Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе
erid:LjN8Jy2JJ

Динара Ефремова: «Мы открываем мир для людей»

Динара Тахировна Ефремова родилась в Узбекистане. Окончила Ульяновскую сельскохозяйственную академию, магистратуру УлГПУ, Международную академию туризма.
Работала в ГК «Мотом». В туристическом бизнесе – с 2006 года. Двое сыновей.

– Динара, вы уже два раза попадали на обложку «ДО», становились Гостем номера (в 2018 и 2020 годах, прим. редакции). Сейчас, читая свое интервью, понимаете, насколько вы изменились за это время?

– Да, читала недавно – когда готовилась к юбилею нашего агентства (каждый гость праздника мог полистать эти журналы). Какие-то моменты сейчас у меня вызывают улыбку, например, то рвение, с которым когда-то открывала школу туризма, хотела взращивать специалистов в сфере туризма. Но потом случилась пандемия ковида, и все накрылось… Это, конечно, здорово отрезвляет. Сейчас я стала более приземленной, что ли, хочется уже не какого-то взрывного роста, а стабильности, укрепления позиций «Одиссеи» за счет внутреннего развития компании.

– С помощью каких инструментов планируете этого добиться?

– Например, меняем вектор сегментации, презентуем новые предложения для клиентов с уровнем дохода выше среднего. Мы знаем свою целевую аудиторию и можем подготовить такой уникальный продукт, который станет для нее настоящим открытием. И главное направление в этом плане сегодня – Китай: большинство людей даже не подозревают, насколько велик туристический потенциал этой страны, насколько Поднебесная империя интересна ульяновскому бизнесу для его развития.

И мы все это можем показать, мы же, по сути, открываем мир для людей, и хотим, чтобы как можно больше народа было во все это вовлечено.

И в новом году продолжим делать ставку на авторские туры: нестандартные путешествия – наша главная фишка.

– А еще какими достижениями «Одиссеи» гордитесь?

– У нас 80% – постоянные клиенты, и новые появляются в основном по рекомендациям: мы практически не даем рекламу. Да, у нас есть рассылочные группы в мессенджерах – там все желающие получают информацию о новых предложениях, а вот соцсети, которые мы ведем, – не продающие, чисто познавательно-развлекательного характера.

Что касается каких-то достижений, – я на них не фокусируюсь, хотя у нас последние годы наблюдается довольно высокий рост продаж. По финансовым скачкам – понятно, на ценник туров повлиял валютный курс, но и по клиентской базе также есть рост.

Я уже смеюсь, что турагенты нашего города меня скоро побьют, потому что мы работаем вбелую и платим больше всех налогов (улыбается).

Раньше замечала за собой тягу к «достигаторству», сейчас все это ушло, но вот парадокс: свершений стало больше! Так, у нас уже почти набрана февральская группа в Шанхай. Туристы выбирают авторские туры, невзирая на цену вопроса. Раньше самый дешевый чек, скажем, в Стамбул, варьировался от 60 до 70 тыс. рублей, сейчас это не меньше 160 тыс. Пользуются спросом и авторские туры с высоким чеком: так, недавняя поездка на Филиппины стоила около 400 тыс. рублей.

– На карте мира остается все меньше «белых пятен», где еще не бывали туристы ТА «Одиссея». Некоторые из них открыли для себя даже такие редкие для путешественников страны, как Непал, Бутан, Мьянма. Но ведь и от традиционных пакетных туров для массовой аудитории вы тоже не отказываетесь?

– Надо сказать, что в новых условиях зарубежные туры априори не могут быть бюджетными, и туристы экономсегмента, которые у нас летали по дешевому ценнику, сейчас поехали по России. Но с внутренними направлениями я решила тему закрыть: не устраивает уровень сервиса, лично убедилась в этом, когда организовывала авторские туры, например в Дагестан. И потом по России люди все-таки предпочитают путешествовать больше самостоятельно. И это меня, как патриота, тоже радует, и когда такие туристы обращаются ко мне за советом, я всегда готова им помочь.

– С недавнего времени в ТА «Одиссея» введена услуга платного подбора туров…

– Это нововведение не касается постоянных туристов, летающих не по одному разу в год: в них мы уверены. С остальных, действительно, вынуждены брать оплату за подбор туров: мы дорожим временем наших сотрудников. Чтобы люди не пропадали после того, как получат различные варианты отдыха, мы – за ответственность и взаимоуважение.


– Недавно вы отметили 20-летний день рождения своей компании, лично была на вашем замечательном юбилее. А какой момент праздника для вас был самым трогательным?

– Пересматривая видео и фото с праздника, я заметила, с каким теплым выражением глаз люди поздравляли нас, дарили подарки. Гостей было так много, и они пришли к нам с открытой душой и чистым сердцем, и это, конечно, очень круто, это самая лучшая награда для меня.

Вообще, у нас со всеми туристами теплые, почти родственные отношения, мы знаем, кто чем дышит, чем живет, и люди отвечают нам взаимностью. Такое отношение дорогого стоит.

– Вы главный туристический эксперт нашего журнала. Из месяца в месяц рассказываете читателям «ДО» о разных туристических направлениях. А что для вас стало настоящим открытием, потрясло больше всего?

– Каждое направление в чем-то уникально, дарит неповторимые впечатления, осознание именно той местности, которую ты открываешь. Но вот, например, Стамбул, – он, как первая любовь, то место, где ты ощущаешь себя дома.

И отельеры там меня уже знают, сами «отлавливают», чтобы предложить цены ниже рыночных. Рада, что все больше наших туристов открывают для себя Стамбул.

А в прошлом году запоминающимся событием стала поездка на Бали, где окунулись в аутентичную атмосферу маленькой рыбацкой деревушки. Да, мы жили в прекрасном отеле с бассейном и с собственным пляжем, причем вилла принадлежала русским, и персонал был русскоговорящим, и в меню ресторана были наши блюда, тем не менее мы словно примерили на себя быт индонезийского рыбака, который рано утром спешит на рыбалку, чтобы спустя час ты смогла купить на рынке свежевыловленную рыбу и приготовить ее на обед.

Я помню, как в 6 утра шла мимо озера с кувшинками встречать рассвет и увидела, как толпа ребятишек спешила в школу – в такую рань!

Приятно удивили меня и местные жители – чистые, добрые, они, в отличие от населения раскрученных туристических мест Индонезии, не смотрят на приезжих как на источник дохода, – искренне рады своим гостям.

Вот характерный пример. Однажды на рынке я спросила у женщины, торгующей мясом, есть ли в продаже курица. Она ответила, что нет, но поинтересовалась, в каком отеле я живу. И уже через три часа меня вызвали на ресепшен, – та женщина притащила мне курицу, – специально зарубила ее для меня, разделала…

Потрясения иного толка ждали нас в Сингапуре, это такая же, как и Япония, высокотехнологичная страна. Ты словно на другой планете, челюсть от удивления отваливается, глядя на их парки, аттракционы, все это, конечно, мегакруто.

Кстати, в Сингапуре мы не столкнулись с какими-то особенными запретами, которыми нас пугали, – мол, что-то нельзя вывозить, будут дикие штрафы… Да, у них там повсюду расставлены камеры, строго с въездными документами, но мы все оформили правильно, поэтому никаких проблем не было, как и со всем остальным. Заметили, что высокий уровень жизни сказывается на менталитете местных жителей, которые относятся к туристам доброжелательно, когда нужно, помогают, подсказывают.


– Значит, вы не потеряли способность удивляться?

– Конечно нет, именно поэтому и улетела с группой на Филиппины, – для того, чтобы получить новые порции впечатлений. Где еще можно, скажем, искупаться с китовыми акулами или проплыть по подземной реке, признанной одним из современных чудес света? Никакой новый смартфон или машина не подарят таких эмоций, так что, считаю, – до тех пор, пока человек способен зарабатывать, ему нужно ехать в такие места.

– Вы так давно в туриндустрии и, конечно, знаете главные причины, по которым люди едут в ближние и дальние края…

– Конечно, за эмоциями! А еще основная масса туристов едут отдыхать в теплые края во имя детей, не случайно семейные направления по системе «все включено» не теряют своей популярности. И этим россияне отличаются от европейцев, которые предпочитают путешествовать в одиночку.

И это, конечно, очень хорошая черта, потому что ребенок, попадая в новые условия, например в аэропорту, вырабатывает больше самостоятельности. И часто путешествующие дети – более надсмотренные, с широким кругозором, не говоря уже об языковых навыках, которые они практикуют за рубежом, и в целом юные туристы – коммуникабельные, более раскрепощенные. Я, например, во все поездки старалась брать своих детей: как мама, вижу положительный эффект, который оказывают на них путешествия.

Моему младшему сыну сейчас – 12, он часто бывает со мной в авторских турах, где люди постоянно меняются, и Тимофей с каждым может найти общий язык, темы для общения. А в наше время коммуникабельность – очень важный навык.

Путешествия помогают и в учебном процессе, это вам не скучная теория, которую дает на занятиях учитель, – а увлекательная практика, почерпнутая на экскурсиях, на которых Тимофей, например, узнал истинное происхождение главного храма Стамбула – мечети Святой Софии…

– Вы объездили полмира, в каких-то странах бывали по несколько раз. А есть ли уголок, где вы хотели бы остаться жить?

– Нет, я всегда с радостью возвращаюсь домой, тем более в этом году закончила ремонт, – у меня в доме теперь все новенькое, все такое хорошее. Иногда перед очередной поездкой даже появляется стойкое ощущение, что я не хочу никуда ехать, хочется остаться дома... Такое вот «заземление».

– А в теплое время года, наверное, еще и сад «держит»?

– Я очень люблю растения, и они отвечают мне взаимностью. Порой в конце посадочного сезона езжу по строительным супермаркетам и собираю больные, полузасохшие растения, которые там явно не выходят. А я привожу их в божеский вид, они у меня расцветают прямо на глазах.

А еще сама выращиваю рассаду – прямо с семечки, и в этом году у меня было ее так много, что я поделилась со своими сотрудниками, а остатки продала через соцсети. Оказывается, это очень выгодно (смеется)!

Так что, если что, без куска хлеба не останусь. Но, если серьезно, у меня есть голубая мечта – собственный питомник садовых растений, и я уже потихонечку иду к ее осуществлению.


– Динара, скажите, а среди ваших знакомых есть люди, которые вообще не путешествуют?

– Ну, например, один мой небедный знакомый считает, что путешествия – это лишняя трата времени и денег. То есть дело даже не в деньгах, а в мышлении. Но, к счастью, в моем окружении таких меньшинство, и часто бывает так, что люди, открывшие эту «дверь» в мир, уже не могут остановиться. И прилетая домой, они сразу начинают планировать следующую поездку, или даже во время путешествия могут позвонить с этим вопросом. Поэтому у нас в агентстве такая глубина продаж: люди чуть ли не за год бронируют тур, и все эти месяцы живут в предвкушении «сказки странствий». Ведь не зря говорят, что «большую часть дней своей жизни мы забудем, но эмоции, пережитые в путешествиях, останутся с вами навсегда».

Фото из архива Динары Ефремовой

Реклама. ООО « Одиссея», ИНН: 7325049523. erid:LjN8Jy2JJ

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: