– Год нельзя назвать легким – хотя у нас легких времен и не бывало. Если же обратиться к цифрам, то можно увидеть, что объемы привлеченного инвестирования, заемного кредитования в сегменте малого и среднего бизнеса в регионе увеличились. Если в 2015 году этот показатель составлял порядка 23 млрд рублей, то в 2016-м – около 30 млрд. Наблюдался рост и налоговых отчислений. Это говорит о том, что сегмент МСБ – наиболее диверсифицированная сфера деятельности, которая может приспособиться к любым условиям.
€ 106,08
$ 100,68
¥ 13,88
Что ожидает ульяновский бизнес в Год предпринимательства?
Фото: bpb.by
- Каким, на ваш взгляд, был минувший 2016 год для ульяновского бизнеса. Преодолен ли экономический кризис?
– Судя по организациям, входящим в наш клуб, говорить о выходе из кризиса пока рано. Конечно, у отдельных игроков «выстреливают» проекты, но если брать в целом ситуацию прошлого года, то почти во всех сферах бизнеса: производстве, торговле и общественном питании – произошло падение. И только под конец года, начиная с четвертого кварта-а, отмечен рост. Причина его не совсем понятна – то ли на самом деле система стабилизировалась, то ли это сезонный ажиотаж: новогодние мероприятия всегда вносят определенные коррективы в итоговый результат.
– 2016 год для экономики Димитровграда был непростым – с параметрами снижения во многих отраслях, но в то же время с тенденцией «точечного» роста – у некоторых до 10%. Так, компания «Призма», которая делает автомобильные зеркала, заключила контракты с партнерами из Германии. Молодая фирма «RAMMUS», производящая мебель из эко-ротанга, создала уже порядка 100 рабочих мест и уверенно вошла в рынок, развивая сотрудничество с курортными регионами – Краснодаром и Крымом. Очевиден рост в агропроме. Для реализации фермерской продукции у нас организуются сезонные еженедельные ярмарки «выходного дня». Так вот, если раньше в них участвовало порядка 30 фермеров, то сейчас около 70.
– Мне странно слышать о кризисе – в IT- сфере все диаметрально противоположно: за последние годы у нас заказов стало больше. Люди стали больше покупать через Интернет, и поэтому сейчас актуальная тема – интеграция различных автоматизированных систем учета с Интернет-магазинами, в этом плане тоже работы прибавилось. Мне кажется, кризис больше в умах, нежели в кошельках.
– Как профессиональный коуч по личной бизнес-эффективности отмечаю активность клиентов: в кризис к нашим услугам традиционно обращаются чаще, чем в спокойные времена. В целом же кризис – это шанс для каждого руководителя открыть для себя новые возможности. Тот, кто хочет решать проблемы, не рассказывает коучу, как все плохо. Он задает вопросы – как это можно исправить, что можно сделать нового, какие есть варианты, ресурсы. Преодоление трудностей позволяет компании чувствовать себя более уверенно – справившись с одним кризисом, вы точно справитесь с другим.
– Мое глубокое убеждение – кризиса как такового нет. Если у тебя сложности с бизнесом в России – пожалуйста, перед тобой открыт весь мир, действуй там.
Но при этом следует помнить: у нас производительность труда гораздо ниже, чем в том же Китае. Так что расслабляться не стоит, тем более, что уже сейчас происходит переход к шестому технологическому укладу. Специалисты говорят, что максимум к 2030 году произойдет полная роботизация человеческого труда. А специалисты Cambridge Analytica, с которыми мы обсуждали бизнес успешных столичных интернет-магазинов, заявляют, что скоро нейронные сети заменят многое, в том числе E-Commerce. То есть должен не дремать в том числе наш IT-сектор.
– Не был бы столь категоричным насчет нейронных сетей, это не та тема, которая позволила бы полностью исключить труд айтишника. Программист будет востребован всегда. Другое дело, разработка продуктов, например, заменяющих ручной труд офис-менеджеров, тех, кто обзванивает клиентов.
– Услуги для детей будут востребованы всегда, независимо от кризиса: родители скорее сэкономят на себе, но не на ребенке.
Прежде чем начать собственное дело, я провела мониторинг рынка услуг для детей и выяснила, что обучающих и развивающих клубов для детей у нас в городе предостаточно, а вот оздоровительных – нет.
В 2016 году, когда моя бизнес-идея получила ряд одобрений, я столкнулась с такой банальной проблемой, как нехваткой времени, ведь я еще и мама двоих маленьких детей. Тяжело воплощать в жизнь свою идею, когда домашнюю работу никто не отменял. Были небольшие пробелы знаний в области юриспруденции и кадрового дела, но, как говорится, это дело наживное.
- 2017 год в Ульяновской области объявлен Годом предпринимательства. Как вы считаете, какие задачи под таким «флагом» регион может и должен решить?
– Год предпринимательства – хороший повод для того, чтобы, образно говоря, открыть «чакры» по целому ряду важнейших направлений развития региона. В ходе этой работы Ульяновская область должна стать передовой не только среди субъектов РФ, но и в макромасштабе. И основа этого лидерства – предпринимательский ресурс. Сейчас бюджет государства формируется в основном из ресурсных источников, но у нашего региона нет «ни газа – ни алмазов», и мы можем надеяться только на инициативных людей.
Первые прикладные шаги состоят в том, чтобы сделать ревизию институациональной среды, чтобы делать бизнес было просто. Конечно, нам постоянно подкидывают законодательные изменения, например, с онлайн-кассами. И коль не удалось этот закон предотвратить, то нужно постараться хотя бы защитить от его негативного воздействия ряд категорий предпринимателей – вмененщиков и патенщиков. Иначе мы свалимся в ситуацию, когда государство будет вынуждено выдавать субсидии предпринимателям, обеспечивающим сельские пункты товарами социального назначения. Никакой интернет-магазин их туда не доставит в ближайшие лет десять.
Вторая тема связана с вовлечением в предпринимательскую деятельность новых «бойцов». Предприниматель – это человек, который ничего не просит и не стоит в очереди за пособием. Мы планируем, что к 2018 году доля населения, имеющая свой бизнес, должна составить в регионе не менее 20%. Для этого важно привлечь, увлечь, упростить входные условия. Вот и проект с МФЦБ заточен на тех, кто делает первые шаги. Важнее денег – наставники, кейсы, хорошие примеры. Например, опыт участниц проекта «Мама-предприниматель»: одна – главный поставщик изделий ручной работы для «Архангельской слободы», другая занимается пошивом вещей для младенцев, производством игровых домиков и уникальных детских кроваток-трансформеров. Почему другим не последовать таким примерам?..
– В прошлом году я была участником проекта при правительстве Ульяновской области «От идеи до первых продаж». Да, конечно, там были и тренинги, и лекции, но все равно, считаю, этого недостаточно для тех, кто только делает первые шаги в бизнесе. Я дополнительно обращалась и в другие инстанции за необходимой информацией и юридической помощью. Думаю, не будет лишним организовать практические курсы в области IT-технологий. Такие понятия, как копирайтинг и фриланс, многие из нас на проекте слышали впервые.
– Немаловажно изменение сознания населения. Предприниматели уже научились коммуницировать с органами власти – есть понятные правила игры, инструменты защиты. Но есть то, что невозможно победить никакими правовыми методами – протест граждан! Любой проект, если захотеть, можно уничтожить этим. Корень бед здесь в некоем протестном содержании, родом из прошлой формации государства. И чтобы ему противостоять, нужно больше работать с новым поколением. Эту задачу у нас решает проект «Лига школьного предпринимательства». Нужно также проводить исторические параллели – как работал бизнес в 19 веке. Весь центр Симбирска когда-то был построен Шатровым, Бакауниным, Акчуриным, Че- боксаровым и другими людьми, которые вели свое дело. И все ими созданное осталось потомкам. Предприниматель это созидатель!
– Поддерживаю! Необходимо формировать положительное отношение общественности к предпринимательству. Как образ некоего героя. Чтобы и сам пред-риниматель чувствовал, что он делает важное дело.
А то сейчас предприниматель многими рассматривается как тот, кто «обдирает». На таком фоне можно любую благую идею очернить.
Считаю, что важно не просто рассказывать о положительных примерах успешных людей, но и давать людям больше возможностей попробовать себя в предпринимательстве, например, с пмощью эффективных коучинговых обучающих программ. Чтобы человек за минимальное время смог осознать свои способности и разобраться, подходит ли ему это. Чтобы понял, бизнес – это не только деньги, но и серьезная ответственность за клиентов, за людей, которые у тебя работают. Поэтому в Год предпринимателя нужно уделить внимание не только формированию общественного мнения, но и мнению о самом себе.
Необходимо формировать положительное отношение общественности к предпринимательству. Как образ некоего героя
– Не разделяю вашей позиции. Вы предлагаете разговаривать с потребителями предпринимательских услуг. А как вы себе это представляете? Телепередачи? Где взять на это деньги? И зачем это нужно? В Год предпринимательства нужно работать не с широкой аудиторией, а с самими предпринимателями.
Почему наша компания предпочитает работать с иногородними клиентами? Потому что, помимо прочего, ульяновский предприниматель всего боится! Что его ограбят, обманут. Многие не видят своего потенциала, и это касается тех же онлайн-касс. Между тем внедрение системы автоматизированного учета – возможность повысить прибыль компании. И в Год предпринимательства было бы здорово, если бы появились институты повышения культурного уровня самих предпринимателей. И тогда общественное мнение будет к ним более благосклонно.
– Много лет назад предприниматели уже поднимали проблему пристального надзора со стороны государства, но «воз и ныне там»: с каждым годом ситуация с административным прессингом только ухудшается. Примеров – большое количество. У моего товарища была компания с огромным оборотом, торговавшая запчастями на УАЗы по всей стране. После налоговых разборок (во время которых никакого криминала выявлено не было!) она сократила бизнес в разы: ее клиентов перехватили конкуренты. И таких вымышленных дел – сотни. Пока существует такое хищническое мышление, никакого растущего бизнеса у нас в регионе не будет.
– Наш клуб, организованный в 1996 году, был одним из первых бизнес-сообществ в регионе, и на нас в свое время свалились проблемы по восприятию бизнеса обществом. В конце 90-х само слово предприниматель было ругательным у 90% населения, и руководство области себя вело соответствующим образом. И только с середины нулевых ситуация начала исправляться, в том числе, в экономическом плане. Восстановить утраченное быстро не получится. Но мы восстановим. И экономику, и позитивное мышление у населения. И лучший инструмент – это работа. И еще лучше, когда в работе предпринимателей не будет провальных событий, из-за которых их, собственно, и называют мошенниками. К сожалению, таких еще немало. Недавний пример – с фитнес-центром в Ульяновске. У людей собрали деньги на абонементы и исчезли.
– О негативе пишут много, а вот о позитиве, увы, нет. А ведь достижений и результатов у нашего бизнеса очень много. А акцент делается на плохом. И это уже вопрос к СМИ.
– Дело не только в СМИ, но и в государственной политике. Пока она не изменится, сдвигов не будет. Посмотрите, как в Китае всего за 30 лет удалось изменить мышление огромной нации с пятитысячелетней историей, сейчас там предпринимателя воспринимают уже совсем по-другому.
Поэтому нужно не на один год объявлять Год предпринимательства, а делать весь Ульяновск «территорией предпринимательства», предлагая инвесторам, жителям конкурентные условия – по безопасности, по возможностям, по экологии – факторов много.
Пока же люди «голодные» до работы, до заработков, до нового образа жизни, в том числе, молодежь, уезжают за рубеж, в Москву, где сейчас идет большое строительство жилья.
Если верить прогнозам, то в будущем в России останется 12 городов-миллионников, которые будут вокруг себя аккумулировать большинство населения. И если Ульяновск хочет выжить, ему необходимо двигаться в данном направлении. А без предпринимательства это невозможно: у нас нет промышленных локомотивов, которые вытянут экономику, нет природных ресурсов – только человеческий потенциал, не совсем загубленная природа, логистически интересное месторасположение.
И второе. Необходимо объяснять предпринимателям, что их ждет в будущем. Сейчас настолько изменяется и глобализируется мир, что странно смотреть на предпринимателей, которые берут автомобили в лизинг. Зайдет еще один международный игрок, и таксопарки станут не нужны. Не надо инвестировать в торговые площади – в Америке они уже сейчас перепрофилируются в развлекательные комплексы, потому что Интернет-торговля растет, а offl ine – падает. И надо мыслить глобально. У нас же до сих пор мышление таково, что успех – это добиться статуса федеральной компании.
– Чего не хватает нам, так это возможности рассказать о себе в Ульяновске. Вы знаете, сколько стоит минута телеэфира?! Публикация качественной рекламы также недоступна многим компаниям, предлагающим интересные и нужные услуги. Поэтому, к примеру, свои онлайн-кассы мы отправляем в Якутию, Калининград, Забайкальск, а в Ульяновске про них не знают и закупают дорогое оборудование от федеральных ИТ-компаний. Найти клиентов в других регионах нам оказывается намного проще, чем в Ульяновске, потому что мы много публикуемся на различных интернет-площадках. На некоторых из них наши публикации возглавляют рейтинг, как, например, на Питерском сайте сообщества разработчиков 1С «Инфостарт», с ежедневной аудиторией более 100 тысяч уникальных посетителей! Но в Ульяновске, к сожалению, нет площадки, где компания могла бы рассказать о себе, своих услугах, представила аналитические материалы. Поэтому, мы ждем от Года предпринимателя реализации такой возможности для ульяновских компаний.
– У нас тоже есть план мероприятий на Год предпринимательства. Расскажу об основных его положениях. Первое: Димитровград получает статус территории опережающего социально-экономического развития с соответствующими налоговыми преференциями – таких на территории региона ни у кого нет и в ближайшее время не будет.
Второе: развитие индустриальных парков, таких как ДААЗ, который предоставляет сниженный налог на прибыль, в нем уже есть два резидента. Будем эту площадку расширять, планируем идти по пути КИП «Мастер» (Набережные Челны). Формируем индустриальный парк на территории города, где есть свободные земельные участки, это совместный проект с Фондом развития моногородов, также есть два резидента.
Активно участвуем во всех регио- нальных, федеральных программах. В 2016 году заработал региональный фонд промышленности, и из шести займов три было выдано димитровградским пред- приятиям.
Проблема кредитов для бизнеса стоит очень остро, поэтому мы призываем предприятия активнее пользоваться региональными формами поддержки.
Важная задача – встраивание МСП в цепочки крупных предприятий, таких как НИИАР, ДААЗ. Но для этого бизнесу нужно повысить качество своих товаров и услуг.
Мы участвуем и в «Лиге школьного предпринимательства», планируем участвовать в «Лиге студенческого предпринимательства». У посада Мелекесс хорошая купеческая история, и мы хотим активнее рассказывать молодому поколению о предприимчивых людях, которые трудились на благо города, об их наследии. Есть амбициозная задача – организовать Аллею предпринимательства.
Также необходимо развивать сферы, которые мы упустили, в частности, IT. Здесь Ульяновск далеко ушел от Димитровграда. Нужно также создавать совместные проекты бизнеса и культуры, направленные на событийный и медицинский туризм. Это та комфортная городская среда, о которой сегодня все забывают. Потому что конкуренция сегодня идет не только за инвестиции и рабочие места, но и за среду, комфортную для проживания. И здесь у нашего города много возможностей.
Другие круглые столы "ДО":