Сквозь кризисы к цифре: 20 лет эволюции госзакупок в Ульяновской области
Фото из архива Инги Погореловой
- Инга Анатольевна, в этом году исполнилось 20 лет со дня создания Агентства государственных закупок Ульяновской области. Какова была главная цель создания таких ведомств в стране?
- Создание такого органа в 2005 году стало частью масштабной реформы системы государственных закупок в России. Главная цель заключалась в централизации процесса закупок, повышении его прозрачности, эффективности использования бюджетных средств, а также снижении уровня коррупции.
Ранее госзакупки проводились самими учреждениями, часто на основании личных связей и договоренностей, что создавало риск злоупотреблений и повышения стоимости контрактов.
Таким образом, задача государства сводилась к созданию единой прозрачной системы закупок, гарантирующей равные возможности для всех участников рынка, минимизацию коррупционных схем и значительное снижение затрат бюджета.
- Какие задачи стояли перед вашим ведомством в начале работы?
- Изначально перед нами стояла сложная задача: построить принципиально новую централизованную закупочную систему региона буквально с чистого листа, основываясь на принятый в 2005 году Федеральный закон № 94-ФЗ.
Следующей задачей стала разработка порядка взаимодействия с нашими заказчиками, единых правил, регламентов и форм документов. Нам важно было обучить местных заказчиков и поставщиков новым правилам игры. Для многих этот новый подход с соблюдением жестких требований законодательства оказался непривычным и даже неудобным.
Кроме того, всю информацию о проводимых торгах необходимо было сделать доступной для широкой публики. Тогда еще не существовало единого портала закупок и современных электронных площадок, поэтому мы публиковали сведения о планируемых закупках в местной газете и специальном Бюллетене госзакупок Ульяновской области. Позже был создан специализированный региональный портал «Государственный и муниципальный заказ Ульяновской области», а также реестр контрактов, который мы вели самостоятельно.
- Какие цели нового времени стоят перед вашей командой сегодня?
- За двадцать лет многое изменилось. Сегодня перед Агентством ставятся новые цели, отражающие современные реалии и потребности государства и общества.
Так, например, уже на завершающем этапе находится цифровая трансформация закупочного процесса. И одной из ключевых задач Агентства является стимулирование заказчиков по переводу закупок у единственного поставщика в единое цифровое пространство, на электронные сервисы. Это приведет к полной автоматизации и максимальной прозрачности закупок, повышению удобства взаимодействия участников рынка.
Еще одним приоритетом остается поддержка отечественных производителей, особенно представителей малого и среднего бизнеса. Агентство регулярно проводит обучающие мероприятия с заказчиками по правильному применению механизмов национального режима в закупках.
Помимо технической стороны вопроса, мы уделяем большое внимание повышению квалификации персонала, развитию профессиональных компетенций. Без должного уровня подготовки невозможно эффективно решать задачи, стоящие перед нами в условиях постоянно меняющегося мира.
- С какими вызовами вам пришлось столкнуться в последнее время?
Безусловно, Агентству приходилось сталкиваться с рядом серьезных испытаний. Кризисные явления в экономике, вызванные пандемией, а также введенные против России санкции напрямую отразились и на сфере закупок. Но мы быстро приняли необходимые меры. В 2020 году в целях дистанционного взаимодействия был осуществлен переход на юридически значимый электронный документооборот с государственными заказчиками, а с 2021-го - и с муниципалитетом.
Мы оперативно реагировали на все нововведения в Закон № 44-ФЗ, которые в большом количестве вносились Правительством РФ в связи с мерами поддержки бизнеса и глобальным импортозамещением.
На сегодняшний день цифровизация закупок требует постоянной модернизации и обновления ИТ-инфраструктуры, улучшение защиты информации. В Ульяновской области все госзакупки проходят через государственную информационную систему АЦК-Госзаказ, и наше Агентство обеспечивает бесперебойность работы серверного оборудования в условиях повышенной нагрузки, переоснащение рабочих мест специалистов, переход всех заказчиков на работу по защищенным каналам связи, перевод АЦК-Госзаказ на использование российской базы данных.
Мы достойно справляемся со всеми возникающими сложностями, закупки региона не останавливаются ни на день.
- С какими главными результатами вы и ваша команда встретили 20-летний юбилей Агентства?
- За прошедшие 20 лет была проделана колоссальная работа, достигнуты впечатляющие результаты.
На территории Ульяновской области создана эффективная централизованная система закупок, которая обеспечила необходимые условия для развития добросовестной конкуренции, экономии бюджетных средств.
Полностью налажена работа в нормативно-правовом поле. Все необходимые документы закупочной сферы своевременно принимаются и актуализируются.
Закупки в Ульяновской области автоматизированы, способны адаптироваться под любые политические и экономические вызовы.
Проведение регулярных обучающих мероприятий для работников Агентства, специалистов заказчиков и представителей бизнеса позволило сформировать профессиональное сообщество закупщиков в регионе.
Сотрудничество с вузами помогает «растить» молодых специалистов, которые трудоустраиваются и к нам в Агентство, и в организации заказчиков.
Активное сотрудничество с региональной властью, федеральными структурами и коллегами из других субъектов РФ позволило синхронизировать подходы к решению общих проблем, обменяться опытом и лучшими практиками, повысив эффективность закупочной системы региона.
Эти достижения являются результатом взвешенной политики Правительства области, упорной работы команды Агентства во взаимодействии со многими профильными ведомствами и органами региона.
Результаты подтверждают, что курс, выбранный нами в сфере размещения заказов, является верным, а создание централизованной модели управления закупками – эффективно и оправданно.
- Какие главные изменения, перемены произошли за эти два десятка лет?
- Последние двадцать лет стали периодом глубоких преобразований в сфере государственных закупок.
Переход на электронные закупки: от бумажных документов к электронным площадкам и единому цифровому пространству. Это позволяет участникам дистанционно подавать заявки, следить за ходом торгов в режиме реального времени, удаленно в электронном виде заключать контракты.
Изменение нормативно-правового поля: появление сначала Закона
№ 94-ФЗ, а потом и действующего Закона № 44-ФЗ, регулирующих сферу закупок, кардинально изменило, унифицировало, ускорило организацию и проведение торгов.
Внедрение антикоррупционных мер: разработаны специальные инструменты контроля и надзора, позволяющие выявлять недобросовестных исполнителей, вносить их в реестр недобросовестных поставщиков, предотвращая незаконные действия.
Интеграция информационных технологий: автоматизация процессов сбора, хранения и обработки данных, внедрение аналитики больших данных привели к снижению трудоемкости операций и увеличению скорости обработки информации.
Изменение характера взаимоотношений с бизнесом: рынок закупок перестал восприниматься исключительно как источник дохода для крупных компаний. Малый и средний бизнес получил реальные шансы на победу в процедурах, благодаря поддержке государства, уменьшению финансовых нагрузок при участии в торгах.
Возрастание роли гражданского общества: участие общественности в контроле за планируемыми закупками, качеством исполнения контрактов способствует укреплению доверия граждан к институтам власти.
Эти преобразования создали основу для дальнейшего успешного развития системы государственных закупок в России.
- В 2022 году Агентство взяло на себя дополнительную функцию по регулированию корпоративных закупок, расскажите об этом подробнее!
- Действительно, с 2022 года в Ульяновской области началась реформа корпоративных закупок.
Этот Закон по сравнению с 44-ФЗ долгое время был «рамочным», т.е. определял лишь общие принципы и передавал большинство вопросов на усмотрение заказчика. Но в связи с изменениями в 223-ФЗ работать заказчикам стало сложнее, появлялись практические вопросы правоприменения.
Регулирование корпоративной закупочной деятельности раньше носило лишь отраслевой характер через учредителей и собственников имущества. По поручению Правительства Ульяновской области перед Агентством была поставлена задача по курированию отдельных вопросов закупок в рамках 223 Закона.
Главные цели, которые мы ставили перед собой: эффективное расходование средств, снижение нарушений в закупках, развитие конкуренции, повышение дисциплины заказчиков.
Важным шагом стало принятие единого типового положения о закупке, которое детально регулирует весь процесс проведения торгов. Оно помогло установить более четкую регламентацию закупочных процедур и уменьшить число закупок у единственного поставщика, сделав систему намного прозрачнее и эффективнее.
Для мониторинга ситуации и своевременного выявления нарушений мы ввели специальный механизм проверки документов заказчиков в части соответствия законодательству.
Однако наиболее сложной задачей оказалась подготовка кадров. Законодательство меняется стремительно, сама сфера усложняется, и недостаток грамотных специалистов способен негативно повлиять на качество работы. Поэтому Агентство регулярно проводит образовательные мероприятия: вебинары, стажировки, тестирование.
Благодаря принятым мерам, мы видим положительную динамику. Мы уверены, что дальнейшая реализация реформы создаст прочную базу для более эффективного проведения корпоративных закупок в регионе.
- Поделитесь итогами работы Агентства за прошлый год.
- Мы завершили 2024 год с достойными результатами. Региональная закупочная система объединила около 1500 государственных и муниципальных заказчиков, работающих по Закону № 44-ФЗ.
Благодаря проведению закупок, объем которых в области ежегодно составляет более 40 млрд. рублей, местные предприятия получают возможность участия в крупных проектах, расширяют производство. Это способствует развитию региональной промышленности, т.к. около 60% объема контрактов приходится на местных поставщиков.
Согласно нормам закупочного законодательства, МСБ в части закупок получает преимущества. Это дает небольшим компаниям возможность расти и укрепляться финансово. Ежегодно с малым бизнесом в регионе заключаются контракты на сумму свыше 13 млрд рублей.
Налаженная закупочная система региона стимулирует конкуренцию между участниками рынка. Среднее количество участников закупок на территории Ульяновской области стабильно держится около трех. Это позволяет ежегодно экономить на торгах порядка 6% денежных средств, что составляет около 2 млрд. руб.
Как видим, созданная в Ульяновской области система государственных закупок функционирует эффективно.
- Каждый год для достижения поставленных целей ваше ведомство делает акцент на определенном направлении. А что для вас стало «краеугольным» в 2025 году?
- Ежегодно перед Агентством встают новые задачи, выполнение которых требует сосредоточенности на определенных направлениях.
Так, в 2023 году акцент был сделан на повышение профессионализма заказчиков. Тогда была разработана дорожная карта мероприятий, направленная на повышение компетенций и качества подготовки кадров, участвующих в закупочном процессе.
Следующим этапом, в 2024 году, стала цифровизация и укрепление защиты АЦК-Госзаказ, что позволило повысить защищенность системы, ускорить обработку данных и создать дополнительные механизмы предотвращения ошибок в закупках.
Приоритетом текущего, 2025 года, стало продолжение цифровизации всего процесса закупок, поскольку не все ключевые проекты данного направления были завершены в прошлом году.
Мы продолжаем развивать и поддерживать АЦК-Госзаказ. Готовимся к проведению переаттестации нашей информационной системы, проводим подготовительные мероприятия по модернизации серверного оборудования.
Одновременно продолжается работа по развитию модуля конструктора шаблонов контрактов в АЦК-Госзаказ, где, экономя время и исключая ошибки, заказчик может «в два клика» сделать проект контракта.
Особое внимание уделяется цифровизации прямых договоров, подготовке заказчиков к ожидаемым изменениям. В ближайшие два года планируется практически полный перевод в цифру закупок малого объема.
Таким образом, основная задача 2025 года: продолжение начатых ранее проектов и внедрение новых технологических решений, обеспечивающих эффективное и безопасное управление государственными ресурсами.
- Закупочная система Ульяновской области отражается на позициях в профильных рейтингах. Какое достижение стало для вас самым значимым?
- Приятно осознавать, что совместная работа Агентства, заказчиков при поддержке Правительства региона, институтов гражданского общества приносит положительные результаты, и это отмечается на федеральном уровне.
Ульяновская область ежегодно принимает участие в различных профильных рейтингах и занимает высокие и лидирующие позиции. Однако, выделить какое-то одно достижение невозможно. Каждый успех имеет свою ценность и формирует общую картину успешного регионального управления госзакупками.
Каждый рейтинг, каждая награда и каждое высокое положение в национальном масштабе отражают труд множества профессионалов и организаций, работающих над развитием региона.
- Инга Анатольевна, расскажите о себе. За что любите свою работу, чем увлекаетесь вне ее?
- Я родилась и выросла в Ульяновске. Здесь получила высшее инженерно-строительное образование. Постепенно моя специализация сместилась в сферу управления закупками. На протяжении всей моей профессиональной деятельности я постоянно учусь, повышаю уровень квалификации, прохожу переподготовку.
Сегодня я возглавляю Агентство государственных закупок Ульяновской области. И моя основная обязанность: обеспечение функционирования эффективной и прозрачной закупочной системы региона. Эта работа привлекает своей динамичностью, необходимостью глубоко разбираться в деталях, мыслить стратегически и уметь принимать быстрые и точные решения.
Свободное время, которое выпадает редко, предпочитаю посвящать семье, садоводству и путешествиям. Работа в саду дарит ощущение покоя и гармонии, а знакомство с новыми местами наполняет энергией и вдохновляет.
- Какой вывод вы можете сделать по итогам вашей двадцатилетней деятельности, и какие главные задачи стоят перед Агентством на ближайшее будущее?
- Сегодня, оглядываясь назад, мы видим, какой огромный путь пройден. От скромных объявлений в газетах до мощного портала, от хаотичных локальных покупок до продуманной централизации. Самое приятное ощущение – понимать, что вся эта работа стоила того. Она принесла реальную пользу региону, создала условия для здоровой конкуренции и качественной жизни.
Но главный вывод, который я делаю: эффективность любого процесса основана на профессионализме кадров. Без специалистов, обладающих не только глубокими знаниями и навыками в области закупок, но и искренним желанием, терпением и целеустремленностью ничего бы не получилось. И я рада, что за годы работы небольшой коллектив Агентства вырос в сплоченную команду настоящих профессионалов, единомышленников, а в области создано профессиональное сообщество закупщиков, людей неравнодушных и преданных своему делу.
Мы будем стремиться сохранить достигнутые успехи и двигаться дальше, решая задачи сегодняшнего дня и готовясь к будущим вызовам.