Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Гостиничный бизнес
в новых условиях

«Визитная карточка», «лицо территории»… Индустрия гостеприимства нужна и важна - и регионам, и стране в целом. Как чувствуют себя отели сегодня? И в каком состоянии гостиничный бизнес встретит крупнейшее событие следующего года – Чемпионат мира по футболу?

Фото: balticfairs.com

Ориентир - на русского туриста

Последние экономические «встряски» показали: гостиничная отрасль – одна из самых стрессоустойчивых в России. Большинство экспертов сходятся во мнении, что кризис, разгоревшийся в 2014 году, не только не «сломил» отельный бизнес в стране, но и подхлестнул его развитие: девальвация национальной валюты увеличила потоки въездного и внутреннего туризма в РФ на 6% и 15% соответственно.

- Гостиничный бизнес является наиболее устойчивым к кризисным явлениям среди других сегментов коммерческой недвижимости, - говорит глава российского представительства, член совета директоров международного фонда прямых инвестиций Hermes-Sojitz Олег Янтовский. - Связано это с тем, что индустрия гостеприимства – это та сфера, которая может мгновенно реагировать на изменения извне. Возможность эффективно работать в условиях неопределенности, быстро корректировать тарифную политику и подстраиваться под изменения в экономике позволяет гостиничному сектору быть более гибким и рентабельным в отличие от сегментов офисной и торговой недвижимости, которые чаще всего сдаются в аренду на длительный срок, что не позволяет быстро реагировать на ситуацию извне и подстраивать арендные ставки под темпы инфляции и рынок.

Но и без потерь в кризис не обошлось. После событий, связанных с Украиной и присоединением Крыма к России, гостиницы столкнулись с резким падением бронирований номеров из-за границы и массовым отказом иностранцев от уже произведенной брони.

- Да, у нас упало количество бронирований номеров иностранных граждан, но в то же время в стране активно развивается внутренний туризм, особенно в связи с тем, что поездки за границу стали менее доступны нашим гражданам. Не приехавшие иностранные гости заместились российскими гостями. На данный момент, считаю, что отрасль преодолела этот кризис и уверенно развивается, - заявляет основатель сети умных хостелов «Клевер», председатель Лиги хостелов Евгений Насонов.

По словам управляющего партнера компании Top Hotel Experts Натальи Розенблюм, активный рост внутреннего туризма в России наблюдается в течение последних двух лет:

- Рост интереса к отдыху внутри страны имеет экономические корни – снижение реальных доходов населения, ослабление рубля, а также отсутствие возможности поехать в ряд популярных и доступных ранее направлений массового отдыха. На этом фоне городские и загородные отели, базы отдыха, иные места отдыха пользуются повышенной популярностью.

Однако спрос на внутренний туризм в скором времени может упасть. Вот что рассказал «ДО» директор отельно-маркетингового агентства DigitalWill Сергей Скорбенко:

По мнению многих экспертов, развитие конкуренции на ульяновском рынке гостеприимства стимулирует лояльная политика руководства области к любым инвестициям, а сдерживает - низкий уровень жизни населения относительно соседей, Татарстана и Самарской области

- Многие, кто в прошлом году отдыхал только в РФ, в этом уже рассматривают Европу. Отечественные отельеры, воодушевленные закрытыми границами с ключевыми бюджетными морскими странами (Египет, Турция), к этому сезону и политическим переменам оказались не готовы и не продумали заранее такого предложения, перед которым бы наши соотечественники не смогли устоять. По экспертным данным, даже завершившийся горнолыжный сезон многие российские курорты провалили. Серьезное падение спроса на российские отели продолжится и летом, с учетом демпинговых цен и визовой политики той же Турции, куда теперь, возможно, разрешат въехать по российскому паспорту (а у 72% россиян загранпаспортов просто нет).

Доходы снижаются

Итак, в масштабах страны сегодня картина позитивная. Но положительную динамику российского рынка, в основном, обеспечивают два мегаполиса – Москва и Санкт-Петербург. Столицы уверенно сохраняют статус основных туристических направлений России. Индустрия гостеприимства там демонстрирует устойчивый рост – как в объеме номерного фонда, так и в его качестве.

А что же регионы? Ситуация с развитием гостиничного бизнеса в них гораздо сложнее. Рынок расширяется, конкуренция становится все острее, но – в последнее время гостиницы (особенно в городах с населением менее 1 млн человек) ощущают дефицит спроса.

- Сегмент деловых гостей остается значительным для основных городских отелей, однако гости все чаще бронируют номер на более короткий срок. В силу относительно небольших бюджетов на отдых, в большинстве регионов отели практикуют рост цен в попытке компенсировать сокращение операционной рентабельности на фоне инфляционного роста затрат, - рассказывает Наталья Розенблюм.

- Приволжский федеральный округ испытывает постепенный рост конкуренции, давление ценовых критериев и спроса на развитие рынка. Расходы на содержание отеля вынуждают управляющих искать возможности экономии, так как показатели доходов упали за последние три года на 20-40% в зависимости от объекта, - говорит генеральный директор Hospitality Income Consulting Елена Лысенкова.

Рост конкуренции и падение спроса отмечает и владелец ульяновского гостинично-банного комплекса «Усадьба» Вячеслав Картюков:

- Кризис, безусловно, отразился на рынке гостиничных услуг. Наша компания, я думаю, как все и остальные, почувствовала снижение спроса. В первую очередь - на номера люксовой принадлежности, с более высокой стоимостью. Все экономят, поэтому сейчас наиболее востребованы стандартные номера. Если в докризисные времена загруженность номеров была около 65% (это неплохой показатель для рынка), то сейчас 40-50%.

– Кризис, санкции и политические проблемы, естественно, отразились на загрузке парк-отеля «Империал Клаб Делюкс», – рассказывает генеральный директор группы компаний «Александровский парк» Алексей Рогов. – Поток иностранных гостей снизился, но увеличилось количество российских клиентов. Сбавили темп в бизнес-сегменте, в то же время увеличился процент туристов – за счет аквапарка «Улет» и благодаря новой политике работы спа-салона «Эдельвейс». Также по сравнению с прошлым годом в разы увеличились заказы на конференц-залы. Отель быстро подстраивается под запросы гостей. Сейчас мы готовимся к открытию аэропорта «Центральный» и планируем несколько новых предложений для наших гостей.

По оценке г-на Картюкова, несмотря на богатое историческое прошлое Ульяновска, связанное с именем Ленина, туристический поток в регионе низкий. Впрочем, перспективы есть.

– Развитие внутреннего и въездного туризма является безусловным приоритетом для Ульяновской области. Туризм может стать локомотивом развития нашей территории, - считает директор регионального Агентства по туризму Юлия Скоромолова. – 2016 год стал успешным для въездного туризма Ульяновской области. Регион пользуется все большей популярностью у туристов. Объем туристского потока на территорию региона в 2016 году увеличился на 14% и составил 435 тыс. человек, из них 15 тыс. человек – иностранные туристы. Количество ночевок в гостиницах и отелях превысило 1,4 млн, что на 22% больше, чем в 2015 году.

По Стратегии развития туризма Ульяновской области до 2030 года, количество ночевок в гостиницах через 13 лет должно достичь 3 млн в год, а объем услуг коллективных средств размещения – 5 млрд рублей в год.

Отели зарубежных брендов есть в 38 городах России. Львиная доля иностранного сегмента гостиничного рынка (66%) принадлежит четырем мировым компаниям – The Carlson Rezidor Hotel Group, Accor Hotels, InterContinental Hotels Group и Marriott International

БРЕНДЫ НАСТУПАЮТ

В новых экономических реалиях гостиничный бизнес России стал более привлекательным для инвесторов. Как сообщает компания JLL, в 2017 году в стране планируется ввести в эксплуатацию 6,7 тыс. номеров в брендированных гостиницах. Это в два раза больше, чем в 2016 году. Отметим, что по состоянию на октябрь 2016 года в РФ насчитывалось 37,6 тыс. номеров в отелях международных операторов (данные EY).

– За последние несколько лет внимание со стороны крупных международных отельеров к России значительно увеличилось и не перестает расти, – замечает г-н Янтовский. – Крупные отельные операторы и инвесторы в настоящее время делают акцент на сегмент категории 4 и 5 звезд, так как он остается наиболее перспективным и прибыльным с инвестиционной точки зрения.

Яркая тому иллюстрация – открытие в Ульяновске в 2015 году отеля Hilton Garden Inn. По словам Анны Аксентьевой, генерального директора компании «Прет-а-Кюзин» (Москва), занимающейся поднятием уровня сервиса и консалтинга в сфере бизнес-авиации, перестановка сил в отельном бизнесе региона сделала некоторые гостиницы нерентабельными:

– Гостиница «Венец», построенная еще в 1970 году, к 100-летию со дня рождения Ленина, до появления сетевых международных сетей была городской достопримечательностью и главным местом проживания всех высокопоставленных лиц. Сейчас это уже в прошлом. По причине большого количества номеров (а это 30-этажное здание) она почти всегда пустует более чем наполовину.

В 2014 году Ульяновск привлек внимание еще одного мирового гостиничного оператора – ibis. Компания, имеющая сеть европейских отелей экономкласса, решила построить новый объект в Заволжской части города. В проект вложено более 300 млн рублей, строительство выходит на финишную прямую.

Как отмечает экс-менеджер по развитию гостиничного комплекса «Арт-Ульяновск» Алексей Кузьмин, интерес зарубежных инвесторов к региону говорит о его туристических перспективах:

– В первую очередь Ульяновск интересен в качестве бизнес–туризма и внутрироссийского, при явном перевесе первого. С учетом того, что в области есть большое количество предприятий, в том числе от иностранных инвесторов (тут главную роль играет особая экономическая зона), у гостиниц есть постоянный приток деловых гостей. И, конечно, не стоит забывать, что в Ульяновске совсем недавно была открыта гостиница сети Hilton, также планировали построить Marriott, а столь крупные сети не будут открывать отели, «не прощупав почву».

Ульяновский рынок гостеприимства – это:
– 118 коллективных средств размещения
– возможность размещения 10,5 тыс. гостей
– загруженность отелей – 52%
– 1,4 млн ночевок в год
– 3,1 тыс. работников коллективных средств размещения
(данные Агентства по туризму Ульяновской области за 2016 год)

ВПЕРЕДИ – ФУТБОЛ. А ЧТО ПОСЛЕ?

Есть мнение, что международные гостиничные операторы активно инвестируют в субъекты ПФО в большей степени по причине проведения на этой территории чемпионата мира по футболу – 2018.

В ожидании этого события власти Ульяновской области решили провести масштабное исследование региональной индустрии гостеприимства. «Под прицел» попадут не только отели и рестораны, но и объекты общепита, транспорт, аэропорты, вокзалы и т. д. Как заявил губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, итоговый рейтинг покажет готовность бизнеса к ЧМ-2018 и эффективность работы чиновников.

Кроме того, областная Корпорация развития предпринимательства совместно с региональным Агентством по туризму запустила конкурс «Партнер правительства Ульяновской области по проведению чемпионата мира по футболу – 2018».

– Гостинично-оздоровительный комплекс «Усадьба» будет готовиться к приему гостей чемпионата мира по футболу, – рассказал «ДО» владелец компании Вячеслав Картюков. – Мы выпустим материалы по играм (время и место), информацию в виде буклетов о достопримечательностях нашего города, проведем косметический ремонт, если на тот момент это потребуется, и т. д.

«Александровский парк» также готовится к событию. По словам Алексея Рогова, на территории парка появится символика чемпионата, а сотрудники компании пройдут специальную подготовку к приему гостей из разных стран.

По некоторым прогнозам, после ЧМ-2018 отельный девелопмент в регионах ПФО замедлится. Возможно, именно тогда игрокам гостиничного рынка будет особенно нужна господдержка. Сейчас она недоступна им в силу того, что их деятельность связана с реализацией подакцизной продукции – алкоголя. Правительство Ульяновской области предлагает устранить эту несправедливость. В мае 2017 года оно планирует выступить с новой законодательной инициативой – распространить на такие компании статус субъектов МСП.

Материалы по теме:

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: