- К сожалению или к счастью, в любом конфликте есть риск возникновения конфликтов между сотрудниками или между сотрудником и руководителем. Почему к счастью? Потому что конфликтные ситуации - зона роста для компании в целом: конфликты на ровном месте не возникают.
В моей практике случались конфликты разного масштаба и с разными последствиями для людей и бизнеса. Какие выводы могу сделать из своего опыта разрешения конфликтов и непосредственного в них участия?
Любой конфликт можно обнаружить на стадии его зарождения, для этого нужно отслеживать атмосферу в коллективе. Очень действенным методом является разговор один на один с сотрудником в формате личной беседы за чашкой кофе. Спросите у него, как он себя чувствует, что его беспокоит, в каких отношениях он с остальными членами коллектива. Важно гарантировать оппоненту конфиденциальность, создать атмосферу доверия. Такие периодические разговоры помогают спрогнозировать возможные противостояния в коллективе, выявить потенциальных зачинщиков и понять причины.
Есть известное правило - хвали при всех, ругай лично. Зачастую конфликты возникают на фоне несдержанности руководителя, при эмоциональном поведении в сторону сотрудника при свидетелях, что может спровоцировать конфликт.
Отличный способ поддерживать здоровую спокойную обстановку в коллективе - организация мероприятий вне работы - корпоративы, совместные походы на спорт или в театр. Это разряжает атмосферу в коллективе и дает сотрудникам возможность сменить обстановку и развеяться.
К сожалению, много конфликтов возникает на фоне нарушения личных границ и субординации между сотрудниками и руководителем. Это очень важно, выстроить и сохранять экологичные границы - залог спокойствия на рабочем месте. Например, когда руководитель нарушает границы и начинает дружить с подчиненным, уходит субординация, дружба смешивается с работой, а это отличная почва для конфликта: нет авторитета, нет страха увольнения и санкций, - вы же друзья. Нужно четко разграничивать работу и личные отношения.
При серьезных конфликтах рекомендую обращаться к профессиональным коучам и медиаторам для объективного и продуктивного разрешения конфликтов. И запомните, атмосфера в коллективе влияет на конечный продукт и вашего клиента, это все очень взаимосвязанные вещи. Не нужно избегать конфликтов, нужно научиться управлять ими, находить в них выгоду для людей и бизнеса.