Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Бизнес для детства.
Рынок с миссией №1

Здоровое и перспективное поколение – глобальная задача, которую наряду с государством решает и бизнес. Где он черпает ресурсы, чтобы создавать «все лучшее детям», и насколько гармонично встраивается в социально-образовательную концепцию российских властей?

Фото: pixabay.com

«Эконом» укрепляет позиции

Подрастающее поколение России – это 29 млн детей и подростков, целевая аудитория рынка детских товаров. Их в стране производят около 1,2 тыс. предприятий, в основном малый и средний бизнес. В этой индустрии заняты более 300 тыс. человек, при этом в самом производстве работают порядка 90 тыс.

В 2016 году объем рынка детских товаров в России, по некоторым оценкам, составил 549 млрд рублей. За год он вырос на 6,5%. Но этот рост уступил инфляционному (7,1%), поэтому эксперты оценивают ситуацию в индустрии как кризисную.

Ряд порталов о бизнесе прогнозирует, что кризис в отрасли может затянуться как минимум на три-четыре года, связывая это с падением доходов населения. Вот что пишет openbusiness.ru: «По данным исследований, на свободные траты у населения остается только 15% доходов, в то время как 85% направлены на приобретение продуктов первой необходимости (продукты питания и прочее). При рассчитанном среднем доходе на душу населения в 31,5 тыс. рублей в месяц производители товаров длительного спроса, в том числе и детских товаров, конкурируют за 4,7 тыс. рублей в месяц, или 56 670 рублей в год».

Вероятно, изменилась и структурная картина рынка. Показателен здесь сегмент одежды и обуви: производство продукции премиум-класса упало на 5-7%, а производство для среднего и эконом-классов выросло на 5-7% и 20% соответственно. Итог – отрасль в целом стагнирует, как и весь фешн-рынок.

Большее смещение акцентов в сегмент «эконом» отмечает самый крупный игрок российского рынка ритейла детских товаров – розничная сеть «Детский мир». В первом квартале 2017 года средний чек в магазинах компании снизился на 1,9% к уровню первого квартала 2016-го. А вот число продаж заметно выросло – более чем на 13%, что позволило оператору увеличить совокупные продажи на 11%.

По словам генерального директора ПАО «Детский мир» Владимира Чирахова, общее снижение ритейла не затронуло компанию благодаря стратегии многоканальных продаж:

– Одним из основных компонентов стратегии многоканальных продаж является «омни-ценообразование», которое было реализовано в 2016 году за счет снижения цен в наших офлайновых магазинах до уровня цен интернет-магазина, чтобы предлагать клиентам единое ценовое предложение. Усилия менеджмента, направленные на дальнейшее повышение производительности труда и оптимизацию арендных платежей, позволили снизить коммерческие, административные и прочие операционные расходы в проценте от выручки на 3,0 процентных пункта.

За январь-март 2017 года выручка «Детского мира» выросла на 28,3%, перешагнув порог в 21 млрд рублей. Рентабельность группы компаний превысила 30% при норме 05-20%

Поддержка производителей

Российские власти усиливают поддержку индустрии производства детских товаров. По данным отчета правительства РФ о результатах работы в 2016 году, поддержку в размере 506,2 млн рублей получили 20 компаний.

Что субсидируется на федеральном уровне? Во-первых, скидки управляющих организаций игрокам рынка – арендаторам земельных участков, зданий, сооружений, расположенных в индустриальном парке. Во-вторых, инновационная деятельность организаций индустрии детских товаров. В-третьих, создание, расширение, модернизация производства.

– Благодаря поддержке Государственной думы и Совета Федерации Минпромторгу России удалось сохранить инструменты поддержки производителей, направленные на развитие детской индустрии и объем финансовой поддержки индустрии на ближайшие три года в размере свыше 1,7 млрд рублей. Мы будем совершенствовать правила предоставления субсидий в соответствии с задачей перехода на проектное финансирование, – заявила замглавы Минпромторга Гульназ Кадырова на Всероссийском Конгрессе индустрии детских товаров в декабре прошлого года.

Значительная доля российского производства детских товаров (особенно в микробизнесе) относится к сфере женского предпринимательства. Часть этого рынка нелегализована: продажи ведутся через интернет без уплаты государству налогов и сборов. Чтобы мотивировать предприимчивых представительниц слабого пола официально становиться бизнес-леди, «Опора России» и федеральная Корпорация МСП разработали федеральную образовательную программу «Мама-предприниматель». Со-организатором и грантодателем выступает Благотворительный фонд Amway «В ответе за будущее».

В Ульяновске уже прошли два курса этой программы. Проект производства детских кроваток-трансформеров «Уют для крохи», победивший в первом курсе, активно развивается. Его создательница, мама двоих детей Луиза Шакирова в 2016 году получила от Благотворительного фонда Amway 200 тыс. рублей на развитие своего дела.

– Грант дал нам большой толчок к развитию, – рассказывает Луиза Шакирова. – Мы освоили его за два месяца: прошли сертификацию, набрали сотрудников, открыли шоу-рум, закупили большое количество тканей разных производителей и расцветок, пошили готовые комплекты для продажи клиентам, у которых нет времени ждать выполнения индивидуальных заказов. Кроме того, мы смогли выпустить новинки – ночники и мобили ручной работы.

По словам г-жи Шакировой, у ее компании пока нет конкурентов в Ульяновске: «Уют для крохи» – единственный в регионе официально зарегистрированный производитель детского текстиля.

ПЕДАГОГИ – В БИЗНЕС

Негосударственный сектор образования детей сегодня – целая индустрия. Она позволяет родителям выбрать систему, которая подойдет именно его ребенку. Кому-то необходим круглосуточный режим пребывания, кому-то – определенный уклон в образовании и воспитании, изучение иностранных языков, спортивные занятия и т.д.

Объем рынка частного детского образования в России в 2016 году превысил 200 млрд рублей. Более половины рынка (130 млрд рублей) приходится на дополнительное школьное образование. Этот сектор в стране полностью коммерческий. Частные детсады в структуре дошкольного образования занимают немногим менее 10%, а частные школы в структуре общего среднего образованият – около 5%. Это данные большого исследования East-West Digital News, проведенного совместно с Фондом общественного мнения, изданием Russia Beyond The Headlines, digital-платформой VB Profi les, изданием Rusbase, «Нетологией Групп», ФРИИ, ВШЭ и агентством Сomscore.

В Ульяновске рынок общего среднего образования на частной основе практически свободен. В 2005 году авиакомпания «Волга-Днепр» открыла корпоративную начальную школу «Источник». В 2013 году она прошла аккредитацию по всем образовательным программам, а в 2014 году первой в регионе начала реализацию программы международного обучения IB DP для учащихся 10-11 классов и получила статус международной школы.

У «Источника» свой режим и беззвонковая система уроков. Учебный год состоит из шести блоков, разделенных каникулами. Как утверждают в компании, задача школы – сформировать гармонически развитую, социально активную и творческую личность.

Рынок частного дошкольного образования в Ульяновске – в стадии активного становления. По данным 2ГИС на май 2017 года, в городе работают девять частных детсадов и более 30 детских и подростковых клубов.

– В регионах ситуация складывается по-разному, – говорит председатель правления Ассоциации социального развития Владимир Яблонский. – Раньше в большинстве случаев у истоков возникновения детского учреждения стоял педагог. И создание частного учреждения было возможностью реализовать собственную воспитательную программу, учитывающую потребности как детей, так и родителей. Сейчас ситуация изменилась. Все чаще можно наблюдать приход инвесторов с определенными финансовыми возможностями и уже готовыми помещениями. И на это действительно повлиял факт нехватки мест в дошкольных учреждениях.

В Ульяновске пока более популярен первый, традиционный «сценарий». Например, почти все логопеды, работающие в государственных детсадах, имеют частную практику.

– Дело в том, что в государственных учреждениях нельзя использовать все методы, которые существуют в логопедии, – рассказывает кандидат психологических наук, доцент кафедры управления персоналом и трудового права Ульяновского филиала РАНХиГС Светлана Гунбина. – Например, чтобы провести ребенку логопедический массаж, нужен медицинский кабинет, отвечающий определенным санитарным нормам. Образовательные госучреждениянемогутсоздатьтакие условия, а потому отказываются от этих услуг. В частной же практике такие услуги оказываются, поэтому эффективность лечения там может быть выше.

Экономический кризис и одно из его последствий – падение доходов населения – сказались на рынке детского дошкольного образования. По словам Светланы Гунбиной, стремясь сэкономить, родители обращаются в те медицинские учреждения, где можно бесплатно получить эти услуги, или пытаются найти информацию о методах развития речи в интернете и занимаются с детьми сами. Но без специализированного диагноза такие усилия часто оказываются бесполезными.

Негосударственные дошкольные учреждения – уже не редкость и в Димитровграде. В 2014 году там открылся первый частный клуб – детский центр «Развитие». Как отмечает его создатель и руководитель, мама троих маленьких детей Алина Черемных, сложности в реализации проекта были связаны с его новизной: каждому клиенту приходилось объяснять специфику работы центра.

– Потребительские предпочтения во многом зависят от местности. Димитровград всего в 90 километрах от областного центра, а запросы детей и родителей здесь совсем другие. У нас, например, практически нет нехватки мест в садах для детей от трех лет. Тогда как в большинстве дворов Ульяновска есть детский клуб или студия, а в Москве – в каждом многоквартирном доме, и не по одному, – рассказывает Алина Черемных.

Требования потребительской аудитории к форме дошкольного образования, качеству и подходу в последнее время изменились, отмечает психолог, логопед, специалист по раннему развитию детей, директор детского центра развития и фитнеса «Тип Топ» (Ульяновск) Анастасия Миллер, программа которой победила во Всероссийском конкурсе стипендий и грантов имени Л.С. Выготского:

– На сегодняшний день один из важных аспектов дошкольного образования, на мой взгляд, – комплексное и гармоничное развитие ребенка в условиях, удобных для клиента. При этом на первом плане именно физическое развитие – то, без чего не будет здорового, счастливого, развитого чада.

По мнению Владимира Яблонского, скоро демографический спад усилит конкуренцию частных детских садов:

– Сегодня спрос на самом деле превышает предложение. Совершенно очевидно, что на рынке останутся частные организации, которые не копируют муниципальные, а предлагают свою, уникальную концепцию. Из-за спада рождаемости спрос на детские сады станет меньше, что приведет к закрытию учреждений-«однодневок» и повышению конкуренции оставшихся учреждений.

БИЗНЕС И ГОСУДАРСТВО – В ЕДИНОЙ СВЯЗКЕ?

О поддержке частного дошкольного образования в России на государственном уровне впервые заявили пять лет назад, когда правительство утвердило «Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012– 2017 годы». Частные дошкольные учреждения, соответствующие определенным требованиям, получили возможность рассчитывать на субсидии. По оценкам экспертов, это мощная законодательная поддержка отрасли, которая показывает, что власть видит союзника в лице негосударственного сектора.

В Ульяновской области есть свои, региональные меры поддержки частного дошкольного образования. Игроки этого рынка могут получить микрофинансирование по программе «Социальный бизнес», разработанной МКК фондом «ФРиФин МСП». Это займы до 1 млн рублей под 7% годовых на срок до года. Эти деньги социальный бизнес может потратить на пополнение оборотных средств, приобретение объектов недвижимости, оборудования, транспорта и спецтехники, капремонт, модернизацию или реконструкцию основных средств для развития собственного производства и оказания услуг, расширения и развития бизнеса.

Кроме того, частные клубы в Ульяновской области могут рассчитывать на субсидии до 1 млн рублей на возмещение затрат на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста. Доступны и общие меры поддержки (возмещение затрат на обучение сотрудников, уплату процентов по кредитам и т.д.).

Особой поддержкой пользуются компании, участвующие в создании детских технопарков «Кванториум», которые, по задумке правительства, станут центром экосистемы дополнительного образования в России. На сегодняшний день открыты 24 таких технопарка в 18 регионах страны, в том числе и в Ульяновской области.

Проект реализуется в рамках государственно-частного партнерства с участием федерального и регионального бюджетов и внебюджетных источников. Вклад бизнеса в каждый детский технопарк составляет примерно 20%. Суммарный объем инвестиций в проекты превышает 2,5 млрд рублей.


Другие обзоры рынков:

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: