Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Великий торговый путь

Первый контейнерный поезд из Китая, прибывший в Ульяновск, открыл новые возможности для развития экспортного потенциала в сложный для экономики период – восстановления после пандемии коронавируса. Для того чтобы наладить постоянный поток товаров за рубеж, в регионе есть все необходимое: бизнес-парк с активными резидентами, тщательно проработанная областными властями стратегия внедрения антикризисных мер. И самое главное – желание бизнеса и власти открывать новые горизонты.

Фото: Виктория Чернышева

Прибытие поезда

Прямой контейнерный поезд прибыл из китайского города Цзыбо в Ульяновск всего за две недели, преодолев 9 тыс. км. По железной дороге доставили более 50 контейнеров с автомобильными комплектующими, стройматериалами, нефтегазовым оборудованием и спортивными товарами из Китая. Их распределили по ульяновским клиентам, а также отправили в города ПФО.

– Это знаковое событие – старт проекта по организации грузового железнодорожного сообщения с КНР. Он реализован совместно с коллегами из Российского экспортного центра и таможней. Теперь нам нужно тщательно проработать обратную логистику: при грамотном выстраивании работы мы сможем стать экспортным центром Приволжского федерального округа и заработать значимые дивиденды для региона, – рассказал председатель совета директоров Корпорации развития промышленности и предпринимательства Ульяновской области Руслан Гайнетдинов.

По его словам, в структуре регионального экспорта можно выделить три ключевых направления: европейские страны, Юго-Восточная Азия и Турция. В Чехии уже больше года успешно работает хаб, где представлены ульяновские товары. Здесь уже возобновлено большое количество торговых операций, идут отправки товаров в европейские страны, прорабатывается еще одно партнерское направление – в Прибалтику.


Основные товары, которые ульяновцы экспортируют в Европу, – мебель, межкомнатные двери, стройматериалы, предметы интерьера, текстиль, химическая продукция для отделки помещений и так далее.

– В первом полугодии 2020-го ульяновские компании осуществили 23 поставки в страны ЕС. Один из лидеров в российском производстве кухонных моек – «Улгран» – отправил в Европу первую партию товара в июне; свою первую поставку в Германию сделал инзенский ДОЗ. Мы считаем, что нужно пролонгировать важную помощь для наших экспортеров – возмещение части расходов на транспортировку продукции. Для тех, кто делает поставки в Европу в первый раз, это одна из самых больших финансовых затрат. Поэтому будем просить коллег из Российского экспортного центра нас в этом плане поддержать, – уточнил Руслан Гайнетдинов.

Время и деньги

Второе – китайское – направление будет обслуживать контейнерный поезд. Частота поездок состава – один раз в три недели (15 поездов в год). Для Ульяновска это отличная возможность стать точкой притяжения для других регионов, которые желают наладить экспортные отношения с КНР.

Сейчас в России три основных точки приема и отправки грузов в Азию – Новороссийск, Санкт-Петербург и Владивосток. Стоимость комплексной перевозки товаров в этой схеме железнодорожным и морским транспортом в Юго-Восточную Азию – 250-260 тыс. рублей за один контейнер. Перевозка по морю занимает 60 дней, по железной дороге – 45-50 дней.


– Поезд из Ульяновска в Цзыбо напрямую идет всего три недели. По цене такая перевозка выходит в 190 тыс. рублей за контейнер. То есть любой российский грузоотправитель сможет экономить порядка 15-20%. Плюс значительная экономия времени, которое зачастую дороже денег, – уточняет глава совета директоров Корпорации.

Потенциал этого направления в ПФО приличный: только за четвертый квартал 2019 года в КНР из регионов округа ушло 6 тыс. контейнеров. Если перенаправить хотя бы часть этого потока из портовых городов в Ульяновск, из нашего региона можно было бы отправлять до 2,5 тыс. контейнеров в год. Частота курсирования поезда увеличилась бы до одного в неделю.

Но для того чтобы раскрутить новый маршрут, нужны вложения. Ульяновск имеет два преимущества – логистическое и финансовое, но чтобы модель заработала на полную, нужно как минимум полгода постоянных импортных и экспортных поставок в КНР и обратно. В Цзыбо уже компенсируют часть затрат по доставке контейнеров из других регионов; такая же льгота действует и для экспортеров. Аналогичную меру поддержки для «пионеров» проекта предлагается ввести и у нас.


– Контейнерная доставка стоит 2,5 тыс. долларов. Компенсация в 500 долларов на контейнер позволила бы снизить логистические затраты по доставке товара в Ульяновск для компаний из других регионов. Это позволит выйти на запланированные показатели, – уверен Руслан Гайнетдинов.

Что важно, около 10% продукции из «китайского» поезда уходит в Европу. То есть ульяновцы предоставляют еще и экспорт логистических услуг. При этом, с учетом времени езды автотранспорта, товар придет к заказчику на две недели раньше, чем если бы его доставили на поезде напрямую из Китая в Европу.

На совещании с губернатором Сергеем Морозовым была достигнута предварительная договоренность о выделении из регионального бюджета 4,5 млн рублей на субсидирование логистических затрат компаний, которые отправят товары в Китай на первых трех контейнерных поездах. После этого планируется подключить соответствующую федеральную программу. В целом перенаправление «китайского» потока через Ульяновск позволит сэкономить регионам ПФО и центральной части России до 180 млн рублей за счет сокращения логистических затрат.


По волнам

Еще одно ключевое направление – сотрудничество с Турцией. Сейчас все товары, поступающие из этой страны, проходят через несколько границ – европейские и украинскую. Это дорого, плюс есть ряд ограничений, в которые входит санкционная продукция. Еще одно направление – через Кавказ, где зимой фуры зачастую стоят в пробках.

– Есть предложение организовать прямое паромное сообщение, доставки грузов до Турции. Из портового Циндао груз туда идет 50 дней; с новым маршрутом, который соединит железную дорогу и автотранспорт, срок займет 21-22 дня. Да, это немного дороже, но сроки в два раза меньше. Более быстрый маршрут – только по воздуху, но это в сотни раз дороже, – рассказал заместитель генерального директора ООО «ВАВС» (логистического хаба) Дмитрий Нестеров.

В ульяновском хабе есть таможенный пункт, он принимает контейнерные поезда и фуры, а потому местные заводы смогут получать комплектующие из Китая дешево и быстро. «РЖД» готово оказывать услуги «последней мили» по доставке продукции конечным потребителям в формате единого окна и предоставить скидки. Таким образом, этот экспортный проект может стать самым громким в России за последнее десятилетие.


Анастасия Майорова

Подробнее о мерах поддержки предпринимателей можно узнать в Центре «Мой бизнес»

Ульяновск, проезд Максимова, д. 4 (Дом предпринимателя), 5 этаж

Центр «Мой бизнес»

+7(8422)41-06-56

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: