С 2025 года вводится упрощенный порядок рассмотрения жалоб налогоплательщиков - «легкая жалоба»
Фото: katemangostar, freepik.com
Вводится так называемый «институт должностного лица», при котором правомерность решения или действий оценивается вышестоящим должностным лицом этого же органа.
«Легкая жалоба» позволит налогоплательщику воспользоваться дополнительной инстанцией досудебной защиты, предоставляя возможность налоговому органу самостоятельно устранить допущенное им нарушение. Смысл изменений - максимально быстрое разрешение спора с минимумом транзакционных издержек.
Соответствующие изменения внесены в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 31.07.2023 №389-ФЗ. С 01.01.2025 в Кодексе появится статья 140.1 «Особенности рассмотрения жалобы в упрощенном порядке». Нововведение распространяется на все категории жалоб, за исключением поданных на решения налоговых органов, принятые в соответствии со статьями 101 и 101.4 Налогового кодекса РФ.
Жалоба будет рассматриваться налоговым органом в течение семи дней со дня ее получения. Таким образом, срок рассмотрения в упрощенном порядке, по сравнению с общеустановленным, значительно сокращен.
По итогам рассмотрения налоговый орган устраняет нарушения либо перенаправляет жалобу со всеми документами в вышестоящий налоговый орган.
Темами для обжалования могут стать требование о представлении документов, пояснений, вызов на допрос, отказ в принятии налоговой декларации, несогласие с сальдо ЕНС в акте сверки, требование об уплате задолженности, решение о взыскании задолженности, приостановление операций по счетам в банках, отказ в предоставлении отсрочки или рассрочки и др.
«Легкая жалоба» будет подаваться только в электронной форме через Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц, Личный кабинет индивидуального предпринимателя в разделе «Подача жалобы», а также по телекоммуникационным каналам связи.
Изменения направлены на совершенствование порядка досудебного урегулирования налоговых споров в части упрощения и расширения его действия. Преимущества рассмотрения жалобы заключаются в появлении дополнительного механизма разрешения споров, упрощении порядка подачи жалобы и сокращения сроков ее рассмотрения.