании.

Кризисы бывают негативные и позитивные. Об этом стоит помнить, потому что обычно их путают с конфликтами.

Предприниматель может ждать кризис только от негативных событий, например пандемии или санкций, и при этом игнорировать позитивные экстраординарные изменения. Последние тоже способны разрушить отношения, если на них вовремя не среагировать в партнерстве.

Примеры негативных событий, которые приводят к кризису:

● кассовый разрыв, который партнерам придется закрывать своими деньгами;

● пожар в офисе, который повлечет траты на восстановление помещения и техники;

● внезапный переход топ-менеджеров компании к конкуренту;

● задержание или арест бизнес-партнера.

Примеры позитивных событий, которые приводят к кризису:

● резкий рост продаж, производства или всех показателей компании в целом;

● возросшая известность одного из партнеров – его приглашают выступать на конференциях и подкастах, давать интервью и работать лектором в бизнес-школе;

● рождение ребенка в семье одного из совладельцев;

● начало отношений между партнерами или регистрация брака.

Разногласия

Разногласия – это несовпадение точек зрения по какому-то вопросу. Когда они возникают – это нормально и даже хорошо. Их отсутствие указывает на сложности во взаимодействии. Если партнеры во всем всегда согласны, то непонятно, зачем они друг другу. Это как отношения главы итальянской мафии Дона Корлеоне и его советника – консильери: есть ведущий и есть его «второй номер» – имеющий право совещательного, но не решающего голоса советник.

Проблемой становятся не сами разногласия, а эмоции, которые они провоцируют.

Почему возникают необратимые реакции совладельцев, которые препятствуют решению разногласий? Первая причина – кто-то из партнеров не умеет распознавать свои эмоции и чувства, и поэтому они копятся, а потом выплескиваются в самый неожиданный момент.

Вторая причина – у компаньонов нет привычки и умения обсуждать друг с другом свое эмоциональное состояние, в том числе недовольство. Вместо этого они говорят о ситуации с другими. Их собеседники не знают деталей и причин поступков, а также мыслей и чувств конфликтующих сторон. Из-за этого «пострадавший» партнер только укрепляет свое ощущение правоты, а не пытается разобраться в ситуации и понять точку зрения второго партнера.

Чтобы снизить риск возникновения эмоционально заряженных ситуаций, компаньонам нужно регулярно разговаривать друг с другом. И говорить не только о работе – как самотрудоустроенные руководители, – но и как совладельцы. Для этого нужно делать партнерские дни.

В разногласии каждая сторона может использовать одну из стратегий:

● приспособление,

● соперничество,

● избегание,

● компромисс,

● сотрудничество.

Четыре из них неконструктивны в долгосрочных отношениях.

Конфликты

Конфликт – противоречие или несогласие, которое уже перешло в стадию намеренного противодействия. Партнер может саботировать какую-то часть работы открыто или скрыто: например, не предлагать идеи, просить своих сотрудников не работать над задачей в первом приоритете, препятствовать их действиям, нарушать договоренности.

Расскажем, как решать конфликты и как ими управлять во благо партнерства.

Не стоит действовать на этапе эскалации конфликта. В открытом противостоянии любая коммуникация будет расцениваться как нападение. Этот этап надо пережить – и уже потом браться за разрешение ситуации.

Если вы можете спокойно слушать партнера с противоположным мнением, попытаться понять его аргументы и гипотетически встать на его сторону, скорее всего, эскалация в конфликте прошла, а значит, самое время вырабатывать совместные решения.

Приглашайте третьего участника. Зовите нейтрального профессионального посредника в переговорах – медиатора. Он сможет задать фрейм, рамку разговора, основанную не на эмоциях, а на повестке, о которой договорились партнеры.

Тщательно подбирайте слова. Во время конфликта все находятся в нервном напряжении, и любая некорректная фраза может привести к взрыву. Поэтому постарайтесь общаться без генерализации и обобщений. Есть триггерные слова, которые совершенно точно выводят из себя и раздражают – например, «да он всегда», «постоянно», «никогда» или «ничего не делает», «никто не занимается» и тому подобное.

Подбирая слова, очень важно использовать Я-сообщения, которые обезоруживают собеседника и создают новый уровень искренности. Так называют заявления о своих чувствах, эмоциях, переживаниях и мыслях. Вместо «ты не последовательный», «ты меня раздражаешь» можно сказать «я не уследил за повествованием», «я чувствую нестабильность», «я хочу разобраться». Когда вы говорите о себе, с этим невозможно спорить, потому что вам всегда виднее – и дискутировать тут не о чем.

Не забывайте о праве передумать, пока договоренность неполная. Правило звучит так: «Пока не договорились обо всем – не договорились ни о чем». Когда стороны находятся в конфликте, никто не готов первым идти навстречу, вытаскивать все карты из рукава и открыто заявлять о том, что ему нужно. Каждый хочет получить реализацию только своих пожеланий, но так дело не сдвинется с места. Это правило всегда полезно озвучить в начале обсуждения. Его цель – сделать так, чтобы партнеры не боялись выкладывать варианты, в которых они идут навстречу друг другу.

Фото предоставлено издательством «Бомбора»

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: