Новая эра частного образования
Фото: freepik.com
- Сегодня частное образование становится все более популярным явлением. Действительно ли это так? Как обстоят дела в нашем городе?
- Рост частного образования – это общемировая тенденция, в России она крепнет с каждым годом. Например, в Москве уже 5% всех школьников учатся в частных школах. В Самаре открыты 16 официальных общеобразовательных организаций.
Ульяновск в этом плане отстает от показателей ведущих российских регионов. Однако региональное Министерство просвещения и воспитания поддерживает наши начинания, проблем с выделением законодательно установленного финансового субсидирования нет. Другое дело, что высокие входные финансовые барьеры не позволяют новому бизнесу в этой сфере работать легко и быстро: организация современной частной школы с качественным образованием, лицензией и аккредитацией – это очень затратно.
- Для отрасли со своей сложной спецификой 5% в Москве, 16 школ в Самаре – это достаточно большие цифры.
- Да. И нужно отметить, что в этой статистике отсутствуют, например, так называемые семейные школы, которые работают по лицензии на дополнительное образование (хотя многие полагают, что они реализуют общее).
- Как вы думаете, почему родители сегодня делают выбор в пользу частных школ?
- Этому может быть множество объяснений. Но все они так или иначе упираются в потребности детей. Сегодня они окружены огромным количеством информации буквально с рождения: телевидение, интернет, гаджеты и так далее. Технический прогресс, с одной стороны, хорошее дело, а с другой, он сильно перегружает неокрепшую психику, и тут возникает нужда в щадящих, персонализированных методах подачи информации. Такие подходы крайне тяжело практиковать в классах численностью 25-30 человек. Поэтому малокомплектные коллективы, в которых не более 15 детей, в этом плане значительно эффективнее.
Второй момент – частные школы предлагают родителям не просто образование для их детей, а комплекс сопутствующих услуг: у нас это компонент православной культуры, у кого-то – формат пансиона, у других еще какие-то дополнительные, так скажем, бонусы.
Однажды я услышал от одного из родителей такую фразу: «Придя в школу, я хочу аплодировать своему ребенку, а не его одноклассникам». Для нас – и, пожалуй, для всего частного образования – это полноценный девиз, ведь у каждого ученика есть потенциал, и наш долг – создать среду, в которой этот потенциал будет раскрываться.
- В вашей гимназии уже пять выпусков. По ним можно судить о реальной эффективности частного образования?
- Статистика такова: из региона 10% выпускников поступают в вузы, которые входят в ТОП-100 России. У нас по гимназии этот показатель равен 30%. Да, кто-то поступает на бюджет, кто-то на платное, но суть одна: в таких университетах непросто быть успешным. Учителям нужно привить детям главное – умение учиться, причем учиться в очень высокой конкуренции.
Бытует такое мнение, что в частных школах создаются тепличные условия абсолютно для всех, кто готов платить. Но каждому родителю, каждому ученику и каждому педагогу важно понять и принять высказывание В.А. Сухомлинского: «Поставь над собой хоть сто учителей – они окажутся бессильными, если ты не сможешь заставить себя и сам требовать от себя». Без должного усердия и тяги к знаниям преуспеть здесь действительно сложно: частные школы не только реализуют Федеральный стандарт, но и дополняют его, стремятся развивать в школьниках способности к осознанному анализу и преобразованию информации, тайм-менеджменту. Много времени уделяется «мягким» навыкам: их обычно очень не хватает выпускникам, которых готовили исключительно к сдаче ЕГЭ.
- А как сегодня государство взаимодействует с частным образованием?
- Частное образование – просто форма собственности. Согласно закону, такие организации имеют одинаковые права и обязанности с государственными бюджетными организациями. Органы власти заботятся о каждом ребенке: у нас нет «негосударственных» детей. Поэтому мы активно взаимодействуем с правительством и различными ведомствами. Повторю, у нас нет проблем с субсидиями, к нам не придираются больше других лишь потому, что наши родители платят за обучение. Мы так же, как и муниципальные школы, получаем консультативную помощь.
Совсем другой вопрос заключается в том, что содействия частному образованию как бизнесу, безусловно, бывает мало. Потребности населения растут, и мы не всегда можем закрыть их своими ресурсами: например, набрать больше классов или обеспечить детей бесплатным питанием. Но и подобные вопросы решаются. Не быстро, конечно, но решаются.
Мы уже давно отошли от статуса просителей, которым поддержка нужна для выживания. Сегодняшняя наша позиция заключаются в стремлении к расширению, чтобы закрыть растущий спрос общества на услуги, которые, как мы можем видеть, дают весьма достойные показатели и по уровню образования детей, и по твердости их духовно-нравственных ориентиров.
- Недавно вы посетили Съезд частного образования, который прошел в Общественной палате РФ. Что это за мероприятие?
- Это ежегодная встреча руководителей частных школ из разных регионов России. В нем принимают участие еще и депутаты Государственной Думы, которые курируют частное образование, и представители бюджетных организаций, вузов. Обычно там освещаются юридические вопросы, трудности и проблемы отрасли. Участники делятся опытом, обмениваются практиками, устанавливают связи между своими учреждениями (так, мы уже не первый год сотрудничаем с некоторыми московскими частными школами) и просто заводят полезные знакомства. Эксперты проводят методические мероприятия, круглые столы. По итогам съезда обязательно формируется резолюция, которая отправляется в Совет Федерации и в Государственную Думу для решения наболевших вопросов.
- Насколько я поняла, этот Съезд обсуждал три основных темы. Первая – реализация государственной программы по патриотическому, духовному, нравственному и трудовому воспитанию детей и молодежи. Насколько частное образование в этом преуспевает?
- В этом мы ориентируемся на родителей. А им важно видеть своих детей активными молодыми людьми с высокой гражданской позицией, чтобы они ценили культуру, знали и принимали какие-то добрые идеалы и ценности, могли быть не только наблюдателями, но и созидать нечто значимое для себя и мира.
Не так давно в России приняли постановление, согласно которому в каждой школе должны быть свои театр и музей. Но в большинстве частных организаций театр – это один из самых фундаментальных культурообразующих элементов, который появляется практически с основания. Согласно концепции частной школы, каждый ребенок должен пройти через сцену и понять, что он может дать своему школьному коллективу. А в наш музей ребята порой приносят очень интересные экспонаты, семейные реликвии, о которых с любовью и гордостью рассказывают своим одноклассникам. Отсюда и начинается патриотизм. Любить родину – это не просто громкие слова, это действия, и иногда им можно и нужно быть маленькими: от этого они не потеряют своей значимости.
К развитию всех этих качеств стремится каждая школа. У частных порой бывает элементарно больше ресурса, чтобы уделить культурному и духовному росту чуть больше внимания.
- Следующий вопрос съезда – частное образование и вызовы времени. О каких вызовах шла речь?
- В основном это онлайн-образование и искусственный интеллект. Столкнувшись не так давно с дистанционным обучением и, что еще важнее, с желанием многих учителей и учеников продолжать его, мы смогли увидеть проблемы, которые это в себе несет. Главная из них – нехватка личного контакта, обычного живого общения и чувства дружеского плеча. Даже этот съезд мог бы пройти в онлайн-формате – в конце концов, столько людей со всей России летели в Москву, это время они могли бы потратить и на другие важные дела. Но ведь результаты встречи тогда были бы совсем другими! Человеку нужен человек – это аксиома, а обучение детей – слишком важная цель, чтобы заниматься ею, отгородившись от воспитанников экраном.
Электронное обучение, интернет, смартфоны – это дань времени, это инструмент, но одновременно и большое препятствие, которое, если его игнорировать, может понизить качество образования.
- А что делать, чтобы противостоять этому?
- Единственный способ – оторвать ребенка от телефона и предложить ему что-то более привлекательное. То, чем он будет заниматься сам и с большим удовольствием. Нужно постоянно что-то придумывать, генерировать новые идеи, темы, чтобы детям хотелось оставаться здесь, в реальном мире, больше, чем в виртуальном. Тут необходим не запрет и не переубеждения, а настоящий интерес ребенка к происходящему рядом с ним.
- Третий вопрос касался государственно-частного партнерства и нормативно-правовой базы. О чем это?
- Сейчас существует масса законов, написанных для государственного образования. Они подходят под бюджетные школы, но часто не учитывают специфику частных. Там много моментов, которые пока друг с другом не согласуются, и в сумме они дают весьма существенные различия в отношении разных организационных вопросов. Все это – лишь следствие недостаточно тесной коммуникации между государством и частными школами. Если бы мы более системно двигались навстречу друг другу, обменивались обратной связью и совместно решали назревшие проблемы, наша отрасль справлялась бы со своими задачами еще эффективнее.
- Как вы думаете, что ждет частное образование в ближайшие годы?
- Все трудности, которые прямо или косвенно негативно влияют на всю систему образования, свойственны и государственным, и частным школам. Это и учебная перегрузка детей, и переполненное информационное поле, и высокий темп изменений в содержаниях программ, в ожиданиях и окружении. Всем нам нужно противостоять этим вызовам и преодолевать их с максимальной пользой для учащихся, пусть мы и будем делать это с разной эффективностью.
Что касается именно частного образования, то взрослых людей, которые осознают, что их детям нужны специальные условия, потому что у них особые потребности, и которые могут финансово поддерживать обеспечение таких условий, меньше не становится. Кроме того, сами частные образовательные организации имеют полное право финансово поддерживать обучение детей, попадающих под необходимые для этого требования, и сегодня это реализуется. Например, учащихся, которые имеют успехи в творчестве, спорте, олимпиадах, школы по мере своих возможностей стараются поддерживать. Все это позволит частному образованию развиваться и дальше.
Тренд неукоснительно идет на укрепление коммерческих структур. Практически все организации, которые создавались даже в непростых условиях последних лет, выжили и значительно преуспели. Сегодня именно они предлагают какие-то новые проекты, задают тенденции и в чем-то даже опережают муниципальные организации. Думаю, так будет и дальше.