Российские компании обучают сотрудников для устранения дефицита кадров
Фото: freepik.com
Из-за этого 84% всех компаний, вне зависимости от размера, занимаются обучением своих сотрудников. Об этом говорит исследование hh.ru.
Согласно данным исследования, количество обучающихся сотрудников и средние затраты на их обучение зависят от размера компании. В 2023 году средняя компания обучала порядка 46 человек. Микрокомпании с численностью 6-15 сотрудников обучали 6 человек, маленькие компании (16–100 сотрудников) — 26 человек, а средние компании (101–250 сотрудников) — 47 человек. Средние затраты на обучение составили 343 тыс. рублей на одну компанию, при этом в микрокомпаниях эта сумма была значительно ниже (около 110 тыс. рублей), чем в маленьких (458 тыс. рублей) и средних (419 тыс. рублей) компаниях. На одного сотрудника средние затраты составляют 16 719 рублей в год.
Наибольший интерес компании проявляют к обучению кандидатов на позиции, связанные с физическим трудом (31%) и массовыми позициями (27%). Самые востребованные программы обучения — для специалистов в сфере финансов (36%), HR (35%) и тех, кто занят физическим трудом (32%). В микрокомпаниях обучение HR-специалистов менее популярно — только 23% работодателей готовы инвестировать в них.
Обучение проводят в основном для нового персонала (71%) и линейных сотрудников разных отделов (68%). В маленьких компаниях обучение линейных сотрудников происходит чаще, чем в среднем по рынку. Количество кандидатов на обучение также зависит от размера компании: три кандидата в микрокомпаниях, девять в маленьких, 11 в средних и 43 в крупных компаниях (251–500 и 500+ сотрудников).
Основные форматы обучения включают онлайн-курсы (55%) и специализированные курсы на производстве или в офисе (54%). При этом комбинированное обучение (онлайн+офлайн) практикуется в 68% компаний. Наиболее популярные методы — инструктаж и наставничество (по 65%). В крупных компаниях тренинги и мастер-классы с внешними экспертами проводятся чаще.
Планы по сохранению текущего уровня затрат на корпоративное обучение есть у 56% компаний. Предпочитаемый формат — комбинированное онлайн+офлайн (46%), и 24% компаний задумываются об обучении исключительно онлайн. Только 21% компаний рассматривают только офлайн-формат.
Половина компаний не планируют менять образовательные учреждения, а 78% компаний довольны сотрудничеством с существующими образовательными организациями. Основными критериями выбора образовательного учреждения являются качество преподавания (34%) и квалификация преподавателей (26%). Компании ценят частные тренинговые компании за индивидуальный подход и колледжи за возможность практики. 64% компаний выбирают поставщиков образовательных услуг на основе прошедшего опыта и выгодной стоимости, получая информацию из интернета (55%) и рекомендации (51%).