Артем Ладьянов: «Сложности стимулируют нас находить новые решения»
Фото: ПАО МТС
– Артем, связь «тогда» и «сейчас» отличается кардинально? Что нынешние пользователи услуг и сервисов уже не помнят или не знают?
– В 2004 году, когда я учился на 1 курсе университета, у меня появился первый сотовый телефон. Тогда были доступны лишь базовые опции: немного звонков и SMS, платные входящие. Расчеты – в долларах, а пополнить счет можно было в офисе оператора либо купив карту. В те времена был внутрисетевой роуминг, звонок абонента, выехавшего из области и звонившего домой, обходился недешево. Причем платил тот, кому звонили.
– Вы рассказали про звонки, а каким был два десятилетия назад в Ульяновске мобильный интернет?
– Очень медленный и дорогой. В 2004 году горожане попробовали WAP за 16 центов в минуту. В 2005 году появился GPRS со скоростями 20–40 Кбит/с. Сейчас скорости выросли в сотни раз: в сети 4G абоненты пользуются сервисами на 75–150 Мбит/с, и это не предел. Причем такой рост изменил и наши привычки. Раньше на праздники мы отправляли открытки почтой, и они могли идти неделями. Сейчас же мы за доли секунды отправляем открытку в мессенджере на другой конец страны или переводим деньги в онлайн-банке. Базой для этих изменений стало мощное развитие мобильных сетей и, как следствие, появление все новых интернет-сервисов. Сегодня наши абоненты не только пользуются связью, но и копят кешбэк, слушают музыку, смотрят фильмы с помощью нашей экосистемы. И кстати, с недавних пор жители снова могут подключать безлимитный интернет.
– Напрашивается вывод, что мы все чаще пользуемся интернетом и все больше нагружаем сеть. Это так?
– Отчасти вы правы: объем интернет-трафика в нашей сети по всей Ульяновской области ежегодно растет на треть.
– Но сети операторов построены на зарубежном оборудовании, которое сейчас не поставляется. Ждет ли нас с таким темпом цифровизации ухудшение качества связи?
– Сложности стимулируют нас находить новые решения. Точно могу сказать одно – мы продолжаем активно строить сеть в регионе. И это многоплановая задача: Ульяновская область большая, разнородная. В 2023 году, когда я приехал в регион, были выделены дополнительные ресурсы, чтобы мы смогли улучшить сеть, это остается для нас ключевой задачей и сегодня. В конце 2024-го и начале 2025 года планируем к запуску несколько десятков «вышек», закроем проблемные участки в Ульяновске, Димитровграде и в районных центрах области. Обновляем и сеть фиксированной связи. Из последних примеров, к началу этого учебного года мы запустили в Ульяновске гигабитный интернет. Это охват порядка 180 тыс. квартир в нескольких районах города.
Усилить сеть можно не только стройкой, но и оптимизацией. Например, переназначение частот из менее используемого 3G в более востребованный 4G позволило нам значительно «прокачать» сеть. Мы вели работы два года и начинали с города атомщиков Димитровграда, а завершили проект, обновив инфраструктуру в Ульяновске. Поэтому наша сеть готова и к нагрузкам, и к новым абонентам.
– А что вы можете сказать про небольшие деревни, где живет, например, 100 человек? Дойдет ли до них когда-нибудь связь?
– В одиночку все такие деревни не покрыть. Поэтому мы тесно работаем с властями и партнерами для устранения цифрового неравенства в малых деревнях и селах области. В сентябре завершили большую работу – обеспечили 4G-интернетом и стабильным «голосом» 74 небольших населенных пункта. Строим базовые станции и по своей программе расширения сети. В этом году вывели в эфир оборудование в Кузоватовском, Тереньгульском, Николаевском и Цильнинском районах.
– Вернемся на шаг назад. С российского рынка ушли не только зарубежные производители телеком-оборудования, но и поставщики популярных ИТ-систем и сервисов. Как ульяновский бизнес, и МТС в том числе, справляется с вынужденным импортозамещением?
– Переход на отечественные решения мы видели и раньше. Но в последние два года тренд усилился еще и по внешним причинам. В какой-то степени нам проще – мы сами являемся поставщиком многих решений, которые используем и внутри компании. Взять, к примеру, облачные решения. За последний год спрос на них вырос в Ульяновской области более чем в два раза. Но для тех, кому нужно «железо», мы поставляем и серверное оборудование. В нашей экосистеме есть много других решений, которые успешно заменяют зарубежные аналоги, например, в сфере мониторинга транспорта и удаленного контроля разъездных сотрудников. Или же решения видеонаблюдения с возможностями аналитики на базе искусственного интеллекта. И мы понимаем, что потребности небольшого магазина и крупного завода отличаются в разы. Исходя из этого и предлагаем каждому свой собственный набор решений так, чтобы встроить их в уже существующую у клиента ИТ-систему.
– Наша встреча проходит онлайн. Раньше многие пользовались для созвонов зарубежными сервисами. МТС бросила рынку спасательный круг – российскую платформу для коммуникаций. Что считаете ее преимуществом?
– Однозначную надежность. У наших клиентов нет и не может быть страха, что завтра их отключат от серверов. Наша платформа для коммуникаций легко встраивается в корпоративные сети, посредством искусственного интеллекта обрабатывает речь, делает конспект встреч, субтитры или перевод. Говорят, что люди могут удерживать внимание на сложных задачах в среднем 20–45 минут. А если онлайн-встреча длится дольше? Цифровой помощник концентрацию точно не потеряет.
– Артем, спасибо за увлекательную беседу. Еще раз поздравляем с 20-летием МТС в Ульяновской области и желаем еще больше масштабных проектов и новых побед!
– Спасибо за поздравления! Будем стремиться к этому.
Фото из архива Артема Ладьянова